Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Тарас Шевченко

(1814-1861)

«... Пашу

Свой перелог - убогую ниву! -

И сею слово. Хорошие жатвы

Когда-то будут ... »


Гениальный украинский мыслитель и поэт Тарас Шевченко родился в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской (ныне Черкасской обл.) Губернии в семье крестьянина - крепостного. Сиротство, бедность, тяжелые нищета и социальный гнет сопровождали его детство и юность практически до выкупа из крепостных. И все же, будущий гений тянулся к знаниям, проявляя свои поэтические и художественные способности. Очень рано Тарас стал круглым сиротой. Где-то нужно ребенку жить, то надо ей есть. И мальчик попадает в сельского дьячка, где и получил начальное образование. В «Автобиографии» Т. Г. Шевченко, напечатанной в российском журнале «Народное чтение» (1860), поэт сообщает: «... прижался я в школе в приходской дьячка, за школьника - попихачем. Эти школьники по отношению к дьячков то же самое, что мальчики, отданные родителями, или иной властью, в науку к ремесленникам. Права над ними мастера не имеют никаких определенных границ: они - полные рабы его. Все домашние работы и выполнение всевозможных прихотей самого хозяина и его домашних лежали на них безусловно.

Предлагаю вашему воображению воспроизвести, чего мог требовать от меня дьячок, - взвесьте, горький пьяница, - и я должен был выполнять с рабской покорностью, не имея ни одного существа в мире, которая заботилась бы могла заботиться о моем положении, Шевченко в документах и материалах. - К., 1950. - С. 35).

Впоследствии малого Тараса забрали на барский двор и сделали его комнатным казачком. От парня требовалось молчание и угодничество, и тот выполнял все, что приказывал господин. Сопровождая Энгельгардта в его поездках, Тарас побывал в Киеве, Вильнюсе, Петербурге. В свободное время он рисовал. Заметив незаурядные художественные способности крепостного, Энгельгардт отдал его на обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» в Петербурге Ширяева. Занятость «цеховыми делами» позволяла Левченко заниматься рисованием только ночью. Он шел к летнему саду, рисовал статуи. За этими занятиями Шевченко заметили и поддержали ведущие художники, деятели культуры того времени, в частности И. Сошенко, В. Григорович, К. Брюллов, которые выкупили юноши из крепостничества и зачислили в состав «вольноприходящих» учеников Академии художеств, оказали моральную и некоторую материальную поддержку .

Успехи Т.Шевченко были несомненными. Казалось бы, еще срок и ... Однако еще более мощно, чем живопись, юноши втягивает себя творчество в области художественного слова. В 18-10 году в свет приходит первое издание «Кобзаря», от которого начинается слава Шевченко-поэта, мыслителя и философа. Получив разрешение на въезд в Украину, Т. Шевченко становится сотрудником Киевской археологической комиссии, принимает участие в археологических раскопках. Здесь же он знакомится с членами недавно организованного тайного Кирилло-Мефодиевского общества, которое выступало за отмену крепостного права, ликвидации сословий, федерацию всех славянских народов, их политическое и национальное ривноправство. Дальше - арест и долгие-долгие годы ссылки, возвращение в Украину и слава поэта и мыслителя, как основателя украинской культуры, революционной национально-и социально-освободительной мысли. «Караюсь, мучаюсь, но не каюсь», - заявлял Шевченко, следуя революционный, освободительный мировоззрение, воплощая его в широкое полотно украинской национальной культуры.

Ведущими идеями политико-идеологической мысли в Украине практически во все исторические времена были идеи социального и национального освобождения. Они порождались прежде всего тем нестерпимым колониальным режимом, в котором находилась Украина на протяжении многих веков. Особенно это стало проявляться в период польского и российского порабощения. Экономическая политика этих правительств неизменно шла вразрез с интересами Украины. Таможенные тарифы, финансовая политика, ограничения или запрет украинского языка, образования, культуры вызвали у населения естественное возмущение, вызывали антироссийские, антипольские и вообще, антииноземни настроения и выступления. Как свидетельствует история, эти выступления жестоко подавлялись. Свободомыслие, особенно в национально направленном русле, было делом запрещена.

Особенно невыносимой ситуация стала в первой половине XIX в. После расправы с декабристами российское правительство начал непримиримую борьбу против любых либеральных идей, особо зарождались и развивались в «окраинных» землях и особенно в Украине, вне которой российская империя не видела своего будущего.

В этот период в России доминировали три основных принципа, на которых должна держаться вся российская государственность: православие, самодержавие и народность. Характерно, что в Украине эти принципы воспринимались далеко неоднозначно. Православие, как исключительно господствующий принцип, не могло быть признано, в частности, западно землями, где долгое время внедрялся католицизм. Для сознательной части украинского населения самодержавие означало не только сосредоточение всей власти в руках монарха, но и решительное устранение гражданства от всякого участия в политической жизни, недопущения никакого самоуправления. Свободолюбивая же натура украинских требовала другого - свободы и самоуправления. Третий принцип государственной системы - народность - принадлежало понимать как господство великорусской народности и подавления национального партикуляризма. В империи сложился жестокий политический режим со строгим централизмом, который следовал из идеи самодержавной власти: все провинции управлялись из единого центра - из Петербурга. Эта система держалась на порабощении широких народных масс. Такая система государственного устройства не могла не вызвать недовольства украинского населения. В Украину вызревали идеи гражданского, освобождения, национального развития.

Первой более или менее согласованной и концептуально взвешенной программой политико-идеологического направления украинцев в этот период стали идеи Кирилло-Мефодиевского общества. Общество объединяло группу молодых ученых и писателей, который олицетворял апр украинской интеллигенции. В него входили историк Николай Костомаров, писатель Пантелеймон Кулиш, госслужащий Николай Гулак, учитель Василий Белозерский. Впоследствии к ним присоединился Тарас Шевченко.

Созвучность программы кирилло-мефодиевцев с мыслями декабристов, петрашевцев, революционных демократов, с концепциями деятелей польского освободительного движения - А. Мицкевича, И. Лелевеля, С. Гощинского и др.. была очевидной. Видимо, в те времена иначе не могло и быть. Прогрессивная интеллигенция должна решить общую проблему - освобождение народа от порабощения. Ее представители - объединены и необъединенной в общества - думали и действовали почти одинаково.

Общество же позволило высказать эти мысли почти публично. Его члены, в частности, подготовили ряд программных положений, важнейшие из которых нашли свое отражение в произведении М. Костомарова под названием «Закон Божий (Книга бытия украинского народа)». Главная идея произведения - единство судьбы славянских народов, желание их объединения в прогрессивном движении, в котором каждый творил бы свое государство и мог развивать свою культуру. Здесь же подчеркивается мысль относительно демократического переустройства политической системы и высвобождения крестьян от крепостной зависимости. Главной предпосылкой перестройки существую чего строя на новых принципах общество считало уничтожения абсолютизма. «И встанет Украина из своей могилы, и снова заговорит ко всем братьям Славян, и услышат крик ее, и встанет славянщине, и не останется ни царя, ни царевича, ни царевны, ни князя, ни графа, ни герцога , ни сиятельства, ни превосходительства, ни пана, ни боярина, ни крепостного, ни холопа - ни в Московии, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии, ни в Сербии, ни в Болгар. И Украина будет не подчиненной Речи Посполитой в союзе славянском. Тогда скажут все народы, указывая на то место, где на карте будет нарисована Украина: «Вот камень, нет же не берегоша зиждущии, то бысть во главу угла!».

Судьба Кирилло-мефодиевца известна: в 1817г. члены общества были арестованы и наказаны, но их идеи не исчезли. Они сырая выли большое влияние на дальнейшее развитие освободительного процесса в Украине. Характерно, что главным источником духовно-идеологических основ этого процесса стало творчество выдающегося сына украинского народа, отца украинской культуры - Тараса Шевченко. Литература, художественное творчество в целом, очевидно, является именно тем возбуждающим началом, наиболее убедительно отражает то, что наболело и болит, что не может быть отложено «на потом», что требует быстрого волеизъявления, особенно в области национальных отношений и интересов. И это понятно. Как отмечает И. Лысяк-Рудницкий, «национальное сознание занимает не только систему идей более или менее рационалистической, познавательной природы, но также эмоциональное увлечение, его стимулируют скорее поэты и писатели, чем ученые. Это не случай, представленным героем Украины в XIX веке был не государственный муж или воин, а поэт - Тарас Шевченко. Его исторического значения нельзя определить чисто литературными меркам. Украинская общественность видела и продолжает видеть в его лице пророка, своим вдохновенным словом трогает и превращает сердце своего народа »(Лысяк-Рудницкий И. Исторические эссе. - К., 1994. - Т. 1. - С. 151).

Произведения Т.Шевченко передавались из уст в уста, от отца к сыну. Читая их, люди духовно росли, идейно сплачивались, крепли в своем волеизъявлении. Пожалуй, главным признаком политико-правовых взглядов Т. Шевченко есть глубокое неприятие и резкое осуждение самодержавия. При жестокой реакции Т. Шевченко смело поставил вопрос: «Долго ли еще на этом свете полями властвовать?». В истории эксплуататорских государств видел сатрапов, тиранов-царей, цезарей, императоров, правивших, опираясь на церковь, освящала произвол и насилие над человеком.

Феодально-самодержавная Россия изображается в произведениях Т. Шевченко разделенной на два социальных полюса: эксплуатируемых крестьянство и эксплуататоры-помещики с царями во главе. Ивана Грозного он называет «мучителем», резко разоблачает угнетательскую политику Петра I, искренне осуждает антинародный характер правления Екатерины II, которая в 1782 г. приказала соорудить памятник Петру I с надписью «Первому - Вторая», тем самым подчеркнув наследственность неограниченной власти монархов России.

Как известно, ненависть Т. Шевченко была направлена не только на русского царя, но и на украинский эксплуататоров. Гетманы для поэта - такое же зло, как и царские чиновники. Он с презрением писал о тех украинских деятелей, которые много говорят о «мать Украины», о ее «рок-волю», а на самом деле заодно с русскими помещиками и царизмом «дерут шкуру» из крестьян, «праведную кровь ребер, как водицу точат ». Наряду с резко критическим отношением Т. Шевченко к абсолютной монархии он не абсолютизирует и буржуазно-республиканский строй, квалифицирует его как далек от интересов трудящихся, от той «челяди», крепостных тружеников, того состояния, из которого вышел сам. В своих произведениях он упрекал французских энциклопедистов XVIII в., Которые провозгласили лозунг «Свобода, равенство и братство», в том, что они «начали» и не закончили ликвидацию «кнутов, престолов и корон».

Будущее Украины поэт-пророк связывал не с буржуазно-правовым строем, а с самоуправлением народа, с общественной, коллегиальной формой реализации власти как гарантией от произвола властителей. В основу самоуправления народа он положил общественную собственность и, прежде всего, собственность на землю.

Как никто другой, Т. Шевченко дал глубокую и сокрушительную критику российского законодательства, организации суда и судопроизводства, первым в истории революционной мысли в Украине показал преступление на суть тогдашних законодательные акты, выразил решительный протест против царских законов и юридического их трактовки как способа подавления трудового человека . Он писал, что эти законы «палачами писаны», что «правды в суде нет». Его идеалом была трудовая демократическая республика. Говоря о политическом идеал Т.Шевченко, следует подчеркнуть его внимание в силу закона, причем «праведного закона», как он неоднократно подчеркивал.

«Праведный» закон уже по своей сути совпадает с традиционными понятиями «правда», «воля», «справедливость». Т. Шевченко четко показал, что закон, принятый эксплуататорских властью, нельзя воспринимать как «справедливый», потому что он не соответствует человеческим ценностям. Для Т. Шевченко социально справедливо равномерное распределение земли между членами общества, ликвидация сословного деления граждан, введение юридического равенства, обязательный труд всех членов общества, устранение эксплуатации.

Наряду с антикрепостническими, анти царскими идеями в произведениях Т. Шевченко красной нитью проходит мысль о независимости Украины. Все его творчество проникнуто безграничной любовью к Украине, ее народу. Идеи революционности, демократии и независимости Украины являются ведущими идеями художественно-публицистического творчества Т. Шевченко, его политической программы. Они оказали большое влияние на развитие освободительных идей, национального самосознания украинского народа, на формирование украинской интеллигенции, способной к борьбе за идеалы социальной и национальной свободы.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии