Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Фридрих Энгельс

(1820-1895)

Карл Маркс

(1818-1883)

«В этой философии марксизма, вылитой из одного куска стали, писал В.И. Ленин, - нельзя вынуть ни основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной лжи »(, Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - Т.18. - С. 320).




Родоначальник теории, почти век единолично владела умами многомиллионной революционно настроенной массы которая через Российскую революцию 1917 года всколыхнула мир. Карл Маркс родился в городке Трир в семье адвоката, окончил Берлинский университет и защитил докторскую диссертацию по философии. По своим взглядам он был тогда «молодогегельянцем» и по философии Гегеля делал атеистические и революционные выводы. Реакционном правительства тогдашней Германии не нравились критически революционные «стрелы» Маркса ума, потому преподавательской должности в университете К. Маркс получить не смог.

Ознакомление с трудом Л. Фейербаха «Сущность христианства» обусловило переход К. Маркса с позиций «молодогегельянства» «а позиции« фейербахианства ». Увлекаясь фейербаховский «философией человека», К. Маркс работает на журналистском поприще, знакомится с жизнью простонародья, деятельностью тех учреждений, которые управляют обществом. Пытаясь разобраться в противоречиях суток, он самостоятельно настойчиво изучает политическую экономию, которую, как и гегелевскую философию, связывает с пролетариатом, все весомее заявлял о себе как серьезная общественно-политическая сила. Рассуждения о судьбе пролетарской массы активизировались в связи с деятельностью различных рабочих союзов, в один из которых - «Союз коммунистов» - за жаждой души и волею судьбы вошел молодой К. Маркс. Второй побудительной доминантой активизации его теоретических размышлений в этом направлении стали знакомство и дружба с Ф. Энгельсом.

Фридрих Энгельс университетского образования не имел. Его отец - богатый текстильный фабрикант - старался скорее привлечь сына к коммерческой деятельности и поэтому устроил его в одну из крупных торговых контор. Но парень рвался к литературе. С 1839 года он сотрудничает с печатным органом «Молодой Германии», изучает Библию, увлекается философией, основательно изучает «Философию истории» Гегеля и становится его последователем («молодогегельянцем»), приходит к выводу о необходимости вооружить идеологию «Молодой Германии» гегелевской диалектикой .

К «социалистической идеологии» он подошел в Англии, куда ездил по поручению отца в коммерческих делах. Корреспонденции Ф. Энгельса из Англии свидетельствуют о глубоком понимании экономического положения наиболее развитой тогда капиталистического государства, сущности противоречий и борьбы классов и партий, значение социальной революции в развитии общества. В 1844-1845 годах Ф. Энгельс пишет труд «Положение рабочего класса в Англии», где пытается разобраться в том материале, который ему удалось собрать в процессе ознакомления с условиями труда и жизни рабочих.

Увиденное вызвало у Ф. Энгельса большое потрясение. Бесчеловечное жизни пролетариата, страдания многотысячных масс населения нуждались просмотра «официальных» теоретических доктрин того времени. В поисках новых идей он знакомится с трудами Р. Оуэна, изучает политэкономию, историю, изучает труды лидеров немецкого «философского коммунизма» М. Гесса и К. Грюн, становится убежденным социалистом. 1844 стал годом Начала глубокой дружбы и тесного сотрудничества Ф. Энгельса и К. Маркса.

Первой совместной работой молодых философов стало произведение «Святое семейство, или Критика критической критики» (1845 год). До начала сотрудничества и К. Маркс, и Ф. Энгельс уже имели теоретические исследования и публицистические статьи, которые подтверждают высочайший уровень их философской культуры: «К критике гегелевской философии права», «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «К еврейскому вопросу »и другие у К. Маркса,« Положение рабочего класса в Англии »,« Письма из Лондона »и другие в Ф. Энгельса. Именно поэтому первая совместная работа появилась как завершенный философское произведение, где были сформулированы фундаментальные основы нового теоретического видения мира - идею общественных производственных отношений, положение об определяющей роли народных масс в истории, историческую миссию пролетариата как «могильщика капитализма».

Следующей совместной работой К. Маркса и Ф. Энгельса была «Немецкая идеология». Наконец, третьей совместной работой, что свидетельствует о зрелости и отточенность социально-философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса, стал всемирно известный «Манифест Коммунистической партии» (1848 год). В этом произведении, отметил позже В. Ленин, изложены новое мировоззрение - последовательным материализм, охватывающий: сферу общественной жизни; диалектику - найвсебичнише и глубокое учение о развитии; теорию классовой борьбы и всемирно-исторической миссии пролетариата как творца нового общества.

Годы учебы К. Маркса в Берлинском университете совпали с активными гражданскими поисками нового общественного идеала. Мнения талантливых интеллектуалов, в окружении которых созревал гений К. Маркса, были обращены в будущее. Молодость искала перспективы и потому можно скорее пыталась переосмыслить те философские принципы, которые определяли ведущие общественные ориентации. Величайшей в те времена была философия покойного Г. Гегеля. Несмотря на нападки, которым подверглась гегелевская философия и начавшиеся после смерти философа в 1831 году, система оставалась авторитетной и наиболее привлекательной для нового поколения теоретиков. И что характерно: опираясь на Гегеля и отталкиваясь от него, каждый из «новых» пытался «преодолеть его» или дополнить его собственными выводами.

«Соревнования по Г. Гегелем» определяло темп и ритм интеллектуального развития суток. Согласно этому же темпом и ритмом раз листал свою интеллектуальную работу К. Маркс. Захват молодогегельянськимы идеями не помешало молодому исследователю досмотреть на Гегеля под глубоко критическим углом зрения. Выводы критика имели потрясающий характер: рубашка абсолютной идеи, сотканная гегелевским «хитрым умом», оказалась для К. Маркса недостаточной. Последний не только понял ее теоретические проблемы и практическую бесперспективность, но и убедился во мнении о необходимости создания собственной теоретической доктрины. Казалось бы, с Г. Гегелем К. Маркс «рассчитался» своими первыми философскими трудами. На самом деле это не совсем так. Внимательное прочтение трудов К. Маркса разных периодов творчества показывает, что диалог с Г. Гегелем - а именно так мы обозначаем взаимоотношения двух интеллектуальных титанов - он вел на протяжении всей жизни. Результатом этого диалога стало создание нового типа социального философствования, получивший название «материалистического понимания истории», позже - «исторического материализма».

Что же не устраивало К. Маркса в философии Гегеля и какие новые подходы обосновывал он в противовес ей? Первое и главное: гегелевская оценка прусских порядков, как «умных и необходимых», государства, как «самореализации семьи и гражданского общества» и как «венец всей социальной здания», гражданского общества, как зависимого и подчиненного «умной и самодостаточный» государству .

«Восстание против Гегеля» К. Маркс начал фундаментальным рукописью «К критике гегелевской философии права» (1843 год). В противоположность Г. Гегелю К. Маркс убедительно показал, что прусские порядки разумными и необходимыми не является, что государство никак не может быть полем самореализации семьи и, наконец, гражданское общество (совокупность материальных, в конечном итоге, экономических, жизненных отношений) определяет государство, а не наоборот. В этом же рукописи К. Маркс впервые критикует гегелевскую диалектику как спекулятивную, отрицает учение о государстве как институт примирения интересов противоположных классов, выдвигает и обосновывает идею экономического базиса приводит политическую и идеологическую надстройку. Как отмечает Т. Ойзерман, указанным рукописью К. Маркс вступает в процесс перехода к материалистическому пониманию истории, подходит к научному пониманию сущности государства и его экономического базиса.

Вторым «антигегеливським актом» встал возражения К. Марксом знаменитой «абсолютной идеи» как демиурга, творца мира в его становлении и деятельном саморазвития. Позднее В. Ленин Охарактеризуйте «абсолютную идею» как теологическую выдумку идеалиста Гегеля. Такого резкого суждения К. Маркс еще не высказывал. Однако «абсолютную идею» он отвергал и постепенно приходил к выводу о человеке и его производственную деятельность как реальную движущую силу исторического процесса. Конкретизируя этот вывод, К. Маркс подходит к мысли о наличии своеобразных групп людей - классов, силой обстоятельств общественно экономического развития вынуждены взять на себя ответственность за его (развития) будущее. Таким классом гражданского общества, который становится «результатом разложения всех классов», по мнению К. Маркса, является пролетариат. В борьбе за свое освобождение он представляет интересы всех угнетенных. Человеческая эмансипация совпадает с освобождением пролетариата, а это, в свою очередь, достигается осуществлением пролетарской революции. Эта революция уничтожает частную собственность, а вместе - основа существования класса, отчужденного от средств производства. Так, по мнению К. Маркса, должно осуществляться общественное развитие-настоящая эмансипация человека. Глава этой эмансипации, подчеркивал он, - философия, а ее сердце - пролетариат. К. Маркс обосновывал одно из главных положений новой социальной концепции - положение о всемирно-историческую миссию пролетариата как могильщика капитализма и творца бесклассового общества.

Для обоснования механизма реализации этой миссии К.Маркс привлек великое достояние немецкой классической философии - гегелевскую диалектику, но привлек ее в переосмыслены, трансформированном виде. Как известно, у Г. Гегеля диалектика выступает как саморазвитие понятия, с которым должна согласовываться действительность. У К. Маркса же наоборот: диалектика мышления есть что иное, как отражение того действительного развития, который происходит объективно. «Мой диалектический метод Засадовим является не только отличный от гегелевского, - писал К. Маркс, - а является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в самостоятельного субъекта есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и соответствующим образом преобразовано в ней »(Маркс К. Капитал. Предисловие ко второму Писанию - Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения - Т. 23. - М ., 1960. С. 21). В самой действительности существуют объективные закономерности, как независимо от сознания человека предопределяют развитие в определенном направлении. В обществе, подчеркивал К. Маркс, эти закономерности реализуются средствами человеческой деятельности. Поскольку человек является ее субъектом, а среди человеческих сообществ будущность принадлежит пролетариата, то именно ему, согласно выводам К. Маркса, и предстоит выполнить миссию реализации объективной закономерности, прокладывает себе путь через множество случайностей.

Значит, дело не в том, в чем на сегодня видит свои цели каждый отдельный пролетарий, подводит итог К. Маркс. Говорится, он будет вынужден делать по своим положением в системе общественного производства. Переосмысление К. Марксом гегелевского диалектического метода в контексте подчинения последнего обоснованию исторической миссии пролетариата оказалось существенной трансформацией гегелевской модели социального в марксизме. Она меняла представление об источнике, основы, субъекта, движущую силу и механизм развития тогдашнего общества, а соответственно - представление о будущем и пути его увеличения.

Рассмотрены концептуальные различия обусловили разнонаправленность подходов Гегеля и К. Маркса к решению главной проблемы тогдашней истории - проблемы отчуждения.

Реальное отчуждение Гегель истолковывал как отчуждение духа, а его преодоления - как теоретическое осознание неистинности предмета. К.Маркс же толковал эту проблему, прежде всего, как «отчуждение труда», обусловлено исторически необходимым разделением труда и институтом частной собственности. По его мнению, преодоление отчуждения непосредственно связано с ликвидацией частной собственности, то есть с изменением того экономической основы, на котором до сих пор основывалась история. Последнее осуществляется путем коммунистической революции как реализации всемирно-исторической миссии пролетариата. Преодоление отчуждения, считал К. Маркс, является процессом сложным, противоречивым и долговременным. Этот процесс он связывал с уничтожением эксплуатации и социального разделения труда, что приводит закрепление за человеком частичной общественной функции, с отмиранием государства и становлением коммунистических отношений. Гегель, следовательно, представал как защитник - консерватор тогдашнего общества, а К. Маркс - как его противник, революционер, рихтует теоретические основы качественно новой социальности.

От Гегеля К. Маркс взял прежде диалектику. Освободив ее из объятий «абсолютной идеи», он применил этот метод к Объяснение разветвленной архитектоники общественной жизни. Диалектика у К. Маркса стала материалистической. Согласно исторический материализм (материалистическое понимание истории) К. Маркс выстраивал на диалектических принципах. Эта попытка была шагом вперед по сравнению с французскими материалистами XVIII века и Л. Фейербаху, что, как известно, были метафизиками и не Могли воссоздать взаимосвязь всех элементов социального как единого целого, к тому же - в его динамике, в развитии.

По сравнению с Г. Гегелем социальная доктрина К. Маркса была скорее всего «шагом в сторону»: кроме замены «абсолютной идеи» идеей «исторической миссии пролетариата», К. Маркс в гегелевскую универсальную модель социального ничего нового дополнительно не внес. Разве что проблему самостоятельности человека как личности. Да и то - на ранних этапах своего творчества, причем позаимствовав ее у Л. Фейербаха. Впоследствии «самостоятельность человеческой личности» в марксизме превратилась в популярный лозунг. Место личности в теории замищувалося «классом». С социально-философской теории марксизм постепенно превращался в идеологию. Одну форму идеологии - «немецко-классическую» - К. Маркс заменил на другую - «пролетарскую». Ф. Энгельс и В. Ленин завершили дело. Марксизм - ленинизм, говорится в «Философском энциклопедическом словаре» (1983 год), является «научной идеологии рабочего класса». На самперед - «идеологией», а уже потом - социально-философской теорией! Это нужно прежде всего иметь в виду, анализируя марксизм как оригинальный поворот общественного мысли второй долины XIX и начала XX века.

Подведем некоторые итоги. Как уже отмечалось, первая революция в обществоведении была осуществлена на рубеже XV-XVI веков спустя разграничения теологическими объяснениями сущности человека, природы общества и государства. На место Бога поставлен материальный интерес (шире - частную собственность) как главную доминанту и движущую силу общественного развития (Н. Макиавелли). На основе «частной собственности» строились следующие концепции общества. «Частная собственность» определяли как фактор и гарант «неизменности природы человека». Частнособственнические отношения рассматривали как исходную доминанту построения государства, формы правления, политических режимов. И хотя история общественной мысли знает попытки моделирования общественных процессов на отрицании этой доминанты (например, утопический социалист Морелли моделировал коммунистическое будущее на основе «отмена частной собственности», а религиозные философы продолжали свои «теоретические» размышления о «божественную сущность общества»), все же же определяющим направлением философского обоснования сущности человека и общества были концепции, основанные на этой доминанте, независимо от того, в какой методологической парадигме материалистической или идеалистической - их строили.

Марксизм нарушил эту традицию, теоретически обосновав возможность построения общества на основе общественной собственности. Подчеркнем: теоретически обосновав. Эта возможность в марксизме предстает не как благое, что можно встретить, например, во многих утопических проектах, а в виде развернутой, концептуально взвешенной согласно достижениями общественной мысли того времени программы конкретных практических действий социального субъекта тех или иных исторических условиях. Последнее потребовало радикальных изменений практически во всех отраслях обществоведения. С «частнособственнического» за каких-то 10-15 лет (имеется в виду период выхода в свет главных трудов К. Маркса и ф. Энгельса) обществознание внезапно стало «общественно-собственническим». Это была революция разума, отказался обслуживать господствующие слои общества и взял на себя ответственность за будущее обездоленных.

Изменение парадигмы социально-философского мышления не могла произойти без изменений исходных принципов, категорийного каркаса и методологии познания. Эту «черновую работу» К. Маркс и Ф. Энгельс осуществили в первых совместных произведениях.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии