Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Рене Декарт

(1596-1650)

«Cogito, ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»)



Латинизированное имя Рене Декарта Картезий (Renatus Cartesius) - дало название не только учению этого гениального мыслителя, но и целому направлению в философии и естествознании XVII-XVIII веков - «картезианства». Значение Декарта трудно переоценить. Он был первым мыслителем Нового времени, писал о Декарта Бертран Рассел, который попытался создать новое философское знание. «От его работ, - продолжал Рассел, - веет свежестью, которую после Платона нельзя найти ни у одного из его знаменитых предшественников» (Рассел Б. История Западной философии. - М., 1993. - С. 75).

Будущий Великий философ, математик и ученый родился в семье французского дворянина, учился и воспитывался в основанном орденом иезуитов довольно известном в то время учебном заведении - «Коллеж Руайяль» в небольшом живописном французском городке Ля Флеш. Невысокого роста, худощавого телосложения, болезненный мальчик, между тем, выделялся среди товарищей удивительной любознательностью, вдумчивостью, фанатическим упорством в учебе. В коллеже царила суровая дисциплина, поддерживался жесткий распорядок дня. Спали ученики в общих спальнях. По сигналу, который подавался в одно и то же время несмотря на время года и был обязательным для всех, они рано поднимались, вместе шли на молитву, на завтрак, на обучение, на обед, на прогулки и т.д.: общность мышления будущих «сержантов духа »воспитывалась муштрой, едиными требованиями и одинаковым отношением к любой и каждый.

Болезненном Рене, между тем, было сделано исключение. Он имел возможность жить по собственному распорядку. Свободное время побудил к размышлениям, свободный распорядок - к выбору авторов и их работ, юноша начал осваивать. Будущий философ изучал латынь, давно греческий язык, труды знаменитых античных и средневековых мыслителей, размышлял над ними, правда, несколько в ином ключе, чем это осуществлялось на уроках под руководством официальных наставников. Последнее привело к тому, что к концу срока обучения парень «выпал из общего схоластического мышления», в духе которого росли воспитанники колледжа, отверг ничтожную книжную науку и утвердился в мысли о том, что единственным естественным орудием разума (и познания) есть сомнение. Этот вывод, сформированный в противовес схоластической философии, сопровождал Великого мыслителя всю его жизнь.

В период Тридцатилетней войны Декарт служил в армии, позже - путешествовал дорогами, которые привели его в Голландию, где он прожил более двадцати лет, в одиночестве отшлифовал и подарил миру главные идеи своей оригинальной философской системы.

Как свидетельствует история, Декарт никогда не был женат, но имел дочь, которая умерла в пятилетнем возрасте. Он хорошо одевался. Всегда носил меч. Работал по несколько часов в день, не перегружая себя чрезмерным чтением и дискуссиями. Однако это не помешало философу и ученому подготовить ряд оригинальных работ, важнейшими из которых стали такие книги, как «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии», «Трактат о свете», «Правила для руководства разумом» и др. .

В истории науки Декарт известен как основатель аналитической геометрии, автор введения в математику переменной величины, благодаря которой, по словам Ф. Энгельса, в эту, казалось бы, статическое науку, вошли движение и диалектика.

В истории философии Декарт известен как создатель дедуктивного метода, основатель рационализма в теории познания, автор знаменитой тезиса «Cogito, ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»). Широкое признание получили учения Р. Декарта о врожденных идеях, его размышления о сущности Бога, физику телесной субстанции, механику животного мира, метафизику духовной субстанции, страсти, а также о движении небесных светил.

Суть своего дедуктивного метода Декарт сформулировал известных четырех правилах. В первом говорится о исходный пункт познания - определение принципов или начал. За истинные, согласно этому правилу, можно считать лишь те положения, которые не вызывают никакого сомнения и не требуют доказывания, истинность которых для ума самоочевидна. Подвергай все сомнению! Во втором правиле формулируется требование аналитического изучения природных явлений. Каждую сложную проблему следует делить на простые и делать это до тех пор, пока не придем к ясных и очевидных вещей. Третье правило требует «придерживаться определенного порядка мышления», который заключается в том, чтобы начинать с самых простых и доступных для познания предметов и постепенно сходить в сложных и тяжелых. Такое восхождение, за Декартом, является процессом опосредованного дедуктивного вывода, опирается на интуицию. Итак, засадными элементами рационалистического метода Декарта является дедукция и интуиция. Четвертое правило ориентирует на достижение полноты знания, на последовательность и тщательность дедуктивного вывода и требует полного перечня, детального осмотра всех звеньев. Разум, вооруженный дедуктивным методом, способен познать глубокие основы мира и не может иметь, по мнению Декарта, препятствий в последовательном восхождении к истине.

Критерий ясности и очевидности приводит Декарта к необходимости дополнить рационалистическую дедукцию методологии интеллектуальной интуиции. Рационалистическая дедукция требует исходных положений, которые уже ничему не выводятся, а являются самоочевидными. Эти выходные самоочевидные положения Декарт квалифицирует как интуитивные. Прообразом их являются аксиомы математики, в частности, геометрии.

философ уверен, что человек от рождения имеет определенные (врожденные) идеи, которые и составляют фундамент познания. их нужно уточнить и с помощью рационалистически-дедуктивного метода вывести на их основе всю систему знания. Ведущими среди врожденных идей, за Декартом, является идея Бога, математические аксиомы, Некоторые моральные ценности. Эти идеи Декарт рассматривает как воплощение естественного света разума.

Социально-философские воззрения Декарта изучены меньше. Открытие Р. Декарта как социального философа все еще не произошло.

А это, как известно, ставит препятствия на пути осмысления исторического генезиса социально-философской мысли в «пислядекартовий» период, восприятия концепций таких выдающихся мыслителей, как Дж. Локк и Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо и И. Кант.

Труды Р. Декарта «Рассуждение о методе» и «Основы философии» вызвали недовольство протестантских богословов. Оно вылилось в преследование, гонение философа. Именно поэтому, приняв приглашение шведской королевы Кристины, Р. Декарт переехал в Стокгольм, где и номер от простуды лютой зимой 1650 года.

Так какие философские идеи вынашивал Р. Декарт и имеют ли они смысл в общей логике эволюции философского знания? Остановимся на этом более подробно.

Первая и главная среди них - идея социального значения разума, научных знаний как ведущих факторов общественной организации. До Декарта эту идею вынашивал Ф. Бэкон. Последнее отнюдь не принижает заслуг французского философа, а наоборот - свидетельствует, что его рассуждения находились в общем контексте социальных поисков суток. Если внимательно присмотреться к декартовской понимание роли «ума» в системе общественной организации, то станет ясно: оно более глубокое и всестороннее, чем бэконовского. Р. Декарт, поднимает роль разума к статусу мир смотровой принципа, вместо Ф. Бэкон лишь описывает его эмпирические проявления.

В полемике со своими выдающимися современниками, среди которых особо выделяются Т. Гоббс, П. Гассенди и парижский теолог А. Арно, Декарт выкристаллизовывает главный принцип своей философской системы - принцип сомнения, который, по его мнению, однозначно указывает на существование духа как первого и главного первня любого философствования. «Я мыслю, следовательно, я существую», - подчеркивал Р. Декарт, имея в виду, что «бытие нашего духа» является высшим принципом философии, а соответственно и бытия человека, которая занимает среднее положение между миром «бытия» и «небытия» .

Человек, согласно Р. Декартом, является существом, способным к самосовершенствованию. Казалось бы, эта мысль также является лишь отголоском итальянского Возрождения. Пико делла Мирандола, как известно, отмечал на ней - чуть ли не первым среди всех гуманистов этой героической эпохи. Однако Декарт «прочитывал» указанную идею в новом отношении: если человек принадлежит одновременно и к миру бытия, и к миру небытия, то от ее собственной деятельности зависят самодвижение в ту или иную сторону, возвеличивание или падения, духовный триумф обладание истиной или чисто животное существование в мире теней и призраков. Тем самым философ возвращал человека к действительности, науки, разума и деятельности как единственно реальных факторов усиления могущества человека, его власти над природой.

Как бы позже мы толковали декартовский «cogito», но его мнение о деятельное самоутверждения человека (даже при условии существования Бога) не может не быть признано гениальным. Как нам кажется, именно она открывала широкий и очень глубокий пласт философского постижения деятельной сущности социального, на полтора столетия опережая знаменитое фихтеанське «Я» и гегелевскую «абсолютную идею».

Не менее интересны и основательные мысли содержит учение Р. Декарта о свободе. Философ убедительно доказывает соответствие разума и воли при условии подчинения воли (что нередко отклоняется от истинного пути в заблуждение) умственные, который осознает свои задачи и принципы своих разумных действий.

Свобода воли, согласно Декарту, не отрицает и не исключает необходимости. Наоборот, она выступает как обусловленная обстоятельствами этой необходимости. Свобода воли и необходимость, делает вывод Декарт, образуют противоречивое единство и сосуществуют как, обусловливающие друг друга. «Чтобы быть свободным, - писал философ, - мне не следует быть равнодушным при выборе одной из двух противоположностей. Скорее наоборот: чем больше склонен я к одной, - то ли потому, что я понимаю, что в ней содержится добро и истина, то Бог предопределяет именно такой взлет моему мнению, - тем больше я ее выбираю »(Цит. по: Асмус В.Ф. Декарт. - М., 1956. - С. 19). Декартова понимания взаимосвязи и взаимообусловленности свободы воли и необходимости предшествовало знаменитой формуле Б.Спинозы - «свобода есть осознанная необходимость». Собственно говоря, оно и начало философскую интерпретацию свободы через необходимость (и наоборот), который сохраняет свои эвристические возможности до наших дней.

Философские идеи Р. Декарта развивали его многочисленные последователи - картезианцы, среди которых выделяются фигуры французского богослова и философа А. Арно (1612-1694), философа Ж. Роо (1620-1672), писателя и философа Б. Фонтенеля (1657-1757) , голландского философа, физиолога и педагога Г. Лe Руа (Леруа) (1598-1679). Впоследствии сформировалась своеобразная «школа Декарта». «Истинными картезианцами» оказались такие выдающиеся мыслители, как А. Гелинкс и Н. Мальбранш (1638-1715).

Собственно говоря, от декартовский идей отталкивались почти все последующие великие и выдающиеся философы. И хотя в большей степени они отрицали, опровергали, переосмысливали то или иное положение декартовской учения, вылил Р. Декарта на их размышления оказался более заметным. Б. Спиноза, например, слыл через преодоление декартовской дуализма, материальной и духовной субстанций. Дж. Локк углубил декартовский учение о материи через отрицание его абстрактно-геометрических характеристик последней. Г. Лейбниц, опровергая учение Р. Декарта о Боге как источник врожденных идей, показал, что рациональные основы познания находят свои источники в природе человека. Ж.Ламетри опроверг декартовский положение о различии «человеческой» и «животной» природы. И. Кант отрицал декартовский обоснование бытия Бога и тому подобное.

Все это отнюдь не принижает Декарта, а наоборот - подчеркивает его величие как философа, от которого начинают свой отсчет фундаментальные философские идеи и учения нового времени - Просвещения. Значение Декарта состоит в том, что он сумел одновременно с Бэконом переосмыслить и ввести в контекст новых духовных ориентаций достояние эпохи Возрождения и Реформации. Собственно говоря, Декарт вместе с Бэконом предстают как мыслители, обеспечили эпохальное преемственность (преемственность) социально-философских идей. Именно в этом ключе мы и рассматриваем указанных мыслителей в истории философии.

Новое время преподносит новых героев. Фигура Декарта на философском горизонте XVIII века не была одинокой. Рядом с ним, хотя и в других местах Европы, отстаивали собственные учения французский философ и математик Пьер Гассенди и английский философ и теоретик Томас Гоббс.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии