Арнольд Джозеф Тойнби
(1889-1975)
«В своей жизни общество сталкивается с целым рядом проблем, и каждая его составная часть решает их удобным для себя способом»
Английский философ, социолог и историк Тойнби родился в семье землевладельцев скандинавского происхождения. Прадед будущего философа был ферму, владел 600 акрами земли, воспитал 15 детей, которые получили образование и стали заметными людьми в общественной жизни тогдашней Англии. Его дед был врачом, а отец - служащим социальной опеки. В силу семейных обстоятельств, маленький Тойнби рос и воспитывался в семье своего дяди - историка и мецената Арнольда Тойнби, который умер за шесть лет до его рождения. Вдова Арнольда - «тетя Шарли» на много лет пережила своего мужа, была для мальчика не только авторитетным воспитателем, но и духовно близкой лицом. Она интересно рассказывала различные истории, комментировала жизненные приключения, постепенно вводя любопытную ребенка в мир большой культуры. Именно «тетя Шарли впервые познакомила Тойнби с« оксфордским миром », воспитала в нем влечение к образованию, почтительно-трепетное отношение к истории, культуры и науки. Однако, Тойнби считал, что призвание историка воспитала в нем его мать - Сара Эдит, которая с пятилетнего возраста, ежедневно, перед сном читала сыну своеобразные лекции по истории.
Интересно такой биографический факт: свою первую книгу, изданную в 1915 p., Ученый подписал именем «Арнольд Тойнби». Это вызвало страшное недовольство семьи. «Это не твое имя, - говорили они, - а имя твоего дяди». Для успокоения семьи, Тойнби добавил к своему имени имя своего деда - Джона. Так родился всемирно известный ученый с именем «Арнольд Дж. Тойнби».
Будущий ученый получил блестящее образование. Винчестерский колледж, куда со второй попытки поступил способный и настойчивый парень, считался престижным и достаточно мощным учебным заведением. Здесь доминировали классические науки, среди которых заметно выделялись филология, история, латынь, философия. Любознательный юноша интересовался историей, в частности, греческой. Он изучал греческую литературу, древнегреческий язык, увлекался Гомером. В Оксфордском университете, в котором после окончания колледжа продолжил обучение Арнольд Тойнби, он опять же уходит в греческую историю, литературу, греческий и латинский филологию. Взяв отпуск, юноша совершает путешествие в Греции, Франции и Италии, где непосредственно знакомится с тем, что было предметом его изучения в течение 12 лет. Болезнь отторгла Тойнби от службы в армии и участия в Первой мировой войне, унесшей жизни подавляющего большинства его однокурсников и друзей. Войну он отбыл не на фронте, а в отделении политической разведки Министерства иностранных дел Великобритании.
Некоторое время Арнольд Дж. Тойнби работает в Лондонском университете, путешествует по Греции, сотрудничает с английской либеральной газетой (Манчестер Гардиан), где публикует свои впечатления от увиденного в Греции. Приняв приглашение Министерства иностранных дел по редактированию издания шеститомного труда по истории Парижской мирной конференции, Арнольд Дж. Тойнби приступил к делу, которая определила его место в истории философии и культуры. С узкого "специалиста по Балканам» он превратился в маститого историка и философа, который создал уникальную модель всемирной истории: в 1934 году в свет вышли первые три тома его знаменитой 12-томного труда «Исследование истории», завершенной и переданной для издательства в США в 1962 - 1964 pp. Сокращенный вариант I-VI томов произведения был опубликован В 1946 p., VII-X тома - в 1957 г. Третью иллюстрированную версию «Исследование истории» в одном томе Арнольд Дж. Тойнби подготовил и опубликовал в Лондоне (1974) вместе с Джейн Каплан.
Как отмечает один из исследователей творчества Тойнби А. Прицак, эти публикации сделали Тойнби знаменитым. «Исследование истории» стало бестселлером, а сам Тойнби - звездой первой величины, которую университеты (преимущественно американские) приглашали выступать с докладами.
В чем же секрет успеха великого философа и историка? Что нового (по сравнению, прежде всего, с Шпенглеру) предложил он в области истории развития человеческой цивилизации? Которым вошел Тойнби в историю науки, культуры и философии? Остановимся на этом более подробно.
Развивая мысли Н. Данилевского и О. Шпенглера о цикличности истории, А. Дж. Тойнби понимает ее как последовательную генеза цивилизаций, проходят в своем развитии и падении одинаковые фазы: рождение, рост, катастрофы, разложения и гибели. В отличие от О. Шпенглера, прогнозирует «сумерки Европы», А. Дж. Тойиби, как и К. Ясперс, обосновывает возможность спасения западной цивилизации путем усиления роли религиозно-духовных основ и нравственных факторов общественной жизнедеятельности людей.
А. Дж. Тойнби исходит из понимания локального социума как уникального и неповторимого. Всеобщая история характеризуется множественностью культурных типов, каждый из которых имеет неповторимую систему ценностей, норм, правил общественной и индивидуальной жизни людей от самых простых (бытовых) форм его проявления в высочайших взлетов творческой фантазии.
Каждая цивилизация, рассуждает ученый, существует в пространстве и времени, единство которых создает своеобразное среду обитания, ведущие характеристики которого обусловлены географическими факторами. История, подчеркивает А. Дж. Тойнби, существует там, где есть время. Время - это поле, на котором происходят изменения состояний человеческой жизни, через которое проявляется истинный смысл истории. Историк, по мнению А. Дж. Тойнби, выступает как передатчик времени. Исключительная роль в механизме передачи времени относится памяти. Она упорядочивает время и служит своеобразным резервуаром исторического опыта, механизмом постижения истории.
Локальные цивилизации А. Дж. Тойнби обозначает как вехи времени на пути открытой истории, в основе развития которой лежит всемирной разум, божественный закон - Логос. Истина проявляется через диалог человечества с Логосом. Источник исторического движения понимается как вызов Логоса. История является ответом на вызов.
Постижение истории - это понимание сути божественного вызова, реализуется через различные формы человеческой деятельности. Каждый человек (народ, нация) понимает вызов по-своему и поэтому воплощает его в присущих только ей формах культуры. А. Дж. Тойнби подчеркивает значение выбора народами вариантов воплощения вызова в практику, роль рационального проникновения в вызов, значение творческой элиты и лидера, способных понять его сущность и перенести божественный закон с одной души в другую.
Главным вопросом, на котором сосредоточились научные поиски ученого, стал вопрос о том, как возникают цивилизации? Очевидно, из примитивного общества в состоянии Инь (покоя), которое нашло внутреннюю силу к действию, то есть к стадии Ян. Здесь Тойнби недвусмысленно отвергает биологизм и детерминизм О. Шпенглера и дает человеку свободу выбора.
Человек, как таковая, рассуждает ученый, живет на Земле по крайней мере триста тысяч лет. Но только в последние пять - шесть тысяч лет люди нашли внутреннюю силу откликаться на вызовы. А. Дж. Тойнби называет пять ступеней вызова: 1) суровый климат; 2) новые земли (заморская колонизация), 3) удар, 4) давление; 5) угнетения. Идеальным вариантом является, конечно, «золотая середина» - достаточно и не много. Не раз нужно «творческой меньшинства» отойти, чтобы набраться свежих сил и вернуться. Тойнби называет этот процесс «уход-и-возврат». Цивилизация развивается до тех пор, пока «творческое меньшинство» еще имеет «жизненный порыв».
Развитие культуры определяется не завоеваниями и внешним блеском, а «изяществом и совершенством». Но в творчестве человека кроется опасность, которую Тойнби характеризует как «справедливую месть» из трех обожаемой: «эфемерного Я», «эфемерной интуиции» и «эфемерной техники».
История движется таким образом, что «творческое меньшинство» превращается в «господствующую меньшинство». «Не творческая большинство» остается на обочине общества, не принимая активного участия и его жизни. Она перерождается в класс, который Тойнби называет «внутренним пролетариатом». Кроме того, на границе данной цивилизации возникает «внешний пролетариат». Общество надламывается - начинается период разрухи, рождаются расколы. Их Тойнби насчитывает четыре: раскол общественного организма (главным образом милитаризм), раскол в душе (отсутствие основы для стимула), раскол горизонтальный (борьба классов) и раскол вертикальный (межгосударственные войны). С помощью милитаризма рождается мировая Государство, где внутренний пролетариат, который теперь масс стимул Культурно себя проявить, творит высшую вселенскую церковь. Через некоторое время мировая держава распадается; наступает «героическая эпоха» для внешнего пролетариата, когда творится эпос. При определенных обстоятельствах может дойти до «возрождения», а следовательно, и к перерождению в новое общество (цивилизацию).
Историю движет вперед творческое меньшинство. Именно она формирует новые идеи и взгляды, самоотверженно проводит их в жизнь, привлекает к их осуществлению широкие слои населения. В период общественного взлета власть находится, как правило, в руках людей, отличаются проникновенностью ума, широким социальным опытом, высокими моральными и общекультурными качествами. Впоследствии состав руководящей элиты изменяется. В нее проникают стяжатели, рассматривающих власть только как средство личного обогащения и господства. Руководящая элита постепенно превращается в замкнутую касту, тормозит исторический прогресс или деформирует его.
Именно в это время, считает А. Дж. Тойнби, на историческую арену выходит новое поколение лидеров, которая опирается прежде всего на материальные инструменты власти и силу оружия. Процесс осознания несправедливости социального устройства завершается расколом духа. Новая генерация обращается к «пролетариата» - пассивной массы людей, способных только к разрушению созданных ранее форм общественной жизни. Начинается процесс общественных изменений, направленность которого зависит не только от внутренних противоречий, но и от внешних влияний других народов и цивилизаций.
Средствами предостережение цивилизации от разрушения и падения А. Дж. Тойнби считает духовную гармонию, нравственную единство народа, рациональность мышления правящих слоев населения, способность лидеров к новому пониманию сути вызову времени. Конечно, каждая цивилизация в конце концов придет в упадок. Хотя его можно отсрочить или даже избежать. Речь идет о спасении, источник которого А. Дж. Тойнби усматривает в единстве духа народа, что достигается привлечением людей к всемирной религии на основе объединения всех религиозных культов. Именно религия дает человечеству тот спектр идей, ценностей, норм и символов, что обеспечивает любовь и милосердие, единство и взаимоуважение, глубокую духовность и нравственность, то есть тот спектр ценностей, что составляет внутренний стержень истории. Народы разных времен понимают и воспроизводят его по-своему. Это проявляется в разнообразии мировых культур, которые, однако, не разрывают историю, а, наоборот, - обогащают человеческое жизни смыслов.
XX в., Считает А.Дж. Тойнби, укрепляет всечеловеческой единство такими процессами, как сотворчество наук и культур, проникновение технологий и индустриализма во все области жизни. Интеграция мировой цивилизации, по его прогнозу, будет усиливаться. К числу явлений и процессов, наносящих мировой истории руйнацийних воздействий, ученый относит прежде всего экономические и политические проблемы, соперничество сверхдержав, межнациональные проблемы. Он подчеркивает гуманитарный долг развитых стран оказывать помощь обездоленным народам. А. Дж. Тойнби остро ощущает реальную возможность гибели всех завоеваний разума и духа и поэтому призывает людей к милосердному объединения на основе общечеловеческих приоритетов и моральных ценностей.