Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Тейяр де Шарден

(1881-1955)

«С Богом никто не поступает хуже, чем верующие в него естествоиспытатели ... Чего только не пришлось вытерпеть Богу от Его защитников »




Французский палеонтолог, антрополог (один из открывателей синантропа близ Пекина), а также влиятельный теолог, член ордена иезуитов, Тейяр де Шарден родился в замке Арсена около Клермон-Ферряня (Франция), прожил долгую, наполненную путешествиями, научными открытиями и глубокими метафизическими размышлениями жизни, за религиозное иншомислення будучи изгнанным из Франции и в расцвете духа и международного признания умер в Нью-Йорке (США) - далеко от родины, без родственников и учеников.

Юноша воспитывался в иезуитском коллеже, увлекался естественными дисциплинами. С разрешения родителей церкви он погрузился в науку, в частности, в геологии и палеонтологии и уже через несколько лет стал известным и признанным естествоиспытателем Европы и мира.

Между тем, научные знания Тейяр рассматривал не как самоцель, а как средство модернизации мировоззренческой концепции христианства. Heпорозуминня с официальными церковными властями сделали молодого ученого умеренным. Его философские труды были запрещены и увидели свет лишь после смерти автора.

И все же, первые произведения Тейяра не остались незамеченными. По хоплено их встретили представители модернизационного католицизма. Они увидели в ученом нового Фому Аквинского, «о года XX века». Увидели ... и не ошиблись: «тейярдизм» - такое название получило учение этого мыслителя - стал наиболее влиятельной теологией, которая противостояла новейшим последователям Фомы Аквинского - неотомизма. Широкое распространение тейярдизм приобрел во всем мире. Гордятся им, считают национальным достоянием и настоящем интеллектуальные круги Франции.

Мыслитель претендовал на создание научной феноменологии, которая синтезировала данные науки и религиозного опыта для раскрытия смысла Вселенной, порождением которого является Человек. Он писал, что религия и наука - две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который смог бы охватить прошлое и будущее эволюции.

Современная наука, считал Тейяр де Шарден, существенно скорректировала средневековую конструкцию мироздания, доказала, что мир находится в постоянном движении и развитии. Поэтому необходимо коренным образом переосмыслить христианское миропонимание. Центральным методологическим принципом современного мышления Тейяр де Шар ден провозгласил эволюционизм. По его мнению, принцип эволюции укоренен в самой действительности и присущ всем явлениям природы. Основными критическими точками процесса развития мира, космогенезу выступают у Тейяра де Шардена следующие этапы: «перед жизнью» (неорганическая природа), «жизнь» (органическая материя), «мышление», «ноосфера» и «сверхжизнь». Особое внимание Тейяр де Шарден уделял третьему этапу эволюции, связанному со становлением и развитием человечества.

На этапе мышления, по его мнению, появляется Человек, который концентрирует в себе психическую энергию, творит ноосферу, персонализирует мир. Она является звеном в биологической эволюции. До появления Человека с ее уникальными способностями к мышлению все в мире было разобщено, обособленным. Человек же своей деятельностью постоянно осуществляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу - сферу духа. На этом уровне возникает высшая форма в развитии мира - мысль, сознание, духовность.

Для обучения Тейяр де Шардена характерно панпсихизм, т.е. признание присутствия в универсуме духовного начала, которое направляет его развитие. Для доказательства существования психического содержания всех феноменов материального мира он используемые понятия «энергия». Духовный пласт бытия, таким образом, рассматривался как особая энергия - радиальная. Она трактовалась им как неотъемлемое свойство самой материи, которая одновременно с и духов ной движущей силой, задающей импульс эволюции Космоса.

Радиальная энергия приводит к усложнению материальных явлений, а сама оказывается естественной формой божественной благодати. Процесс эволюции, по взглядам Тейяра де Шардена, подчиняется своему собственному регулятору и финальной цели - достижению сферы «сверхжизнь», а в ней - «пункта Омега».

В «пункте Омега» суммируется и собирается в своем совершенстве и целостности большое количество сознания, постепенно превращается в Земле на ноогенез. «Сверхжизнь», таким образом, знаменует состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе. «Пункт Омега» является центром Вселенной и символизирует собой Христа, сопричастных к Вселенной и одновременно трансцендентного к нему.

Тейяр де Шарден пытался обосновать положение, что богочеловек Иисус Христос благодаря механизму воплощения обладает универсальными космическими атрибутами. Именно поэтому он является личностным центром всего универсума, от которого начинаются и к которому сходятся все пути эволюции. Космогенез у Тейяра отождествляется с «христогенезом».

Идеи Тейяра де Шардена значительное влияние на социально-этическое учение католицизма, в частности, его модель будущего человеческого общества. Общество, по мнению Шардена, имеет свою историю, где взаеморозчинени «град земной» и «град Божий» (церковная общность). В своем развитии оно движется по пути универсализации связей между странами и народами к этапу «большой монады». Общественный эволюционизм Тейяра де Шардена предусматривает конвергенцию и унификацию, означает падение всех интеллектуальных, политических, национальных и языковых барьеров. Сначала, по его мнению, возникнут единственная общечеловеческая культура, наука, религия, мораль, которые станут определенными средствами защиты от всех бед современности. Фактором, который обуславливает объединения человечества в единое целое, считает Тейяр де Шарден, христианская любовь. Именно она является двигателем эволюции общества, позволяет человеку объединиться с человеком, а через ноосферу - с «точкой Омега» без потери личной индивидуальности.

Однако история человечества у Тейяра де Шардена конце концов перерастает в эсхатологию (религиозное учение о конечной судьбе мира и человечества), а именно жизни общества эволюционирует от материи к высшим формам психизму.

Католический эволюционизм Тейяра де Шардена оказался неспособным воспринять идею саморазвития и самоорганизации материи. Процесс эволюции в его концепции имеет ограниченный характер, он с определенной точки («перед жизнью») и заканчивается в «точке Омега». Разработка в рамках официальной доктрины единого учения о человеке и обществе для социально разнородной паствы становится все тяжелее. Поэтому часть католических философов для объяснения Деятельности человека и функционирования общества пытаются трансформировать социальную философию католицизма в своеобразную социальную теологию, или «теологию земных реальностей». Последняя включает в себя: «теологию труда», «теологию культуры», «теологию политики», «теологию мира», «теологию освобождения».



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии