Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Арнольд Джозеф Тойнби

(1889-1975)

«В своей жизни общество сталкивается с целым рядом проблем, и каждая его составная часть решает их удобным для себя способом»




Английский философ, социолог и историк Тойнби родился в семье землевладельцев скандинавского происхождения. Прадед будущего философа был ферму, владел 600 акрами земли, воспитал 15 детей, которые получили образование и стали заметными людьми в общественной жизни тогдашней Англии. Его дед был врачом, а отец - служащим социальной опеки. В силу семейных обстоятельств, маленький Тойнби рос и воспитывался в семье своего дяди - историка и мецената Арнольда Тойнби, который умер за шесть лет до его рождения. Вдова Арнольда - «тетя Шарли» на много лет пережила своего мужа, была для мальчика не только авторитетным воспитателем, но и духовно близкой лицом. Она интересно рассказывала различные истории, комментировала жизненные приключения, постепенно вводя любопытную ребенка в мир большой культуры. Именно «тетя Шарли впервые познакомила Тойнби с« оксфордским миром », воспитала в нем влечение к образованию, почтительно-трепетное отношение к истории, культуры и науки. Однако, Тойнби считал, что призвание историка воспитала в нем его мать - Сара Эдит, которая с пятилетнего возраста, ежедневно, перед сном читала сыну своеобразные лекции по истории.

Интересно такой биографический факт: свою первую книгу, изданную в 1915 p., Ученый подписал именем «Арнольд Тойнби». Это вызвало страшное недовольство семьи. «Это не твое имя, - говорили они, - а имя твоего дяди». Для успокоения семьи, Тойнби добавил к своему имени имя своего деда - Джона. Так родился всемирно известный ученый с именем «Арнольд Дж. Тойнби».

Будущий ученый получил блестящее образование. Винчестерский колледж, куда со второй попытки поступил способный и настойчивый парень, считался престижным и достаточно мощным учебным заведением. Здесь доминировали классические науки, среди которых заметно выделялись филология, история, латынь, философия. Любознательный юноша интересовался историей, в частности, греческой. Он изучал греческую литературу, древнегреческий язык, увлекался Гомером. В Оксфордском университете, в котором после окончания колледжа продолжил обучение Арнольд Тойнби, он опять же уходит в греческую историю, литературу, греческий и латинский филологию. Взяв отпуск, юноша совершает путешествие в Греции, Франции и Италии, где непосредственно знакомится с тем, что было предметом его изучения в течение 12 лет. Болезнь отторгла Тойнби от службы в армии и участия в Первой мировой войне, унесшей жизни подавляющего большинства его однокурсников и друзей. Войну он отбыл не на фронте, а в отделении политической разведки Министерства иностранных дел Великобритании.

Некоторое время Арнольд Дж. Тойнби работает в Лондонском университете, путешествует по Греции, сотрудничает с английской либеральной газетой (Манчестер Гардиан), где публикует свои впечатления от увиденного в Греции. Приняв приглашение Министерства иностранных дел по редактированию издания шеститомного труда по истории Парижской мирной конференции, Арнольд Дж. Тойнби приступил к делу, которая определила его место в истории философии и культуры. С узкого "специалиста по Балканам» он превратился в маститого историка и философа, который создал уникальную модель всемирной истории: в 1934 году в свет вышли первые три тома его знаменитой 12-томного труда «Исследование истории», завершенной и переданной для издательства в США в 1962 - 1964 pp. Сокращенный вариант I-VI томов произведения был опубликован В 1946 p., VII-X тома - в 1957 г. Третью иллюстрированную версию «Исследование истории» в одном томе Арнольд Дж. Тойнби подготовил и опубликовал в Лондоне (1974) вместе с Джейн Каплан.

Как отмечает один из исследователей творчества Тойнби А. Прицак, эти публикации сделали Тойнби знаменитым. «Исследование истории» стало бестселлером, а сам Тойнби - звездой первой величины, которую университеты (преимущественно американские) приглашали выступать с докладами.

В чем же секрет успеха великого философа и историка? Что нового (по сравнению, прежде всего, с Шпенглеру) предложил он в области истории развития человеческой цивилизации? Которым вошел Тойнби в историю науки, культуры и философии? Остановимся на этом более подробно.

Развивая мысли Н. Данилевского и О. Шпенглера о цикличности истории, А. Дж. Тойнби понимает ее как последовательную генеза цивилизаций, проходят в своем развитии и падении одинаковые фазы: рождение, рост, катастрофы, разложения и гибели. В отличие от О. Шпенглера, прогнозирует «сумерки Европы», А. Дж. Тойиби, как и К. Ясперс, обосновывает возможность спасения западной цивилизации путем усиления роли религиозно-духовных основ и нравственных факторов общественной жизнедеятельности людей.

А. Дж. Тойнби исходит из понимания локального социума как уникального и неповторимого. Всеобщая история характеризуется множественностью культурных типов, каждый из которых имеет неповторимую систему ценностей, норм, правил общественной и индивидуальной жизни людей от самых простых (бытовых) форм его проявления в высочайших взлетов творческой фантазии.

Каждая цивилизация, рассуждает ученый, существует в пространстве и времени, единство которых создает своеобразное среду обитания, ведущие характеристики которого обусловлены географическими факторами. История, подчеркивает А. Дж. Тойнби, существует там, где есть время. Время - это поле, на котором происходят изменения состояний человеческой жизни, через которое проявляется истинный смысл истории. Историк, по мнению А. Дж. Тойнби, выступает как передатчик времени. Исключительная роль в механизме передачи времени относится памяти. Она упорядочивает время и служит своеобразным резервуаром исторического опыта, механизмом постижения истории.

Локальные цивилизации А. Дж. Тойнби обозначает как вехи времени на пути открытой истории, в основе развития которой лежит всемирной разум, божественный закон - Логос. Истина проявляется через диалог человечества с Логосом. Источник исторического движения понимается как вызов Логоса. История является ответом на вызов.

Постижение истории - это понимание сути божественного вызова, реализуется через различные формы человеческой деятельности. Каждый человек (народ, нация) понимает вызов по-своему и поэтому воплощает его в присущих только ей формах культуры. А. Дж. Тойнби подчеркивает значение выбора народами вариантов воплощения вызова в практику, роль рационального проникновения в вызов, значение творческой элиты и лидера, способных понять его сущность и перенести божественный закон с одной души в другую.

Главным вопросом, на котором сосредоточились научные поиски ученого, стал вопрос о том, как возникают цивилизации? Очевидно, из примитивного общества в состоянии Инь (покоя), которое нашло внутреннюю силу к действию, то есть к стадии Ян. Здесь Тойнби недвусмысленно отвергает биологизм и детерминизм О. Шпенглера и дает человеку свободу выбора.

Человек, как таковая, рассуждает ученый, живет на Земле по крайней мере триста тысяч лет. Но только в последние пять - шесть тысяч лет люди нашли внутреннюю силу откликаться на вызовы. А. Дж. Тойнби называет пять ступеней вызова: 1) суровый климат; 2) новые земли (заморская колонизация), 3) удар, 4) давление; 5) угнетения. Идеальным вариантом является, конечно, «золотая середина» - достаточно и не много. Не раз нужно «творческой меньшинства» отойти, чтобы набраться свежих сил и вернуться. Тойнби называет этот процесс «уход-и-возврат». Цивилизация развивается до тех пор, пока «творческое меньшинство» еще имеет «жизненный порыв».

Развитие культуры определяется не завоеваниями и внешним блеском, а «изяществом и совершенством». Но в творчестве человека кроется опасность, которую Тойнби характеризует как «справедливую месть» из трех обожаемой: «эфемерного Я», «эфемерной интуиции» и «эфемерной техники».

История движется таким образом, что «творческое меньшинство» превращается в «господствующую меньшинство». «Не творческая большинство» остается на обочине общества, не принимая активного участия и его жизни. Она перерождается в класс, который Тойнби называет «внутренним пролетариатом». Кроме того, на границе данной цивилизации возникает «внешний пролетариат». Общество надламывается - начинается период разрухи, рождаются расколы. Их Тойнби насчитывает четыре: раскол общественного организма (главным образом милитаризм), раскол в душе (отсутствие основы для стимула), раскол горизонтальный (борьба классов) и раскол вертикальный (межгосударственные войны). С помощью милитаризма рождается мировая Государство, где внутренний пролетариат, который теперь масс стимул Культурно себя проявить, творит высшую вселенскую церковь. Через некоторое время мировая держава распадается; наступает «героическая эпоха» для внешнего пролетариата, когда творится эпос. При определенных обстоятельствах может дойти до «возрождения», а следовательно, и к перерождению в новое общество (цивилизацию).

Историю движет вперед творческое меньшинство. Именно она формирует новые идеи и взгляды, самоотверженно проводит их в жизнь, привлекает к их осуществлению широкие слои населения. В период общественного взлета власть находится, как правило, в руках людей, отличаются проникновенностью ума, широким социальным опытом, высокими моральными и общекультурными качествами. Впоследствии состав руководящей элиты изменяется. В нее проникают стяжатели, рассматривающих власть только как средство личного обогащения и господства. Руководящая элита постепенно превращается в замкнутую касту, тормозит исторический прогресс или деформирует его.

Именно в это время, считает А. Дж. Тойнби, на историческую арену выходит новое поколение лидеров, которая опирается прежде всего на материальные инструменты власти и силу оружия. Процесс осознания несправедливости социального устройства завершается расколом духа. Новая генерация обращается к «пролетариата» - пассивной массы людей, способных только к разрушению созданных ранее форм общественной жизни. Начинается процесс общественных изменений, направленность которого зависит не только от внутренних противоречий, но и от внешних влияний других народов и цивилизаций.

Средствами предостережение цивилизации от разрушения и падения А. Дж. Тойнби считает духовную гармонию, нравственную единство народа, рациональность мышления правящих слоев населения, способность лидеров к новому пониманию сути вызову времени. Конечно, каждая цивилизация в конце концов придет в упадок. Хотя его можно отсрочить или даже избежать. Речь идет о спасении, источник которого А. Дж. Тойнби усматривает в единстве духа народа, что достигается привлечением людей к всемирной религии на основе объединения всех религиозных культов. Именно религия дает человечеству тот спектр идей, ценностей, норм и символов, что обеспечивает любовь и милосердие, единство и взаимоуважение, глубокую духовность и нравственность, то есть тот спектр ценностей, что составляет внутренний стержень истории. Народы разных времен понимают и воспроизводят его по-своему. Это проявляется в разнообразии мировых культур, которые, однако, не разрывают историю, а, наоборот, - обогащают человеческое жизни смыслов.

XX в., Считает А.Дж. Тойнби, укрепляет всечеловеческой единство такими процессами, как сотворчество наук и культур, проникновение технологий и индустриализма во все области жизни. Интеграция мировой цивилизации, по его прогнозу, будет усиливаться. К числу явлений и процессов, наносящих мировой истории руйнацийних воздействий, ученый относит прежде всего экономические и политические проблемы, соперничество сверхдержав, межнациональные проблемы. Он подчеркивает гуманитарный долг развитых стран оказывать помощь обездоленным народам. А. Дж. Тойнби остро ощущает реальную возможность гибели всех завоеваний разума и духа и поэтому призывает людей к милосердному объединения на основе общечеловеческих приоритетов и моральных ценностей.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии