Фридрих Энгельс
(1820-1895)
Карл Маркс
(1818-1883)
«В этой философии марксизма, вылитой из одного куска стали, писал В.И. Ленин, - нельзя вынуть ни основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной лжи »(, Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - Т.18. - С. 320).
Родоначальник теории, почти век единолично владела умами многомиллионной революционно настроенной массы которая через Российскую революцию 1917 года всколыхнула мир. Карл Маркс родился в городке Трир в семье адвоката, окончил Берлинский университет и защитил докторскую диссертацию по философии. По своим взглядам он был тогда «молодогегельянцем» и по философии Гегеля делал атеистические и революционные выводы. Реакционном правительства тогдашней Германии не нравились критически революционные «стрелы» Маркса ума, потому преподавательской должности в университете К. Маркс получить не смог.
Ознакомление с трудом Л. Фейербаха «Сущность христианства» обусловило переход К. Маркса с позиций «молодогегельянства» «а позиции« фейербахианства ». Увлекаясь фейербаховский «философией человека», К. Маркс работает на журналистском поприще, знакомится с жизнью простонародья, деятельностью тех учреждений, которые управляют обществом. Пытаясь разобраться в противоречиях суток, он самостоятельно настойчиво изучает политическую экономию, которую, как и гегелевскую философию, связывает с пролетариатом, все весомее заявлял о себе как серьезная общественно-политическая сила. Рассуждения о судьбе пролетарской массы активизировались в связи с деятельностью различных рабочих союзов, в один из которых - «Союз коммунистов» - за жаждой души и волею судьбы вошел молодой К. Маркс. Второй побудительной доминантой активизации его теоретических размышлений в этом направлении стали знакомство и дружба с Ф. Энгельсом.
Фридрих Энгельс университетского образования не имел. Его отец - богатый текстильный фабрикант - старался скорее привлечь сына к коммерческой деятельности и поэтому устроил его в одну из крупных торговых контор. Но парень рвался к литературе. С 1839 года он сотрудничает с печатным органом «Молодой Германии», изучает Библию, увлекается философией, основательно изучает «Философию истории» Гегеля и становится его последователем («молодогегельянцем»), приходит к выводу о необходимости вооружить идеологию «Молодой Германии» гегелевской диалектикой .
К «социалистической идеологии» он подошел в Англии, куда ездил по поручению отца в коммерческих делах. Корреспонденции Ф. Энгельса из Англии свидетельствуют о глубоком понимании экономического положения наиболее развитой тогда капиталистического государства, сущности противоречий и борьбы классов и партий, значение социальной революции в развитии общества. В 1844-1845 годах Ф. Энгельс пишет труд «Положение рабочего класса в Англии», где пытается разобраться в том материале, который ему удалось собрать в процессе ознакомления с условиями труда и жизни рабочих.
Увиденное вызвало у Ф. Энгельса большое потрясение. Бесчеловечное жизни пролетариата, страдания многотысячных масс населения нуждались просмотра «официальных» теоретических доктрин того времени. В поисках новых идей он знакомится с трудами Р. Оуэна, изучает политэкономию, историю, изучает труды лидеров немецкого «философского коммунизма» М. Гесса и К. Грюн, становится убежденным социалистом. 1844 стал годом Начала глубокой дружбы и тесного сотрудничества Ф. Энгельса и К. Маркса.
Первой совместной работой молодых философов стало произведение «Святое семейство, или Критика критической критики» (1845 год). До начала сотрудничества и К. Маркс, и Ф. Энгельс уже имели теоретические исследования и публицистические статьи, которые подтверждают высочайший уровень их философской культуры: «К критике гегелевской философии права», «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «К еврейскому вопросу »и другие у К. Маркса,« Положение рабочего класса в Англии »,« Письма из Лондона »и другие в Ф. Энгельса. Именно поэтому первая совместная работа появилась как завершенный философское произведение, где были сформулированы фундаментальные основы нового теоретического видения мира - идею общественных производственных отношений, положение об определяющей роли народных масс в истории, историческую миссию пролетариата как «могильщика капитализма».
Следующей совместной работой К. Маркса и Ф. Энгельса была «Немецкая идеология». Наконец, третьей совместной работой, что свидетельствует о зрелости и отточенность социально-философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса, стал всемирно известный «Манифест Коммунистической партии» (1848 год). В этом произведении, отметил позже В. Ленин, изложены новое мировоззрение - последовательным материализм, охватывающий: сферу общественной жизни; диалектику - найвсебичнише и глубокое учение о развитии; теорию классовой борьбы и всемирно-исторической миссии пролетариата как творца нового общества.
Годы учебы К. Маркса в Берлинском университете совпали с активными гражданскими поисками нового общественного идеала. Мнения талантливых интеллектуалов, в окружении которых созревал гений К. Маркса, были обращены в будущее. Молодость искала перспективы и потому можно скорее пыталась переосмыслить те философские принципы, которые определяли ведущие общественные ориентации. Величайшей в те времена была философия покойного Г. Гегеля. Несмотря на нападки, которым подверглась гегелевская философия и начавшиеся после смерти философа в 1831 году, система оставалась авторитетной и наиболее привлекательной для нового поколения теоретиков. И что характерно: опираясь на Гегеля и отталкиваясь от него, каждый из «новых» пытался «преодолеть его» или дополнить его собственными выводами.
«Соревнования по Г. Гегелем» определяло темп и ритм интеллектуального развития суток. Согласно этому же темпом и ритмом раз листал свою интеллектуальную работу К. Маркс. Захват молодогегельянськимы идеями не помешало молодому исследователю досмотреть на Гегеля под глубоко критическим углом зрения. Выводы критика имели потрясающий характер: рубашка абсолютной идеи, сотканная гегелевским «хитрым умом», оказалась для К. Маркса недостаточной. Последний не только понял ее теоретические проблемы и практическую бесперспективность, но и убедился во мнении о необходимости создания собственной теоретической доктрины. Казалось бы, с Г. Гегелем К. Маркс «рассчитался» своими первыми философскими трудами. На самом деле это не совсем так. Внимательное прочтение трудов К. Маркса разных периодов творчества показывает, что диалог с Г. Гегелем - а именно так мы обозначаем взаимоотношения двух интеллектуальных титанов - он вел на протяжении всей жизни. Результатом этого диалога стало создание нового типа социального философствования, получивший название «материалистического понимания истории», позже - «исторического материализма».
Что же не устраивало К. Маркса в философии Гегеля и какие новые подходы обосновывал он в противовес ей? Первое и главное: гегелевская оценка прусских порядков, как «умных и необходимых», государства, как «самореализации семьи и гражданского общества» и как «венец всей социальной здания», гражданского общества, как зависимого и подчиненного «умной и самодостаточный» государству .
«Восстание против Гегеля» К. Маркс начал фундаментальным рукописью «К критике гегелевской философии права» (1843 год). В противоположность Г. Гегелю К. Маркс убедительно показал, что прусские порядки разумными и необходимыми не является, что государство никак не может быть полем самореализации семьи и, наконец, гражданское общество (совокупность материальных, в конечном итоге, экономических, жизненных отношений) определяет государство, а не наоборот. В этом же рукописи К. Маркс впервые критикует гегелевскую диалектику как спекулятивную, отрицает учение о государстве как институт примирения интересов противоположных классов, выдвигает и обосновывает идею экономического базиса приводит политическую и идеологическую надстройку. Как отмечает Т. Ойзерман, указанным рукописью К. Маркс вступает в процесс перехода к материалистическому пониманию истории, подходит к научному пониманию сущности государства и его экономического базиса.
Вторым «антигегеливським актом» встал возражения К. Марксом знаменитой «абсолютной идеи» как демиурга, творца мира в его становлении и деятельном саморазвития. Позднее В. Ленин Охарактеризуйте «абсолютную идею» как теологическую выдумку идеалиста Гегеля. Такого резкого суждения К. Маркс еще не высказывал. Однако «абсолютную идею» он отвергал и постепенно приходил к выводу о человеке и его производственную деятельность как реальную движущую силу исторического процесса. Конкретизируя этот вывод, К. Маркс подходит к мысли о наличии своеобразных групп людей - классов, силой обстоятельств общественно экономического развития вынуждены взять на себя ответственность за его (развития) будущее. Таким классом гражданского общества, который становится «результатом разложения всех классов», по мнению К. Маркса, является пролетариат. В борьбе за свое освобождение он представляет интересы всех угнетенных. Человеческая эмансипация совпадает с освобождением пролетариата, а это, в свою очередь, достигается осуществлением пролетарской революции. Эта революция уничтожает частную собственность, а вместе - основа существования класса, отчужденного от средств производства. Так, по мнению К. Маркса, должно осуществляться общественное развитие-настоящая эмансипация человека. Глава этой эмансипации, подчеркивал он, - философия, а ее сердце - пролетариат. К. Маркс обосновывал одно из главных положений новой социальной концепции - положение о всемирно-историческую миссию пролетариата как могильщика капитализма и творца бесклассового общества.
Для обоснования механизма реализации этой миссии К.Маркс привлек великое достояние немецкой классической философии - гегелевскую диалектику, но привлек ее в переосмыслены, трансформированном виде. Как известно, у Г. Гегеля диалектика выступает как саморазвитие понятия, с которым должна согласовываться действительность. У К. Маркса же наоборот: диалектика мышления есть что иное, как отражение того действительного развития, который происходит объективно. «Мой диалектический метод Засадовим является не только отличный от гегелевского, - писал К. Маркс, - а является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в самостоятельного субъекта есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и соответствующим образом преобразовано в ней »(Маркс К. Капитал. Предисловие ко второму Писанию - Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения - Т. 23. - М ., 1960. С. 21). В самой действительности существуют объективные закономерности, как независимо от сознания человека предопределяют развитие в определенном направлении. В обществе, подчеркивал К. Маркс, эти закономерности реализуются средствами человеческой деятельности. Поскольку человек является ее субъектом, а среди человеческих сообществ будущность принадлежит пролетариата, то именно ему, согласно выводам К. Маркса, и предстоит выполнить миссию реализации объективной закономерности, прокладывает себе путь через множество случайностей.
Значит, дело не в том, в чем на сегодня видит свои цели каждый отдельный пролетарий, подводит итог К. Маркс. Говорится, он будет вынужден делать по своим положением в системе общественного производства. Переосмысление К. Марксом гегелевского диалектического метода в контексте подчинения последнего обоснованию исторической миссии пролетариата оказалось существенной трансформацией гегелевской модели социального в марксизме. Она меняла представление об источнике, основы, субъекта, движущую силу и механизм развития тогдашнего общества, а соответственно - представление о будущем и пути его увеличения.
Рассмотрены концептуальные различия обусловили разнонаправленность подходов Гегеля и К. Маркса к решению главной проблемы тогдашней истории - проблемы отчуждения.
Реальное отчуждение Гегель истолковывал как отчуждение духа, а его преодоления - как теоретическое осознание неистинности предмета. К.Маркс же толковал эту проблему, прежде всего, как «отчуждение труда», обусловлено исторически необходимым разделением труда и институтом частной собственности. По его мнению, преодоление отчуждения непосредственно связано с ликвидацией частной собственности, то есть с изменением того экономической основы, на котором до сих пор основывалась история. Последнее осуществляется путем коммунистической революции как реализации всемирно-исторической миссии пролетариата. Преодоление отчуждения, считал К. Маркс, является процессом сложным, противоречивым и долговременным. Этот процесс он связывал с уничтожением эксплуатации и социального разделения труда, что приводит закрепление за человеком частичной общественной функции, с отмиранием государства и становлением коммунистических отношений. Гегель, следовательно, представал как защитник - консерватор тогдашнего общества, а К. Маркс - как его противник, революционер, рихтует теоретические основы качественно новой социальности.
От Гегеля К. Маркс взял прежде диалектику. Освободив ее из объятий «абсолютной идеи», он применил этот метод к Объяснение разветвленной архитектоники общественной жизни. Диалектика у К. Маркса стала материалистической. Согласно исторический материализм (материалистическое понимание истории) К. Маркс выстраивал на диалектических принципах. Эта попытка была шагом вперед по сравнению с французскими материалистами XVIII века и Л. Фейербаху, что, как известно, были метафизиками и не Могли воссоздать взаимосвязь всех элементов социального как единого целого, к тому же - в его динамике, в развитии.
По сравнению с Г. Гегелем социальная доктрина К. Маркса была скорее всего «шагом в сторону»: кроме замены «абсолютной идеи» идеей «исторической миссии пролетариата», К. Маркс в гегелевскую универсальную модель социального ничего нового дополнительно не внес. Разве что проблему самостоятельности человека как личности. Да и то - на ранних этапах своего творчества, причем позаимствовав ее у Л. Фейербаха. Впоследствии «самостоятельность человеческой личности» в марксизме превратилась в популярный лозунг. Место личности в теории замищувалося «классом». С социально-философской теории марксизм постепенно превращался в идеологию. Одну форму идеологии - «немецко-классическую» - К. Маркс заменил на другую - «пролетарскую». Ф. Энгельс и В. Ленин завершили дело. Марксизм - ленинизм, говорится в «Философском энциклопедическом словаре» (1983 год), является «научной идеологии рабочего класса». На самперед - «идеологией», а уже потом - социально-философской теорией! Это нужно прежде всего иметь в виду, анализируя марксизм как оригинальный поворот общественного мысли второй долины XIX и начала XX века.
Подведем некоторые итоги. Как уже отмечалось, первая революция в обществоведении была осуществлена на рубеже XV-XVI веков спустя разграничения теологическими объяснениями сущности человека, природы общества и государства. На место Бога поставлен материальный интерес (шире - частную собственность) как главную доминанту и движущую силу общественного развития (Н. Макиавелли). На основе «частной собственности» строились следующие концепции общества. «Частная собственность» определяли как фактор и гарант «неизменности природы человека». Частнособственнические отношения рассматривали как исходную доминанту построения государства, формы правления, политических режимов. И хотя история общественной мысли знает попытки моделирования общественных процессов на отрицании этой доминанты (например, утопический социалист Морелли моделировал коммунистическое будущее на основе «отмена частной собственности», а религиозные философы продолжали свои «теоретические» размышления о «божественную сущность общества»), все же же определяющим направлением философского обоснования сущности человека и общества были концепции, основанные на этой доминанте, независимо от того, в какой методологической парадигме материалистической или идеалистической - их строили.
Марксизм нарушил эту традицию, теоретически обосновав возможность построения общества на основе общественной собственности. Подчеркнем: теоретически обосновав. Эта возможность в марксизме предстает не как благое, что можно встретить, например, во многих утопических проектах, а в виде развернутой, концептуально взвешенной согласно достижениями общественной мысли того времени программы конкретных практических действий социального субъекта тех или иных исторических условиях. Последнее потребовало радикальных изменений практически во всех отраслях обществоведения. С «частнособственнического» за каких-то 10-15 лет (имеется в виду период выхода в свет главных трудов К. Маркса и ф. Энгельса) обществознание внезапно стало «общественно-собственническим». Это была революция разума, отказался обслуживать господствующие слои общества и взял на себя ответственность за будущее обездоленных.
Изменение парадигмы социально-философского мышления не могла произойти без изменений исходных принципов, категорийного каркаса и методологии познания. Эту «черновую работу» К. Маркс и Ф. Энгельс осуществили в первых совместных произведениях.