Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Питирим Сорокин

(1889 - 1968)

«Какой бы глубокой ни была современная кризис - а она является более глубокой, чем думает большинство людей, - после тяжелого переходного периода просматривается не бездна смерти, а горная вершина жизни, с которой открываются новые горизонты творчества и обновленный вид небес»




Российско-американский философ, социолог и культуролог Питирим Сорокин родился в с. Турья Яренск уезда Вологодской области в простой, но достаточно обеспеченной семье: его отец имел патент «золотых, серебряных и чеканных дел мастера», мать - зирянка по происхождению - умерла, когда мальчику было всего три года. Горе побудило отца к пьянству и побоев детей. В одиннадцать лет Питирим вместе со старшим братом сбежал из дома. Братья занимались ремеслом, реставрацией церквей, разнообразным промыслом, который позволял выжить и не больше.

Существует легенда о том, что грамоте Питирим научился на базаре, где один из купцов (на рубль) показал ему буквы и тот сразу овладел письмом и чтением. Конечно, это - сплетни: грамоте парня научил отец, о котором у него навсегда остались теплые воспоминания. Будущий философ получил довольно приличную начальное образование. Правдой является и то, что для простого крестьянского парня Сорокин сделал быстрый, сногсшибательный прыжок к университетского профессора. Последнее говорит о незаурядных способностях и таланте этого известного и уважаемого миром ученого.

П. Сорокин поступает в Психоневрологического института в Петербурге, через год переходит на обучение на юридический факультет Петербургского университета. Он слушал лекции ученых с мировым именем, частности, М. М. Ковалевского и Е.В. де-Роберти. Заметив незаурядные способности юноши, М. М. Ковалевськиии предложил ему должность своего секретаря. Несколько лет П. Сорокин работал под непосредственным руководством выдающегося социолога. Приверженность М. М. Ковалевского, который к тому же был руководителем влиятельной масонской организации, обеспечила Сорокину быстрый рост в науке и политике. После Февральской революции 1917 г. Сорокин становится секретарем А. Керенского (который также был масоном), работает редактором эсеровской газеты «Воля народа»; ведет борьбу против революционеров большевистского типа.

Характерно, что П. Сорокин один из первых заметил, распознал те социальные угрозы, которые нес большевизм русской революции: 1) понимание народом революции как вседозволенности, 2) разрушительная деятельность большевиков, 3) нерешительность, бездеятельность Временного правительства. «Эти люди, я убежден, - писал он о большевиках, - предвещают ужасные вещи. Если бы я был правительством, я бы арестовал их без колебаний. Если это необходимо - я бы казнил их, чтобы остановить ужасную катастрофу, в которую они планируют опустить страну ».

Победа большевизма приводит к аресту П. Сорокина. 57 дней он провел в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. Освобождение не сломило характера молодого эсера. Он продолжает борьбу, и снова попадает в тюрьму. Как свидетельствуют документы, от казни он был спасен благодаря отречению по своей партийной принадлежности, отказом от борьбы за содействием М. М. Ковалевского и по личному согласию В. Ленина.

С 1920 г. П. Сорокин работал профессором Петербургского университета, вильнодумствуе, публикует едкие относительно существующего режима заметки социолога. Свободомыслие в те времена карались. Именно поэтому в 1922 г. П.Сорокин вместе с когортой вольнодумцев (Н. Бердяевым, С. Булгаковым, Н. Кондратьевым и др.). Был выслан из России и эмигрировал в США, где основал социологическую школу. Он написал несколько десятков книг, которые известны всему миру, но в СССР не публиковались. Среди работ П. Сорокина дореволюционного периода можно назвать такие, как «Преступление и наказание, подвиг и награда», «Проблема социального равенства», «Л.Н. Толстой как философ ». После высылки П. Сорокин написал: «The sociology of revolution», «Social mobiluty», «Society, culture and personality», «Social and cultural dinamics» «Sociological theories of today» и др..

В России в 1920 г. в Петербурге вышел двухтомник под названием «Система социологии», в 1992 г. в Москве - «Человек. Цивилизация. Общество ».

Вклад П. Сорокина в развитие философской мысли определяется введением и интерпретацией как определенной исторической реальности понятие «типа культуры» - целостной системы, меняется эволюционным путем, постепенно исчерпывая собственные жизненные потенции созданием оригинальной концепции «флуктации культур» - социодинамики культуры как закономерного диалектического процесса ; исследованиями таких социальных явлений, как «социальная стратификация» и «социальная мобильность», многими другими сюжетами, еще недостаточно изучена и оценена современниками.

Рассказывают, что в семидесятилетний возрасте П. Сорокина (как президента Американской ассоциации социологов) посетила делегация ученых - социологов бывшего СССР. Руководитель делегации обратился к нему со словами: «... мы в России помним и знаем вас как крупного социолога ...» На это обращение П. Сорокин с присущим ему юмором ответил: «ошибаетесь, уважаемый, я - не« крупный »социолог, - а крупный; таких в мире только двое: я и Тойнби ...»

П. Сорокин рассматривает исторические законы как проявление человеческой природы, а человека как главную и необходимую предпосылку истории. Любое изменение исторического процесса, любой шаг вперед или назад, пишет П. Сорокин, с делом чести человека и без нее не осуществляется. Человек всегда был единственным творцом своей истории.

В основе исторической концепции П. Сорокина - тезис о приоритете системы ценностей, значимости, чистых культурных систем, носителями которых являются индивиды и социальные институты. Исторический процесс является циклической флуктуацией типов культуры, каждая из которых индивидуально неповторимая система ценностей. Исследователь выделяет три типа культуры: чувственный (sensate) - доминирует непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideacional). Где доминирует рациональное мышление; идеалистический (idealistic), что базируется на интуитивном познании (и деятельности). Каждая система культуры воплощается в право, философию, искусство, мораль, структуру общественных отношений, изменяются путем кризисов, революций, войн, социальных катастроф.

В учении П. Сорокина о флуктуацию типов культуры является несколько мистическое, надуманное, слишком затеоретизоване. В объяснении конкретного типа культуры как системы взаимодействия индивидов и социальных групп на основе определенных социокультурных ценностей, а также в обосновании теорий социальной мобильности и социальной стратификации реализма научности значительно больше.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии