Зигмунд Фрейд
(1856-1939)
«Люди сильны, пока защищают великую идею. Они становятся немощными, когда идут против нее »
Принципиально иную попытку возвращения человечеству утраченного смысла существования в промышленно прогрессирующем обществе в условиях отчуждения и культурного дисгармонии осуществил еще один представитель социальной философии XX века - австрийский невропатолог, психиатр, психолог, профессор Венского университета, основатель системы психоанализа Зигмунд Фрейд.
«Фрейдизм» (такое название получило учение Фрейда и его последователей) предстает как весьма влиятельная течение философии XX века, что требует тщательного изучения. Отметим, что она не имеет ничего общего с пресловутым представлением о нем как о апологию секса и половой распущенности. Это - чрезвычайно серьезное и обоснованное учение, в котором фактором сексуального влечения, скрытого за покровом сознания, объясняют глубинные закономерности социального поведения людей, их истории и культуры.
З.Фрейд осуществил своеобразный переворот в науке: он показал роль неосознанных личностью стремлений, влечений, желаний, обусловливающие ее поведение и деятельность на все требования рациональности и нормы культуры. В странах Запада его теория приобрела огромную популярность. Многие из современников убежден, что «психология - это и есть Фрейд», что нет другой науки о духе, кроме фрейдизма, а проникновение в тайну подсознательного является «единственной тропой», которая приведет человечество к новой социальной гармонии и согласия.
Фрейдистскую линию философских размышлений о сущности человека и общества, место и роль человеческой индивидуальности и отношения между людьми развивали такие известные последователи (и в определенной степени критики) З. Фрейда, как А. Адлер, К. Г. Юнг, А. Ранк, Е. Фромм, Г. Салливан и К. Хорни.
Зигмунд Фрейд родился в небольшом моравском городке Фрайбург (ныне - Принибор) в семье небогатого торговца. Из восьми детей в семье Зигмунд отличался самыми изощренными способностями и стремлением к науки. Родители создавали ему благоприятные условия для обучения. В 17 лет юноша на «отлично» окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Здесь под руководством известного европейского физиолога Эрнеста Брюке (одним из его учеников был И. Сеченов) формировались взгляды Фрейда соответствии с новейшими достижений европейской и мировой науки. Работая в клинике И. Брайера, З. Фрейд получил опыт постижения таких психологических явлений, как страх, потеря чувствительности, раздвоение личности, галлюцинации, судороги. Во протекцией врача - практика И. Брайера З. Фрейд пестовал свой метод психоанализа на основе глубинных, неосознанных мотивов в регуляции человеческого поведения. Выводы ученика удивили учителя, который не мог понять смелого порывы юношеского ума. Ссоры и разрыв с И. Брайе-Ром кипрея л и молодого исследователя, но не остановили его влечение к истине. В 1900 году появилась книга 3. Фрейда «Толкование сновидений». Позже увидели свет такие его работы, как «Психопатология обыденной жизни» (1901 год), «Три очерка по теории сексуальности» (1905 год), «Тотем и табу» (1913 год), «Я и Оно» (1923 год) и др..
До всемирного признания учения 3. Фрейда шло противоречиво и долго, через полемику и неприятие известных специалистов. Его книгу «Толкование сновидений» (изданную тиражом всего 600 экземпляров) не раскупали более восьми лет!
Сегодня же таким тиражом Фрейда выдают на Западе ежемесячно. Только в 1909 году до Фрейда приходит признание. Это произошло после поездки в США, где его лекции слушали много ученых, известных деятелей науки и культуры. Рассказывают, что после одной из лекций в З.Фрейда подошел «патриарх» американской психологии Вильям Джемс. Придя ученого, он сказал: «За Вами - будущее».
Психоаналитический метод и теория З.Фрейда требуют специального рассмотрения. Нас же интересует его философское учение. В нем Фрейд исходит из посылки о том, что сознание человека подчинена его подсознании, содержанием которой является «либидо» - половое влечение, доглибно-подсознательная энергия индивида, корни которой - в сексуальном инстинкте. Сознание возникает из конфликта между «либидо» и социальной средой - природно-предметным и духовно-нормативным миром культуры и общества. Этот конфликт, считает Фрейд, начинается с раннего детства. Он предопределяет судьбу человека и в определенных случаях может довести ее до невроза или душевного заболевания. По Фрейду, «либидо» является первым и главным побудительным мотивом деятельности человека.
Вторым побудительным мотивом деятельности является специфический влечение человека к смерти - «танатос», что возбуждает человека к уничтожению себя или других. Выходная агрессивность, по мнению Фрейда, заложена в природе человека биологической побуждением. Влечение к смерти приводит к последствиям, аналогичным либидо. От разрушения нации человека могут спасти только защитные механизмы - вытеснение, рационализация, регрессия, сублимация и т.д.. Задача общества, считал Фрейд, заключается в формировании и совершенствовании этих механизмов, ведь только они обеспечивают перемещение «запрещенной сексуальной (и агрессивной) энергии» на несексуальные (и непреступные) объекты, разряжение ее в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества.
З. Фрейд обосновал оригинальное видение духовной жизни личности. По его мнению, структура психического состоит из иррационального, генетически первичного, биологически врожденно го «Оно» («Ид»), посредника между врожденным и требованиями среды «Я» («Эго») и источники моральных и религиозных чувств, контрольного и руководящего агента «Сверх-Я» («Сунер-Эго»). Если «Оно» определено генетически, а «Я» является продуктом индивидуального опыта, то «Сверх-Я» предстает в виде продукта влияния других людей. «Оно» возникает в раннем детстве (комплекс Эдипа) и остается практически неизменным на протяжении всей жизни. Дисбаланс между тремя составляющими психики приводит к ее разрушению, социальных конфликтов, дестабилизации общественных отношений. Следовательно, для обеспечения психологически стабильной жизни личности, а вместе и социально сбалансированного состояния социума, творческого развития культуры, надо разобраться в тайне подсознательного, навести прочные мосты между структурными подразделениями психики, предоставить генетически врожденной энергии возможность реализовать себя в виде и формах культуротворческой деятельности.
Как видим, З. Фрейд попытался понять общество (и человека) совсем с другой, чем его предшественники, стороны: со стороны обусловленности ее присущими человеку биопсихологических побуждениями - либидо и танатосом. В марксистской литературе советского периода эта попытка рассматривалась не иначе, как «смехотворная», «идеалистическая» и «реакционная». Учитывая то, что некоторые мотивы этого учения были использованы теоретиками фашизма, для Фрейда и его последователей места в научной и учебной философской литературе не находилось. их имена сопровождала только едкая критика, которая, к сожалению, не могла объективно оценить вклад Фрейда в развитие философской и психологической мысли человечества.
Между тем, учение Фрейда имеет большой позитивный смысл. Эту попытку нельзя отбрасывать как несущественную или ложную. Ведь и сексуальное влечение, и страсти агрессивности или любви в жизни личности и общества играют далеко не последнюю роль. Через страстная любовь или не разделенную страсть случались тяжелые психологические травмы, совершались преступления, велись кровавые войны, ломались человеческие судьбы. И все это происходило вопреки экономическим, политическим и социокультурным факторам. А каких творческих высот достигает человек, окрыленная пылкой любовью и искренней преданностью или отторгнута ними! Следовательно, эти факторы также жизненными, важными и существенными как и те, о которых говорилось в марксизме или экзистенциализме, философии жизни или герменевтике. Другое дело, что детерминирующих роль биопсихологических (как врожденных, так и приобретенных) факторов не следует преувеличивать. Они именно такие, как и другие составляющие человеческой жизни. З. Фрейд обосновал их роль в социуме (в этом состоит заслуга ученого, поскольку к нему эти факторы теоретики не обращали должного внимания) и абсолютизировал их, в чем мы видим существенный недостаток и историческую ограниченность его учения.
Последователи Фрейда хорошо понимали как положительное содержание, так и ограниченность его учения в связи с «преувеличением полномочий» сексуальности. Так, австрийский психолог и психиатр, основатель так называемой индивидуальной психологии Альфред Адлер (1870-1937), который в свое время входил в состав кружка З.Фрейда и восхищался его идеями, критиковал знаменитого психиатра за преувеличение роли сексуального и подсознательного в детерминации поведения людей. Индивидуальный поезд (в том числе и сексуальный), по мнению А. Адлера, имеет не только биологическую (асоциальное) обусловленность, как считал Фрейд, а скорее социальную.
Подобную исходную позицию отстаивал и швейцарский психолог, культуролог, основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875-1961). Популяризируя З. Фрейда, К. Юнг время вынашивал зерна собственной философско-психологической концепции. Ее краеугольным камнем стало переосмысление роли сексуального фактора в психической жизни индивида и толкования подсознательного не только как субъективного и индивидуального, но и как коллективного и безличного психического, корни которого уходят глубинных слоев архаических культур. Коллективное бессознательное (К. Юнг назвал его «архитипом») является итогом жизни рода. Оно присуще всем людям, наследуется и выступает как основы, на которых произрастает индивидуальная психика. Архитипни образы, согласно К. Юнгу, всегда сопровождают человека. Они являются источниками мифологии, религии, искусства, культуры и через них влияют на организацию жизни и быта народа. Коллективное бессознательное вмешивается в жизнь. Порой это приводит к коллективным психозам, массовых движений, войн, в корне меняют облик социума, течение и направленность исторического процесса.
Трансформации в сторону предоставления более важное значение социальным факторам и ограничения факторов биопсихологических (сексуальных) фрейдизм получил в исследованиях американских ученых, наиболее признанными среди которых был немецко-американский философ и социолог, психолог и культуролог Эрих Фромм (1900-1980). Он просматривает биологизм З. Фрейда, вносит существенные корректировки в символику бессознательного, смещает акценты в понимании конфликтных ситуаций с подавленной сексуальности на ее социокультурную детерминацию. Э. Фромм вводит понятие социального характера как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. Ликвидация жизненных конфликтов и социального отчуждения обусловлена социокультурными, а не только индивидуально-психологическими факторами. Вместе с тем он подчеркивает роль психофизического воспитания индивидов методами гуманистической этики и управления, распространения психодуховных ориентаций как эффективного средства социальной стабилизации системы. Самой гуманистической ценностью Э. Фромм считает свойство любить. Любовь в его понимании является критерием бытия и ответом на вопрос о смысле человеческого существования. Осваивая искусство любви, человек постепенно меняет жизненные ориентации и характер, трансформирует их в сторону альтруизма, гуманизма, человечности.
Интерпретация учения З. Фрейда в трудах его последователей позднего времени является относительно самостоятельным направлением социально-философских размышлений - неофрейдизмом. Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан, А. Кардинерта другие неофрейдисты отстаивали тенденцию реформы классического психоанализа на основе ограничения биологизму и механицизма З. Фрейда через «дополнения» его доктрины достижениями общественных наук, в частности, социальным учением К. Маркса. «Фрейдомарксизм» - так получили указанные концепции - очень близко подходит к экзистенциализма, персонализма, феноменологии т.д.. Кое в чем он приближается к религиозно-мистических концепций социума, хотя они, конечно, является самостоятельным направлением социально-философских размышлений.