Питирим Сорокин
(1889 - 1968)
«Какой бы глубокой ни была современная кризис - а она является более глубокой, чем думает большинство людей, - после тяжелого переходного периода просматривается не бездна смерти, а горная вершина жизни, с которой открываются новые горизонты творчества и обновленный вид небес»
Российско-американский философ, социолог и культуролог Питирим Сорокин родился в с. Турья Яренск уезда Вологодской области в простой, но достаточно обеспеченной семье: его отец имел патент «золотых, серебряных и чеканных дел мастера», мать - зирянка по происхождению - умерла, когда мальчику было всего три года. Горе побудило отца к пьянству и побоев детей. В одиннадцать лет Питирим вместе со старшим братом сбежал из дома. Братья занимались ремеслом, реставрацией церквей, разнообразным промыслом, который позволял выжить и не больше.
Существует легенда о том, что грамоте Питирим научился на базаре, где один из купцов (на рубль) показал ему буквы и тот сразу овладел письмом и чтением. Конечно, это - сплетни: грамоте парня научил отец, о котором у него навсегда остались теплые воспоминания. Будущий философ получил довольно приличную начальное образование. Правдой является и то, что для простого крестьянского парня Сорокин сделал быстрый, сногсшибательный прыжок к университетского профессора. Последнее говорит о незаурядных способностях и таланте этого известного и уважаемого миром ученого.
П. Сорокин поступает в Психоневрологического института в Петербурге, через год переходит на обучение на юридический факультет Петербургского университета. Он слушал лекции ученых с мировым именем, частности, М. М. Ковалевского и Е.В. де-Роберти. Заметив незаурядные способности юноши, М. М. Ковалевськиии предложил ему должность своего секретаря. Несколько лет П. Сорокин работал под непосредственным руководством выдающегося социолога. Приверженность М. М. Ковалевского, который к тому же был руководителем влиятельной масонской организации, обеспечила Сорокину быстрый рост в науке и политике. После Февральской революции 1917 г. Сорокин становится секретарем А. Керенского (который также был масоном), работает редактором эсеровской газеты «Воля народа»; ведет борьбу против революционеров большевистского типа.
Характерно, что П. Сорокин один из первых заметил, распознал те социальные угрозы, которые нес большевизм русской революции: 1) понимание народом революции как вседозволенности, 2) разрушительная деятельность большевиков, 3) нерешительность, бездеятельность Временного правительства. «Эти люди, я убежден, - писал он о большевиках, - предвещают ужасные вещи. Если бы я был правительством, я бы арестовал их без колебаний. Если это необходимо - я бы казнил их, чтобы остановить ужасную катастрофу, в которую они планируют опустить страну ».
Победа большевизма приводит к аресту П. Сорокина. 57 дней он провел в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. Освобождение не сломило характера молодого эсера. Он продолжает борьбу, и снова попадает в тюрьму. Как свидетельствуют документы, от казни он был спасен благодаря отречению по своей партийной принадлежности, отказом от борьбы за содействием М. М. Ковалевского и по личному согласию В. Ленина.
С 1920 г. П. Сорокин работал профессором Петербургского университета, вильнодумствуе, публикует едкие относительно существующего режима заметки социолога. Свободомыслие в те времена карались. Именно поэтому в 1922 г. П.Сорокин вместе с когортой вольнодумцев (Н. Бердяевым, С. Булгаковым, Н. Кондратьевым и др.). Был выслан из России и эмигрировал в США, где основал социологическую школу. Он написал несколько десятков книг, которые известны всему миру, но в СССР не публиковались. Среди работ П. Сорокина дореволюционного периода можно назвать такие, как «Преступление и наказание, подвиг и награда», «Проблема социального равенства», «Л.Н. Толстой как философ ». После высылки П. Сорокин написал: «The sociology of revolution», «Social mobiluty», «Society, culture and personality», «Social and cultural dinamics» «Sociological theories of today» и др..
В России в 1920 г. в Петербурге вышел двухтомник под названием «Система социологии», в 1992 г. в Москве - «Человек. Цивилизация. Общество ».
Вклад П. Сорокина в развитие философской мысли определяется введением и интерпретацией как определенной исторической реальности понятие «типа культуры» - целостной системы, меняется эволюционным путем, постепенно исчерпывая собственные жизненные потенции созданием оригинальной концепции «флуктации культур» - социодинамики культуры как закономерного диалектического процесса ; исследованиями таких социальных явлений, как «социальная стратификация» и «социальная мобильность», многими другими сюжетами, еще недостаточно изучена и оценена современниками.
Рассказывают, что в семидесятилетний возрасте П. Сорокина (как президента Американской ассоциации социологов) посетила делегация ученых - социологов бывшего СССР. Руководитель делегации обратился к нему со словами: «... мы в России помним и знаем вас как крупного социолога ...» На это обращение П. Сорокин с присущим ему юмором ответил: «ошибаетесь, уважаемый, я - не« крупный »социолог, - а крупный; таких в мире только двое: я и Тойнби ...»
П. Сорокин рассматривает исторические законы как проявление человеческой природы, а человека как главную и необходимую предпосылку истории. Любое изменение исторического процесса, любой шаг вперед или назад, пишет П. Сорокин, с делом чести человека и без нее не осуществляется. Человек всегда был единственным творцом своей истории.
В основе исторической концепции П. Сорокина - тезис о приоритете системы ценностей, значимости, чистых культурных систем, носителями которых являются индивиды и социальные институты. Исторический процесс является циклической флуктуацией типов культуры, каждая из которых индивидуально неповторимая система ценностей. Исследователь выделяет три типа культуры: чувственный (sensate) - доминирует непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideacional). Где доминирует рациональное мышление; идеалистический (idealistic), что базируется на интуитивном познании (и деятельности). Каждая система культуры воплощается в право, философию, искусство, мораль, структуру общественных отношений, изменяются путем кризисов, революций, войн, социальных катастроф.
В учении П. Сорокина о флуктуацию типов культуры является несколько мистическое, надуманное, слишком затеоретизоване. В объяснении конкретного типа культуры как системы взаимодействия индивидов и социальных групп на основе определенных социокультурных ценностей, а также в обосновании теорий социальной мобильности и социальной стратификации реализма научности значительно больше.