Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Эдмунд Гуссерль

(1859-1938)

«Только философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает действительно теоретическое познание»




Основатель современной феноменологии, выдающийся немецкий философ Эдмунд Гуссерль родился в городке Просниц в Германии. Математику, физику, философию он изучал в университетах мм. Лейпцига, Берлина, Вены и Галле. Защищает диссертацию по математике, однако постепенно его интересы перемещаются в философии. Публикацией своей двохтомнои работе «Логические исследования» Э. Гуссерль заявил о создании новейшего направления в философии - феноменологии. Это произошло на рубеже веков. Все еще горько переживая боль утраты великого Ницше (умер в 1900 p.), Философская общественность как-то сразу поняла (а может почувствовала): на горизонте появилась новая философская звезда - Звезда Гуссерля, на философском небосклоне появилось новое направление - феноменология. Не покидая Ницше (и Дильтея), вслед за Гуссерлем в водоворот феноменологии бросились такие исследователи, как М. Хайдеггер, Н. Гартман, М. Шеллер, Ж.-П. Сартр. М. Мерло-Понти. Конечно, каждый из них создал собственное философское учение. Однако все они «вышли из Гуссерля», хотя и отрицали его исходные принципы.

Как писал позже Поль Рикер, «работа Гуссерля относится к типу произведений, которые не отличаются ясностью, где полно таких размышлений, которые снова и снова перечеркиваются и дают начало новым и новым направлениям мысли. Вот почему многие мыслители нашли свой путь именно тогда, когда они отошли от учителя и в то же время продолжали разрабатывать ту или иную линию, которая была с таким мастерство основана основателем феноменологии. История большей степени является историей гуссерлианських «ересей».

По предварительному замыслу, феноменологию Э. Гуссерль создавал как научную теорию научного знания. Однако со временем он расширил диапазон задуманного. Основная задача философии, как феноменологии. он видел теперь в способности раскрыть не мир науки, а «жизненный мир в целом», увидеть и пережить истины и обще-значимые идеи как целостность, взятую в виде непрерывного потока. «Идеальное бытие истины», считал Э. Гуссерль, означает две вещи: во-первых, что она (истина) обладает все общей обязательностью, сохраняет а себе «единство значений», во-вторых, что зоно обладает свойством самоочевидности есть свойством «самораскрытия», «самовыражения» и, благодаря этому, особой убедительностью. Главным методом изучения структуры «переживания», по мнению ученого, является интеллектуальная интуиция, «вглядування» в истину, сущность, идею. Этот метод Э. Гуссерль назвал методом «феноменологической редукции». Суть последнего заключается в том, чтобы последовательно искоренить «естественную установку» и направить основное внимание на само сознание, на ее «чистую структуру», освободив сознание от всего эмпирического.

Феноменологическая редукция, за Гуссерлем, включает в себя два главных этапа: первый из них заключается в том, что все знания о мире мы «в кавычки» как, собственно, научное, в результате чего любая «субъективность» «оседает на дно », второй этап« берет в кавычки »все суждения и мысли человека о сознании, о духовные процессы как феномены человеческой культуры. В результате этих двух этапов познания переходит на новую позицию - трансцендентально-феноменологическую, которая создает возможность для феноменологического, то есть, собственно, философского анализа. Последнее позволяет анализировать сущности (по терминологии Гуссерля - «эйдосы») сами по себе, отделены от эмпирии и суждений о ней. Поскольку они («эйдосы») существуют не в отрыве от человеческих переживаний, а в едином «потоке», важно выявить элементарную ячейку этого потока - «феномен». Философия, которая изучает «феномены», как элемент «потока переживания истины», причем, в каждом из них видит своеобразную целостность, с при - Таманью ей внутренней структурой, за Гуссерлем, выступает как феноменология, т.е. теория сущностного анализа действительности. Последнее, вскакивает лишь интуицией и только в случае, когда субъект находится не извне процесса, а непосредственно «переживает» его. Таким образом - Э. Гуссерль называет его «вхождения в сознание», в сферу психического - способен осуществить каждый, поскольку каждый может найти психическое в самом себе. Итак, суть нового метода - в «созерцании сущностей через феномены». Эта «конструкция» представляется Гуссерлю идеальной. Осталось только сконструировать структуру самого «феномена». За Гуссерлем, «феномен» имеет следующие составляющие: 1) языковая оболочка (речь, письмо, обозначение и т.д.) 2) психическое переживание (индивидуальные эмоции субъекта познания), 3) сами «смыслы» и «значения» выражений и познавательного переживания , 4) «предмет», что освещается через значение. Два первые элементы, подчеркивает Гуссерль, мало интересуют исследователя; основное внимание феноменолога сосредоточено на последних структурных элементах. Особую важность имеют «значение» и «предметы». Суждения человека о них включает в себя ее (человека, вернее, его сознания) отношение к ним. Как пишет Гуссерль, с помощью высказываний исследователь "вступает в отношения с предметом», формируя тем самым последний элемент феномена - «предметность» - отношение сознания к предмету. Как видим, Гуссерля интересуют не предметы, как, и не сознание, которая образуется в результате их познания, а тип психологически эмоциональной реакции сознания, переживает разнообразные предметы.

Э. Гуссерль пытался преодолеть общее настроение скептицизма, который доминировал в то время в общественно-политической мысли на Европейском континенте. Он поставил задачу обоснования культуры. Для этого ученый обращается к интеллектуальной интуиции. Феноменология, по Э. Гуссерлем, - это «философская археология», ищущая скрытый и потерянный смысл. Результаты поиска необходимо внедрять в практику. Таким образом, жизнь, построенная на основе «феноменологической редукции». станет истинным. В этом разрезе феноменология выступает как средство не только познания истинного, но и построения нового мира как истинного мира. В центре его, по Э. Гуссерлем, находиться человек. Идеи истинного познания и построения на его основе истинной жизни получили определенное развитие в дальнейших социально-философских изысканиях. Конечно, обоснованные Э. Гуссерлем предпосылки было значительно модифицированы. Наибольшее распространение они получили в контексте такого направления социальной философии, как экзистенциализм.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии