Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Михаил Драгоманов

(1841-1895)

«Получить свободу в России ... украинская нация может не путем сепаратизма, а только в купе с другими нациями и странами России, через федерализм »




«Люди не перестают смело, как Прометей, доходить до всего на свете своей собственной пробоя, то есть свободной наукой»

Имя этого мыслителя отсутствует не только в философско-энциклопедическом словаре, изданном в Москве в 1983 p., Но и в алфавитном именном указателе украинских философского словаря 1986 p. И это не случайно. Над ученым висел «дамоклов меч» ленинской характеристики как украинский «холопа» и «националиста». Изучать оригинальные философские мысли М. Драгоманова в советское время было опасно. Сейчас теоретику отдается должное. Сегодня имеем возможность изучать его наследие, полемизировать со взглядами и прогнозами М. Драгоманов »Относительно будущего общества в целом, украинский гражданской жизни в частности.

Родился выдающийся украинский мыслитель в г. Гадяче на Полтавщине в высокообразованной, интеллигентной семье, гордилась своим происхождением из казацкой старшины, независимостью и свободомыслием. Образование он получил в мало чем примечательном местном училище и консервативной Полтавской гимназии, где существовали страх перед «начальством» и рутинные порядки. Парень, между тем. рос задорным и независимым, что в свое время могло обернуться исключением из школы "с волчьим билетом".

В гимназии любознательный юноша увлекся историей, начал серьезное изучение трудов М. Карамзина, Д. Бантыша-Каменского, Ф. Шлоссера, Ф. Гизо. Здесь же он фундаментально овладел иностранные языки, познакомился с философскими произведениями выдающихся мыслителей. Осенью 1859 года (накануне реформы 1861 г.) Михаил поступил на историко-философский факультет Киевского университета Св. Владимира.

Университет в то время был центром либерально-демократически мысли. Среди студентов формировались кружки польского национально-патриотического направления; бушевали демократические идеи: постепенно формировалась программа украинских национально культурного труда. Правда, юного Драгоманова последнее интересовало так себе. В большей степени он занимался обучением, само совершенствованием, преподаванием истории в школе. Его зама фундаментальные произведения О. Конта, Г. Спенсера, II. Ж. Прудона приверженность которых мыслитель сохранил практически до конца жизни.

По окончании университета Драгоманов преподавал, сотрудничал с российскими периодическими изданиями и одновременно углубленно изучал историю. Предмет его поиска - римское, история, в которой молодой ученый увидел не только соответствующее соотношение производительных сил и производственных отношений, а прежде всего проявление степени человеческой свободы и ответственности. Его привлекает внутренний духовный и социальный мир исторического человека, взаимоотношения личности и государства, политическая и культурная творчество нации, общекультурный контекст цивилизации. Собственно, последнее и приводит ученого к занятиям этнографией и культурой, в области которых он впоследствии предстал маститый и ответственный ученый.

В течение 1864-1875 pp. М. Драгоманов занимал должность приват-доцента по кафедре всемирной истории. За этот период он опубликовал такие работы, как «Вопрос об историческом значении Римской империи и Тацит», «Малорусия в ее словесности», «Литературное движение в Галичине», «Русские в Галиции» и др.. За текстами опубликованных работ откровенно просматривалось стремление М. Драгоманова отстоять право украинского народа на свой язык и национальную культуру, разоблачения русификаторской политики царского правительства. Освобождение из университета «за не благонадежность» заставило ученого покинуть родину.

Болгарское правительство предложил М. Драгоманова должность профессора кафедры всемирной истории Софийского университета, где ученый и работал до конца своей жизни. Ученый разоблачал реакционную сущность русского самодержавия, особенно в области национальной политики, развивал и пропагандировал революционно-демократические принципы, ратовал за экономическое освобождение народа, воспитывал у молодежи любовь к свободе, непримиримость к любой тирании. Политический идеал М. Драгоманова - федеративный союз свободных социалистических «общин».

Перу М. Драгоманова принадлежат такие фундаментальные труды по вопросам общественного строительства, как «Положение и задали науки древней истории», «Шевченко, украинофилы и социализм», «Странные мысли об украинском национальном деле» и др.. Добавлено М. Драгомановым «Предисловие» к «Громады», вот словам Ивана Лысяк-Рудницкого, составляет «переломную событие в развитии новейшей украинской политической мысли»; более того, отмечает ученый, его «Предисловие» «можно вообще считать первой украинской политической программе »(Лысяк Рудницкий И. Историческое эссе. Т. 1. - С. 349).

М. Драгоманов прекрасно понимал роль экономических факторов в развитии общества, однако не разделял ортодоксии материалистического понимания истории, а отмечал роль традиции, культуры, национального характера, то есть исходил из множественности факторов, детерминирующих исторический процесс.

Социализм в Украине не является случайным явлением, отмечал ученый. Ведь здесь, как и в России. зарождаются капиталистические отношения, численно и спиально растет пролетариат, распространяется рабочая жажда, Для достройки социально справедливого общества нужна коренное изменение экономического строя, одновременно пред-всем передачу земли и всех орудий труда рабочим. Однако экономический фактор не является определяющим и единственным фактором общественного прогресса. Чрезвычайно важную роль играют В нем политический а: интеллектуальный факторы. Все три фактора следует рассматривать как равнозначные, отмечал М. Драгоманов. Именно поэтому, еще Украина имеет свои особенности в политической и интеллектуальной истории, она пойдет к социализму (до этого ее заставляет экономический фактор), однако своим путем - путем культурных реформ, просвещения, развития общественного самоуправления.

Насильственной революции и пролетарской диктатуры М. Драгоманов не принимал. Ученый отстаивал преимущественно мирный путь развития революции. Он призвал бороться за конституционные свободы, реформы, парламентское государство, в котором, по его мнению, только и возможна реализация гражданских прав и свобод каждой личности.

В будущем государстве, которое революционным путем построит простой народ - рабочие люди по селам и городам, - экономическую основу составит общественно-коллективная форма собственности. Наконец, будет решен вопрос об организации труда (право на которую является святым правом каждого человека), политические свободы личности. Исходя из трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, которые, по замечанию М. Драгоманова, ничего не имели против федерализма, ученый пришел к выводу, что Украинское государство будущего, отражать интересы всех членов общества, неизбежно придет к административной автономии и децентрализации .

Именно этот вывод М. Драгоманова, который разделяли и обосновывали почти все украинские социалисты 70-х - начале 80-х годов XIX в., Вызвал уничтожающую критику ученого со стороны В. Ленина. Пытаясь ответить демократам и М. Драгоманова, В. Ленин писал: «непозволительно было бы забывать, что, отстаивая централизм, мы отстаиваем исключительно демократический централизм. В этом всякое мещанство вообще и национальное мещанство (покойный Драгоманов в том числе) внесли такую путаницу в вопрос, приходится снова и снова уделять время его распутывания »(Ленин В. Сочинения. - Т. 20. - С. 28).

Сейчас идеи М. Драгоманова относительно украинского национального дела - о народно-национальное единство, демократические преобразования, административную автономию и децентрализацию - рассматриваются и обсуждаются как наиболее конструктивные идеи государственного строительства в процессе суверенизации. Как несомненное достояние украинской политико-идеологической мысли, они должны войти в ее сегодняшнее контекст, «заработать» в современном политическом, идеологическом и культурном поле. Для этого их надо только осмыслить адекватно с тем содержанием и идеологической направленностью, в котором излагал их ученый.

«Чем стал Драгоманов в истории украинского возрождения, спрашивал и отвечал Михаил Грушевский, - он стал благодаря сей общественной миссии за рубежом, осудил его на горькое эмигрантская жизнь - но заодно поставила его в специально полезные с некоторых взглядов и заодно необыкновенно ответственные политически общественные обстоятельства. Освободила его из-под давления царского режима, из местной рутины и кружкивщины, из-под цензурного езоновщины, назначив на позицию ответственного представителя всего постепенного украинской жизни перед культурным миром. Вынесла на положение, что заставляло его в течение целого ряда лет напрягать всю свою энергию и все средства своего интеллекта, чтобы напоминать широком культурном миру в самых темную сутки украинская жизнь, что Украина живет, не умерла - и не умрет, несмотря на все царские гнобительства и проскрипции. Приговорила его принимать на себя удары, инсинуации и издевательства, обращенные против сеи «проскрибированных Украина», отражать их и отвечать доказательствами и проявлениями положительных, постепенных, обще-стоимостных примет украинского движения. Над украинской же жизнью, в эту тяжелую, душную, деморализацийну его время, поставила общественную контроля отсе всеукраинской запредельно экспозитуры, - Драгоманова и его кружка, - что вытаскивала украинство с околичностей провинциализма и оппортунизма на широкие пути мирового культурного движения и заставляла ориентироваться на перспективы общего политического и социального освобождения. На долгое время направление украинского движения пошел по равнозначных сих трех его ячеек: киевского, львовского и женевского. Миссия Драгоманова сделала с этой точки зрения эпоху в украинском жизни »(Грушевский М. Миссия Драгоманова / /« Украина ». - 1926. - Ч. 2 - 3. - С. 3).

Размышления М. Драгоманова относительно развития украинского национального дела нашли отклик в поисках таких мыслителей, как М. Славинский, М. Туган-Барановский, В. Вернадский, А. Крымский. Оригинальный поворот политико-идеологической мысли связан с именем поэта и публициста, философа и ученого, ученого и общественно-политического деятеля И. Я. Франко.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии