Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Зигмунд Фрейд

(1856-1939)

«Люди сильны, пока защищают великую идею. Они становятся немощными, когда идут против нее »




Принципиально иную попытку возвращения человечеству утраченного смысла существования в промышленно прогрессирующем обществе в условиях отчуждения и культурного дисгармонии осуществил еще один представитель социальной философии XX века - австрийский невропатолог, психиатр, психолог, профессор Венского университета, основатель системы психоанализа Зигмунд Фрейд.

«Фрейдизм» (такое название получило учение Фрейда и его последователей) предстает как весьма влиятельная течение философии XX века, что требует тщательного изучения. Отметим, что она не имеет ничего общего с пресловутым представлением о нем как о апологию секса и половой распущенности. Это - чрезвычайно серьезное и обоснованное учение, в котором фактором сексуального влечения, скрытого за покровом сознания, объясняют глубинные закономерности социального поведения людей, их истории и культуры.

З.Фрейд осуществил своеобразный переворот в науке: он показал роль неосознанных личностью стремлений, влечений, желаний, обусловливающие ее поведение и деятельность на все требования рациональности и нормы культуры. В странах Запада его теория приобрела огромную популярность. Многие из современников убежден, что «психология - это и есть Фрейд», что нет другой науки о духе, кроме фрейдизма, а проникновение в тайну подсознательного является «единственной тропой», которая приведет человечество к новой социальной гармонии и согласия.

Фрейдистскую линию философских размышлений о сущности человека и общества, место и роль человеческой индивидуальности и отношения между людьми развивали такие известные последователи (и в определенной степени критики) З. Фрейда, как А. Адлер, К. Г. Юнг, А. Ранк, Е. Фромм, Г. Салливан и К. Хорни.

Зигмунд Фрейд родился в небольшом моравском городке Фрайбург (ныне - Принибор) в семье небогатого торговца. Из восьми детей в семье Зигмунд отличался самыми изощренными способностями и стремлением к науки. Родители создавали ему благоприятные условия для обучения. В 17 лет юноша на «отлично» окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Здесь под руководством известного европейского физиолога Эрнеста Брюке (одним из его учеников был И. Сеченов) формировались взгляды Фрейда соответствии с новейшими достижений европейской и мировой науки. Работая в клинике И. Брайера, З. Фрейд получил опыт постижения таких психологических явлений, как страх, потеря чувствительности, раздвоение личности, галлюцинации, судороги. Во протекцией врача - практика И. Брайера З. Фрейд пестовал свой метод психоанализа на основе глубинных, неосознанных мотивов в регуляции человеческого поведения. Выводы ученика удивили учителя, который не мог понять смелого порывы юношеского ума. Ссоры и разрыв с И. Брайе-Ром кипрея л и молодого исследователя, но не остановили его влечение к истине. В 1900 году появилась книга 3. Фрейда «Толкование сновидений». Позже увидели свет такие его работы, как «Психопатология обыденной жизни» (1901 год), «Три очерка по теории сексуальности» (1905 год), «Тотем и табу» (1913 год), «Я и Оно» (1923 год) и др..

До всемирного признания учения 3. Фрейда шло противоречиво и долго, через полемику и неприятие известных специалистов. Его книгу «Толкование сновидений» (изданную тиражом всего 600 экземпляров) не раскупали более восьми лет!

Сегодня же таким тиражом Фрейда выдают на Западе ежемесячно. Только в 1909 году до Фрейда приходит признание. Это произошло после поездки в США, где его лекции слушали много ученых, известных деятелей науки и культуры. Рассказывают, что после одной из лекций в З.Фрейда подошел «патриарх» американской психологии Вильям Джемс. Придя ученого, он сказал: «За Вами - будущее».

Психоаналитический метод и теория З.Фрейда требуют специального рассмотрения. Нас же интересует его философское учение. В нем Фрейд исходит из посылки о том, что сознание человека подчинена его подсознании, содержанием которой является «либидо» - половое влечение, доглибно-подсознательная энергия индивида, корни которой - в сексуальном инстинкте. Сознание возникает из конфликта между «либидо» и социальной средой - природно-предметным и духовно-нормативным миром культуры и общества. Этот конфликт, считает Фрейд, начинается с раннего детства. Он предопределяет судьбу человека и в определенных случаях может довести ее до невроза или душевного заболевания. По Фрейду, «либидо» является первым и главным побудительным мотивом деятельности человека.

Вторым побудительным мотивом деятельности является специфический влечение человека к смерти - «танатос», что возбуждает человека к уничтожению себя или других. Выходная агрессивность, по мнению Фрейда, заложена в природе человека биологической побуждением. Влечение к смерти приводит к последствиям, аналогичным либидо. От разрушения нации человека могут спасти только защитные механизмы - вытеснение, рационализация, регрессия, сублимация и т.д.. Задача общества, считал Фрейд, заключается в формировании и совершенствовании этих механизмов, ведь только они обеспечивают перемещение «запрещенной сексуальной (и агрессивной) энергии» на несексуальные (и непреступные) объекты, разряжение ее в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества.

З. Фрейд обосновал оригинальное видение духовной жизни личности. По его мнению, структура психического состоит из иррационального, генетически первичного, биологически врожденно го «Оно» («Ид»), посредника между врожденным и требованиями среды «Я» («Эго») и источники моральных и религиозных чувств, контрольного и руководящего агента «Сверх-Я» («Сунер-Эго»). Если «Оно» определено генетически, а «Я» является продуктом индивидуального опыта, то «Сверх-Я» предстает в виде продукта влияния других людей. «Оно» возникает в раннем детстве (комплекс Эдипа) и остается практически неизменным на протяжении всей жизни. Дисбаланс между тремя составляющими психики приводит к ее разрушению, социальных конфликтов, дестабилизации общественных отношений. Следовательно, для обеспечения психологически стабильной жизни личности, а вместе и социально сбалансированного состояния социума, творческого развития культуры, надо разобраться в тайне подсознательного, навести прочные мосты между структурными подразделениями психики, предоставить генетически врожденной энергии возможность реализовать себя в виде и формах культуротворческой деятельности.

Как видим, З. Фрейд попытался понять общество (и человека) совсем с другой, чем его предшественники, стороны: со стороны обусловленности ее присущими человеку биопсихологических побуждениями - либидо и танатосом. В марксистской литературе советского периода эта попытка рассматривалась не иначе, как «смехотворная», «идеалистическая» и «реакционная». Учитывая то, что некоторые мотивы этого учения были использованы теоретиками фашизма, для Фрейда и его последователей места в научной и учебной философской литературе не находилось. их имена сопровождала только едкая критика, которая, к сожалению, не могла объективно оценить вклад Фрейда в развитие философской и психологической мысли человечества.

Между тем, учение Фрейда имеет большой позитивный смысл. Эту попытку нельзя отбрасывать как несущественную или ложную. Ведь и сексуальное влечение, и страсти агрессивности или любви в жизни личности и общества играют далеко не последнюю роль. Через страстная любовь или не разделенную страсть случались тяжелые психологические травмы, совершались преступления, велись кровавые войны, ломались человеческие судьбы. И все это происходило вопреки экономическим, политическим и социокультурным факторам. А каких творческих высот достигает человек, окрыленная пылкой любовью и искренней преданностью или отторгнута ними! Следовательно, эти факторы также жизненными, важными и существенными как и те, о которых говорилось в марксизме или экзистенциализме, философии жизни или герменевтике. Другое дело, что детерминирующих роль биопсихологических (как врожденных, так и приобретенных) факторов не следует преувеличивать. Они именно такие, как и другие составляющие человеческой жизни. З. Фрейд обосновал их роль в социуме (в этом состоит заслуга ученого, поскольку к нему эти факторы теоретики не обращали должного внимания) и абсолютизировал их, в чем мы видим существенный недостаток и историческую ограниченность его учения.

Последователи Фрейда хорошо понимали как положительное содержание, так и ограниченность его учения в связи с «преувеличением полномочий» сексуальности. Так, австрийский психолог и психиатр, основатель так называемой индивидуальной психологии Альфред Адлер (1870-1937), который в свое время входил в состав кружка З.Фрейда и восхищался его идеями, критиковал знаменитого психиатра за преувеличение роли сексуального и подсознательного в детерминации поведения людей. Индивидуальный поезд (в том числе и сексуальный), по мнению А. Адлера, имеет не только биологическую (асоциальное) обусловленность, как считал Фрейд, а скорее социальную.

Подобную исходную позицию отстаивал и швейцарский психолог, культуролог, основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875-1961). Популяризируя З. Фрейда, К. Юнг время вынашивал зерна собственной философско-психологической концепции. Ее краеугольным камнем стало переосмысление роли сексуального фактора в психической жизни индивида и толкования подсознательного не только как субъективного и индивидуального, но и как коллективного и безличного психического, корни которого уходят глубинных слоев архаических культур. Коллективное бессознательное (К. Юнг назвал его «архитипом») является итогом жизни рода. Оно присуще всем людям, наследуется и выступает как основы, на которых произрастает индивидуальная психика. Архитипни образы, согласно К. Юнгу, всегда сопровождают человека. Они являются источниками мифологии, религии, искусства, культуры и через них влияют на организацию жизни и быта народа. Коллективное бессознательное вмешивается в жизнь. Порой это приводит к коллективным психозам, массовых движений, войн, в корне меняют облик социума, течение и направленность исторического процесса.

Трансформации в сторону предоставления более важное значение социальным факторам и ограничения факторов биопсихологических (сексуальных) фрейдизм получил в исследованиях американских ученых, наиболее признанными среди которых был немецко-американский философ и социолог, психолог и культуролог Эрих Фромм (1900-1980). Он просматривает биологизм З. Фрейда, вносит существенные корректировки в символику бессознательного, смещает акценты в понимании конфликтных ситуаций с подавленной сексуальности на ее социокультурную детерминацию. Э. Фромм вводит понятие социального характера как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. Ликвидация жизненных конфликтов и социального отчуждения обусловлена социокультурными, а не только индивидуально-психологическими факторами. Вместе с тем он подчеркивает роль психофизического воспитания индивидов методами гуманистической этики и управления, распространения психодуховных ориентаций как эффективного средства социальной стабилизации системы. Самой гуманистической ценностью Э. Фромм считает свойство любить. Любовь в его понимании является критерием бытия и ответом на вопрос о смысле человеческого существования. Осваивая искусство любви, человек постепенно меняет жизненные ориентации и характер, трансформирует их в сторону альтруизма, гуманизма, человечности.

Интерпретация учения З. Фрейда в трудах его последователей позднего времени является относительно самостоятельным направлением социально-философских размышлений - неофрейдизмом. Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан, А. Кардинерта другие неофрейдисты отстаивали тенденцию реформы классического психоанализа на основе ограничения биологизму и механицизма З. Фрейда через «дополнения» его доктрины достижениями общественных наук, в частности, социальным учением К. Маркса. «Фрейдомарксизм» - так получили указанные концепции - очень близко подходит к экзистенциализма, персонализма, феноменологии т.д.. Кое в чем он приближается к религиозно-мистических концепций социума, хотя они, конечно, является самостоятельным направлением социально-философских размышлений.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии