Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Огюст Конт

(1798-1857)

«Какими бы значительными не были услугах науками промышленности ... мы все же не должны забывать, что науки прежде всего имеют более прямое и величественное назначение: удовлетворение потребности нашего разума в познании законов явлений ».



Основатель позитивизма - философского направления, рассматривавшего научное знание (в противоположность метафизическому) как единственно возможное - французский философ и социолог Огюст Конт (полное имя - Ивдор-Огюст-Мария-Франсуа-Ксавьер) родился в Монналье в семье служащего финансового ведомства, где он получил строгое католическо-монархистской воспитания и неплохое домашнее образование, позволившую ему поступить в Политехнической школы (Париж).

Одновременно с изучением математики, физики и других естественных дисциплин, пытливый взгляд юноши обращал внимание на философию и политические науки. Конт живо реагировал на политические изменения в тогдашней Франции, считал себя сторонником республиканских взглядов и убеждений. Тогдашняя Франция характеризовалась интенсивной сменой политических режимов, идеологических подходов, властных структур. Директория, Консульство, Империя, Реставрация, Революция 1830 p., Июньская монархия, Революция 1848 p., Вторая республика, Вторая империя - вот главные вехи политической жизни Франции, Конт переживал и отслеживал, как свои собственные, и каким он пытался дать более или менее взвешенное теоретическое объяснение. Республиканские убеждения юноши, направленные как против Наполеона, так и против Бурбонов, в эти интенсивные политические изменения «не вписывались». Однако, уступить своим убеждениям юноша не считал нужным. Собственно, за свою идейную твердость он и был исключен из школы, занялся самообразованием, в смысле которой, опять же, органично совмещал изучение прпродничо-математических наук с философией, теологией, политическими науками и т.д..

Некоторое время Конт работал домашним учителем математики, позже - личным секретарем известного социалиста - утописта К.А. де Сен-Симона, а еще позже - преподавателем той же Политехнической школы, из которой в свое время изгнанный за вольнодумство. Лекции копты имели большой успех. Студентов захватывала колоссальная эрудиция ученого, а еще больше - новые подходы, оригинальные повороты философской мысли и смелые практические (в том числе и политические) выводы, которыми Конт щедро делился с аудиторией. Каждый понимал (или чувствовал): перед ним рождается и разворачивается новый философское направление - «позитивизм», который направляется в будущее.

На основе этих лекций О. Конт подготовил и опубликовал свой основной труд - «Курс позитивной философии» (тт. 1-6), с которой и вошел в историю. Позже философ выдает новый философский труд - «Система позитивной политики или Трактат, устанавливающий религию человечества» (тт. 1-4). В течение жизни О. Конт публикует серию книг - «Философский трактат популярной астрономии», «Рассуждение продух позитивной философии», «Рассуждение О позитивизм в целом», «Позитивистский катехизис», «Призыв К консерваторов», «Субъективный синтез». После смерти философа была опубликована его четырехтомный труд «Завещание Огюста Конта».

Перечень работ, их объем и содержание позволяют составить представление о этом фундаментального ученого - новатора в философии, основателя ее новых направлений и новых наук, среди которых главное место принадлежит социологии.

Работая с Сен-Симоном, Конт хорошо разбирался в учении великого социалиста - утописта, видел его преимущества и узкие места, пытался выйти за пределы «утопизма», что, собственно, и привело к разрыву молодого и перспективного ученого с маститым метром философской и политической мысли . Неприятие у Конта вызывали мысли Сен-Симона о борьбе классов эксплуататоров и производителей, его преувеличена оценка труда как источника богатства, рассуждения об обществе свободных и равных производителей, идеи социального прогресса и т.п.. В противовес этим «метафизическим размышлениям» О. Конт пытался поставить «положительно знания», которое бы базировалось на реальных достижениях наук, а не на иллюзиях. Он обосновывает новую классификацию наук, опровергает традиционную философию и одновременно создает «позитивную философию», которая обобщает все «научное в науках», включая анализ их предметов, методов, законов, совпадений и различий.

Термин «позитивный» у Конта просматривается в нескольких значениях: 1) как реальная противоположность иллюзии, 2) как полезное в противовес ненужному, 3) достоверное знание в противоположность сомнительному; 4) как точное в противовес причудливом, 5) позитивность (степенность, солидность) знания в противовес негативному (отрицательном).

Исходя из этого, О. Конт разделил науки на две большие группы: а) абстрактные науки - те, которые изучают законы определенных категорий явлений, и б) конкретные науки - те, изучающих эти же законы относительно конкретных сфер познания. К первой - главной, опорной - категории наук он относит астрономию, физику, химию, биологию и социологию. На них базируется все остальное знание, они являются основой и источником позитивного постижения мира и конкретно-практической деятельности человека. Социальные явления О. Конт рассматривал как естественные и необходимые. По его мнению, они могут быть описаны наукой в такой же системе объективного знания, как и естественные явления. Такой системой является социология - разновидность положительной науки, противостоит теологическим и метафизическим спекуляциям относительно человека и общества. О. Конт отрицал теологические объяснения божественного происхождения и назначения человека и, одновременно, не принимал философов - метафизиков, которые создавали и перманентно воспроизводили «социальные утопии» життеперетворення на основе «разумной воли» индивидов. Единственная наука, которая имеет возможность подарить человеку позитивное знание об обществе, - это социология. О. Конт обосновывает основы этой науки, ее предметное поле. И хотя его рассуждения во многом носят абстрактный характер, начало было положено: Конт вошел в историю философии и науки как «отец - основатель социологии» - позитивной науки об обществе, формирует систему знаний для практической деятельности.

Индивид, по Конту, является абстракцией, он подчинен обществу, которое, в свою очередь, является переменным, то есть - историческим. Социология, считал О. Конт, является единственной наукой, которая изучает процесс совершенствования человеческого разума под влиянием изменений, трансформаций, развития общественной жизни в пространстве и времени. Это осуществляется с помощью таких методов, как наблюдение, эксперимент, сравнение и историзм. Учение о методах социологического познания человека и общества можно отнести к наиболее весомых научных достижений О. Конта. Современная социология пользуется ими почти по такой же методике, которую он обосновал более полутора веков назад.

Общество О. Конт рассматривал как целостную систему, все составляющие которой взаимосвязаны друг с другом и могут быть постигнуты только в их взаимных связях и зависимостях. Общую социологию Конт делил на две части: а) социальную статику и б) социальную динамику. Первая из них, изучающая условия существования и законы функционирования общественной системы; предметом второй части есть законы развития и изменения социальных систем.

В противоположность философам эпохи Просвещения, которые трактовали общество как результат общественного договора между людьми, О. Конт рассматривал его как своеобразный организм, основу строения которого составляют социальные институты - семья, государство и религия. Социология как раз и призвана изучать жизнедеятельность этих институтов. Ее цель - сохранение общественной целостности, которая часто нарушается в связи с разбалансированностью интересов конкретных индивидов и социальных групп. Сохранение единства социального организма является основной задачей и призванием правительства, которого Конт любезно и величественно именовал «выразителем общественного духа», «гарантом общественного порядка и общественной взаимопонимание». Государство трактуется Контом как орган социальной солидарности; подчиненность государству философ считал «священным долгом каждого индивида».

Философ прекрасно понимал, что общество не остается постоянным раз и навсегда, оно развивается, растет, укрепляется или разрушается. Эту часть проблемы охватывает такое подразделение социологии, как социальная динамика, под которой Конт понимал не что иное, как «позитивную теорию общественного прогресса». Отталкиваясь от конкретных (положительных) обществ, прогрессивных Дат и имен выдающихся исторических деятелей самых цивилизованных народов Европы, философ создал оригинальную схему общественного прогресса; проанализировал его наиболее влиятельные факторы; обосновал основные составляющие прогресса - материальный (улучшение внешних условий жизни), физический (совершенствование человеческой природы), интеллектуальный (развитие интеллекта, переход от религиозного и цель физического мировоззрения к позитивному) и моральный (развитие коллективности и нравственных чувств). В основу социально; динамики, ввалиш О. Конт, масс быть положена «историческая энергия человеческого духа».

Характерно, что О. Конт органически не принимал революции. Он неоднократно обращался к французским рабочих отказаться от революции и принять его (Конта) позитивистскую программу. В противовес революции философ настойчиво отстаивал эволюционный путь общественного развития, который позволял «не уничтожать и разрушать», а «совершенствовать и изменять существующий в обществе порядок». Это изменение, за Контом, должно осуществляться в соответствии со следующими принципами: 1) принцип условий существования, требует учета влияния социальной среды, выделять взаимодействие между внутренней и внешней средой, между человеком и обществом, видеть проблему влияния сознания на социальную среду, 2) принцип единства человеческой природы, 3) принцип консенсуса, обязывает учитывать цельную совокупность частей при их взаимодействии как между собой, так и с социальным организмом как целостностью, 4) принцип эволюции, опирающаяся на признание приоритета интеллекта и нравственного совершенствования человека.

По мнению О. Конта, в своем развитии разум проходит три главные стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Закон «трех стадий» развития разума, Конт одновременно трактует и как логический закон развития человеческой истории, является опорным, восходящим, принципиальным положением теории социальной динамики. Внимательно проанализировав историю развития цивилизации, философ делает вывод о том, что развитые страны Европы вступили сейчас в фазу позитивного развития. Об этом свидетельствуют такие факты, как развитие наук и внедрение их в практику, замена военного способа социальной организации (характерной для теологической эпохи) технологическими подходами; победа альтруизма над эгоизмом; расцвет социальных чувств; быстрое развитие материальной культуры, что обеспечивает комфортную жизнь, справедливость и мир.

Критики О. Конта считают такую схему общественного развития достаточно абстрактной. В ней обобщаются лишь те факты, которые подтверждают ее смысл и значение, или, крайней мере, не противоречат ей. Схема не дает ответы на следующие вопросы истории, как ее движущие силы, мотивы их деятельности, направления общественного развития и т.д.. Рассматривая наследие О. Конта с позиций современного научного и философского знания, мы можем сделать вывод, что подобные замечания хотя и имеют определенный смысл, однако они не уменьшают достоинств концепции, созданной великим социологом. После «метафизических и утопических» конструкций Маркса и Энгельса, система, созданная О. Контом, была если бы не единственным конструктивным и системообразующим взглядом на общество в его истории и современных измерениях, взглядом, построенным на положительной естественной науке об обществе, в социальных фактах (изучаемых таким же объективным образом, как и естественные явления), на социальных технологиях, благодаря которым решаются те или иные социальные задачи.

От О. Конта ведет свою родословную целый ряд направлений позитивной социологии, в частности, социологический организм, «социологизм», концепции «технологического детерминизма» и другие. Наиболее влиятельными сторонниками и последователями «позитивной философии» О. Конта были такие известные английские философы, экономисты и общественно-политические мыслители, как Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер. Определяя свое, нередко критическое, отношение к Конта, каждый из них, конечно, попытался выстроить свою философскую схему. Однако, несмотря на оригинальность их мышления и философских конструкций, вылил О. Конта на этих философов был более значительным и заметным, чем их о нем декларации.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии