Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Пьер Гассенди

(1592-1655)

«Любая благотворительность с благо, поскольку она доставляет беззаботность»



Войти в философской элиты своего времени П. Гассенди было труднее, чем его знаменитым современникам. Пьер родился в крестьянской семье, и только природная одаренность, ум и настойчивое обучения могли дать (и дали!). Парню возможность подняться до уровня самых образованных и уважаемых людей своего времени, выдающихся ученых, философов, начали и возглавили новые направления научных и мировоззренческих поисков. Семья рано заметила одаренность ребенка, нашла средства для устройства Пьера на обучение в колледже и в университете. Успехи молодого студента в обучении оказались настолько значительными, что его преподаватель философии и теологии патер Фезе однозначно заявил, что не может точно определить, кто из них является учеником, а кто - учителем. Фезе поручал П. Гассенди читать лекции в университете, воспитывал у юноши уверенность в собственном уме, поощрял к занятиям наукой.

Признание П. Гассенди получил сразу после публикации своих первых работ по астрономии, математике и философии. За честь общаться с ним считали Ф. Бэкон и Т. Гоббс, Гуго Гроций и Т. Кампанелла. С Т. Гоббсу, кстати, у П. Гассенди сложились глубоко дружеские отношения. Философы обменивались идеями и наблюдениями. Поэтому определить першоавторство концепции «общественного договора», с которой примерно одновременно вошли в социальной философии П. Гассенди и Гоббс, невозможно.

Среди философских трудов П. Гассенди ведущее место принадлежит таким трудам, как «Парадоксальные упражнения против аристотеликом» и «Свод философии Эпикура». Философ остро критикует схоластов и извращенного ними Аристотеля, анализирует проблемы достоверности познания, доказывает объективность пространства и времени, развивает онтологическое учение Эпикура и Лукреция, материалистически объясняет различные явления бытия и сознания. Он убежден в объективном существовании пространства и времени, которые являются несотворимимы и незнищивнимы. П. Гассенди продолжает и углубляет атомистическое учение древних мыслителей, размышляет о первоматерию, которая состоит из ограниченного количества атомов, имеющих различные формы и качества и могут перемещаться в пространстве и времени. В то же время, он считал Бога единственным создателем атомов. Показательно, что именно П. Гассенди первым ввел в научный оборот понятие «молекула».

Логику Гассенди использовал как средство борьбы с схоластами. Философ пытался занять компромиссную позицию между догматизмом и скептицизмом. В теории познания он придерживался принципов сенсуализма: чувство, считал философ, есть единственный источник и критерий истины или ложности наших знаний, погрешности возникают как результат неправильных «маневров» ума.

Свою социальную концепцию ученый освещает в третьей части «Возведение философии» - «Этике». При этом этику П. Гассенди считает центральной частью философии. «Что касается этики, или философии обычаев ... то не без оснований было сказано, - писал он, - ... что ее следует считать главной частью философии ». Без рассмотрения этики, подчеркивает П. Гассенди дальше, размышления о природе (и другие философские проблемы) были бы лишними. Этическое учение, по его мнению, стоит выше философию природы, за что оно направляет всю последнюю и делает ее средством для достижения нравственной цели.

Социально-этическая концепция П. Гассенди основанная на учении о достижении человеком высшего блага - счастье. Под счастьем философ понимает беззаботный, спокойное состояние, но не в плане инертного (сонного, оцепенела) существование, а как жизнь с удовольствием. Счастье, писал П. Гассенди, - это освобождение от страданий, душевная уверенность, отсутствие страха перед смертью и ответственности перед богами, отсутствие упоминаний о прошлых блага и бесплодных мечтаний о благах будущие. Главным принципом счастья является удовлетворение, которое основывается на телесном здоровье и невозмутимости ума. Это - удовольствие особенное. Оно не масс ничего общего с «удовольствием бездельников», людей, утопающие в роскоши или развлечениях, - оно означает не что иное, как «отсутствие телесных страданий и беззаботность духовного мира».

Какой социальный смысл вкладывал П. Гассенди в «запоздалое возрождение» (Куно Фишер) Эпикура и эпикурейской этики? Возможно, здесь были только научные симпатии к осквернены схоластами-теологами большого атомистов? Думаем, что нет. Обращение к Эпикура давало П. Гассенди возможность, не вступая в непосредственный теоретический диспут с теологией, опровергнуть религиозные обоснования морали, рельефнее подчеркнуть ее земное, человеческое происхождение и функционирование. Его этика, подчеркивает Б. Быховский, порывала с главным церковным устройством-с религиозным обоснованием нравственности. В этом коренится загадка того, почему некоторые современные теологи осуждают гуманистическую этику П. Гассенди как эгоистическую.

П. Гассенди был сторонником твердой центральной власти. (Абсолютного монарха) он называл «хорошим хозяином государства», призвал раболепства ему жить благотворно и в согласии.

Значение социально-этической концепции П. Гассенди переоценить трудно. Она открывала для социального познания еще один, омрачен еще схоластикой, сторону общественного бытия - его нравственную составляющую. Поворотом морали к человеку и его реальной жизни П. Гассенди сделал к развитию социальной философии такой же фундаментальный вклад, как Н. Макиавелли - учением о материальный интерес, Ф. Бэкон - вниманием к опытным основ общественной жизни, Р. Декарт - обоснованием принципов осознания деятельной сущности социального.

Этическая концепция П. Гассенди имела не только теоретическое, но и широкое практическое значение. «Эпикурейской священник», как иногда называли П. Гассенди, пытался сформулировать на ее почве общие правила общественной жизни. Результатом этой попытки оказалась «договорная теория происхождения государства», теория, которую практически одновременно с П. Гассенди вынашивал Т. Гоббс. развивали позже Ж.-Ж. Руссо и Дидро, Дж. Мильтон, 0. Paдищев, Ф. Прокопович и много других выдающихся просветителей.

Человека П. Гассенди толковал как общественное существо (sociabile animal), а общество - как результат соглашения, заключенного людьми для удобства и безопасности взаимного существования. Соглашение основывается на «естественном праве» человека, отражает (и согласовывает между собой) поезда человеческой природы и законы разума. Существующее законодательство, размышлять II. Гассенди, не всегда адекватно воспроизводит «естественное право». Это приводит к несправедливости и общественных конфликтов, избежать которых можно лишь благодаря взвешенности в ведении государственных дел, умеренности граждан, т.е. благодаря экономической и социальной рассудительности. Основой «естественного права», согласно П. Гассенди, является частная собственность. Вокруг нее и имеют вращаться законы человеческого общежития. Главный среди них - «не вмешиваться в чужие права, не делать никому образ». Собственно говоря, это и должно обеспечить государство, управляемое «умным монархом». П. Гассенди был сторонником твердой централизованной власти, абсолютной монархии, обосновывал общественное значение порядка, организованности и согласия «гражданской рассудительности» и дисциплины.

Книга «Свод философии Эпикура» увидела свет уже после смерти автора - в 1658 году. Несколькими годами ранее опубликованные работы Т. Гоббса, где указаны сюжеты были изложены более широко и основательно. Именно поэтому основателем «договорной теории государства» считают Т. Гоббса. Однако это не совсем правильно. Оба мыслителя оттачивали исходные принципы этой теории практически одновременно. Поддерживая дружеские отношения, они обменивались идеями и наблюдениями, «подталкивали» друг друга к тем или иным выводам. Последнее дает основания для суждения о том, что основателями «договорной теории государства» следует считать обоих философов. Если же речь идет о разветвленность теории и обоснованность выводов, то «пальму первенства» следует отдать Т. Гоббсу.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии