Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Современная философская картина мира складывается из многих относительно самостоятельных, взаимно соприкасающихся линий - оригинальных учений, хотя и претендуют на всеобъемлющее видение мира, в частности, социума, как целостной системы, все же появляются только как характеристики его с той и другой стороны.

Например, марксизм рассматривает социум со стороны экономических факторов и политических перипетиях развития: технократизм - со стороны функционирования техники и технологии: религиозно-мистические учения - со стороны peaлизации в социуме главной, по их мнению, побудительной силы его функционирования - идеи Бога. Сторонники каждой из этих линий достигли определенных успехов в объяснении общественной жизни людей, однако не воссоздали его в гармоничном целостности.

Системное представление о человеке, его природный, социальный и духовный мир может дать только совокупное социально-философское знание, состоящий благодаря сочетанию достижений, полученных в лоне каждого из существующих направлений. Оригинальные учения следует рассматривать как волокна, из которых коллективный человеческий интеллект имеет соткать оригинальное полотно - целостную социально-философскую картину социума как многогранной, противоречивой и одновременно целостной развивающейся системы.

Следуя курсом развития человеческого интеллекта и повторяя его достижения в самых общем виде, каждый индивид осуществляет собственное, индивидуально неповторимое теоретическое воспроизведение социума, т.е. вышивает социально-философское полотно собственным узором. В нем реализуются индивидуальный жизненный опыт личности, субъективное восприятие объективно существующих социальных реалий, общественных потребностей и интересов, опыта и культуры.

Перед кратким обзором главных направлений пост классической социальной философии обратим внимание на некоторые общие особенности ее развития. Они обусловлены спецификой исторического времени, социально-экономическим, политическим и общекультурным динамизмом суток, историческими перипетиями, выпавших на ее долю. Обобщенный обзор XX века с высоты «птичьего полета» отличает в нем ряд замечательных событий, величие которых не могла не сказаться на свет обзорно-философской интелектуалистици человечества.

Первая и главная событие, которое, по выражению Дж. Рида, «потрясла мир», состоявшейся в октябре 1917 года в России. Правда, перед ней была Первая мировая война. Однако октября 1917 радикально изменил мировоззренческие ориентиры человечества и сказался на мировой философии. Большевистская власть - диктатура пролетариата - сначала в России, а затем и в других странах трех континентов заставила мыслящего элиту цивилизации пересмотреть фундаментальные основы своих философских построений. Впоследствии - голодомор 1933 года, жестокие репрессии 1937 года, Вторая мировая война, бурное взлет науки, техники, технологии, предметно-практический прикосновение человека к Космосу, прогресс западных индустриальных государств, культур и народов, кризис социалистической идеи, гонка вооружений, Чернобыльская катастрофа. И все это на протяжении каких-то 70-80 лет!

Современная социальная философия стоит на пороге осмысления тех исторических реалий, которые сформировались перечисленных и других метаморфоз. Она не имеет готовых решений, однозначного ориентации, общепризнанного интеллектуального лидера и находится скорее в поисках, чем на стадии завершения концептуальных построений. Ситуация поиска диктует стиль отношения к методологически ризнозасадових (часто совершенно противоположных) концепций. Основания его - толерантность, взвешенность, спокойно-умеренное восприятие любых, даже бессмысленных, философских конструкций. Ведь если новая реальность не находит рационального объяснения в рамках «логического мышления», человечество, по выражению А. Швейцера, вынуждено искать «обходные пути», мобилизовать духовные резервы, привлекать любые интеллектуальные средства.

Как это ни парадоксально, но факт: осмысливая реалии общественной жизни, социальная философия XX века ищет (и находит) новые концептуальные идеи в интелектуалистици второй половины XIX и начала XX века, то есть в историческом времени, которое Х. Ортега-и-Гассет обозначил , как «анти философский время». Оставляя интерпретацию и оценку этого факта на будущее, отметим: классиками современной социальной философии является мыслители, творчество которых вызревала и достигла мирового значения в расцвет «анти философского времени». Старейшим среди них Карл Маркс, самым молодым - Питирим Сорокин, посередине - Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм.

Каждый из указанных социальных философов рассматривал социум в целом со своей точки зрения, достиг фундаментализма и почти всегда «попадал впросак», как только «превышал полномочия» выводов, характерных только для этой предметности. Мировая философская мысль не отрицает экономическое учение К. Маркса, рассуждения Э. Дюркгейма о закономерностях развития и функционирования духовности, социально-стратификационной концепцию П. Сорокина и учения М. Вебера о культурно-бытовые формы социальности. Однако мировая философская мысль соглашается не со всем, что вышло из-под пера этих известных мыслителей. Более того, переосмысливая классические учения, она идет дальше, приближается к социально-жизненных реалий, предлагает человечеству обоснование новых ориентаций и ценностей.

Еще одной общей чертой современной социальной философии является почти единодушное стремление каждого направления, школы или мыслителя к построению теории вне классового, здеполитизованого и здеидеологизованого сорта. Это стремление к все общего, общечеловеческого. Открытая или скрытая апологетика того или иного социально-политического устройства, идеологического уклада, культурного достояния уступает не предвзятом теоретическому анализу проблемы. Угроза глобальной мировой катастрофы возвращает мыслящую элиту цивилизации к «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер), к поискам все обще приемлемых решений, к новому мышлению, морали и культуры. Конфронтационные теоретические модели социокультурной динамики сегодня «не в моде». Наконец, человечество глубоко постигшее гуманистический, жизненный смысл идей «социального согласия» (Конфуций), «вечного мира» (И. Кант) и «рационализации социума» (М. Вебер) и, вероятно, сделает невозможным (по крайней мере в теории) социальную конфронтацию или конфликт на классовых, национальных, религиозных, расовых или любых других «идейных» началах.

Современная философия выступает как философское размышление над исторической судьбой человечества, перспективами развития мировой цивилизации, ее общечеловеческими принципами. Казалось бы, коллективный интеллект человечества давно был способен создать адекватную теорию функционирования и развития социума, например, Платон построил теорию «идеального государства». Однако поиск продолжается и сегодня. Более того, ему не видно конца. Адекватное воспроизведение той социальной реальности, в которой мы живем и работаем, и сегодня выступает как так же актуальна проблема, как и две тысячи лет назад. Разумеется, настоящее знание об обществе более объемных, глубоким и основательным, чем раньше. Оно содержит характерные и наиболее значимые интеллектуальные достижения предыдущих эпох, обогащенные практическим опытом человеческой жизнедеятельности и разворачивается в пространстве и времени как множественное знания, лишенное односторонности и крайностей, хотя даже состоит из них.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии