Тейяр де Шарден
(1881-1955)
«С Богом никто не поступает хуже, чем верующие в него естествоиспытатели ... Чего только не пришлось вытерпеть Богу от Его защитников »
Французский палеонтолог, антрополог (один из открывателей синантропа близ Пекина), а также влиятельный теолог, член ордена иезуитов, Тейяр де Шарден родился в замке Арсена около Клермон-Ферряня (Франция), прожил долгую, наполненную путешествиями, научными открытиями и глубокими метафизическими размышлениями жизни, за религиозное иншомислення будучи изгнанным из Франции и в расцвете духа и международного признания умер в Нью-Йорке (США) - далеко от родины, без родственников и учеников.
Юноша воспитывался в иезуитском коллеже, увлекался естественными дисциплинами. С разрешения родителей церкви он погрузился в науку, в частности, в геологии и палеонтологии и уже через несколько лет стал известным и признанным естествоиспытателем Европы и мира.
Между тем, научные знания Тейяр рассматривал не как самоцель, а как средство модернизации мировоззренческой концепции христианства. Heпорозуминня с официальными церковными властями сделали молодого ученого умеренным. Его философские труды были запрещены и увидели свет лишь после смерти автора.
И все же, первые произведения Тейяра не остались незамеченными. По хоплено их встретили представители модернизационного католицизма. Они увидели в ученом нового Фому Аквинского, «о года XX века». Увидели ... и не ошиблись: «тейярдизм» - такое название получило учение этого мыслителя - стал наиболее влиятельной теологией, которая противостояла новейшим последователям Фомы Аквинского - неотомизма. Широкое распространение тейярдизм приобрел во всем мире. Гордятся им, считают национальным достоянием и настоящем интеллектуальные круги Франции.
Мыслитель претендовал на создание научной феноменологии, которая синтезировала данные науки и религиозного опыта для раскрытия смысла Вселенной, порождением которого является Человек. Он писал, что религия и наука - две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который смог бы охватить прошлое и будущее эволюции.
Современная наука, считал Тейяр де Шарден, существенно скорректировала средневековую конструкцию мироздания, доказала, что мир находится в постоянном движении и развитии. Поэтому необходимо коренным образом переосмыслить христианское миропонимание. Центральным методологическим принципом современного мышления Тейяр де Шар ден провозгласил эволюционизм. По его мнению, принцип эволюции укоренен в самой действительности и присущ всем явлениям природы. Основными критическими точками процесса развития мира, космогенезу выступают у Тейяра де Шардена следующие этапы: «перед жизнью» (неорганическая природа), «жизнь» (органическая материя), «мышление», «ноосфера» и «сверхжизнь». Особое внимание Тейяр де Шарден уделял третьему этапу эволюции, связанному со становлением и развитием человечества.
На этапе мышления, по его мнению, появляется Человек, который концентрирует в себе психическую энергию, творит ноосферу, персонализирует мир. Она является звеном в биологической эволюции. До появления Человека с ее уникальными способностями к мышлению все в мире было разобщено, обособленным. Человек же своей деятельностью постоянно осуществляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу - сферу духа. На этом уровне возникает высшая форма в развитии мира - мысль, сознание, духовность.
Для обучения Тейяр де Шардена характерно панпсихизм, т.е. признание присутствия в универсуме духовного начала, которое направляет его развитие. Для доказательства существования психического содержания всех феноменов материального мира он используемые понятия «энергия». Духовный пласт бытия, таким образом, рассматривался как особая энергия - радиальная. Она трактовалась им как неотъемлемое свойство самой материи, которая одновременно с и духов ной движущей силой, задающей импульс эволюции Космоса.
Радиальная энергия приводит к усложнению материальных явлений, а сама оказывается естественной формой божественной благодати. Процесс эволюции, по взглядам Тейяра де Шардена, подчиняется своему собственному регулятору и финальной цели - достижению сферы «сверхжизнь», а в ней - «пункта Омега».
В «пункте Омега» суммируется и собирается в своем совершенстве и целостности большое количество сознания, постепенно превращается в Земле на ноогенез. «Сверхжизнь», таким образом, знаменует состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе. «Пункт Омега» является центром Вселенной и символизирует собой Христа, сопричастных к Вселенной и одновременно трансцендентного к нему.
Тейяр де Шарден пытался обосновать положение, что богочеловек Иисус Христос благодаря механизму воплощения обладает универсальными космическими атрибутами. Именно поэтому он является личностным центром всего универсума, от которого начинаются и к которому сходятся все пути эволюции. Космогенез у Тейяра отождествляется с «христогенезом».
Идеи Тейяра де Шардена значительное влияние на социально-этическое учение католицизма, в частности, его модель будущего человеческого общества. Общество, по мнению Шардена, имеет свою историю, где взаеморозчинени «град земной» и «град Божий» (церковная общность). В своем развитии оно движется по пути универсализации связей между странами и народами к этапу «большой монады». Общественный эволюционизм Тейяра де Шардена предусматривает конвергенцию и унификацию, означает падение всех интеллектуальных, политических, национальных и языковых барьеров. Сначала, по его мнению, возникнут единственная общечеловеческая культура, наука, религия, мораль, которые станут определенными средствами защиты от всех бед современности. Фактором, который обуславливает объединения человечества в единое целое, считает Тейяр де Шарден, христианская любовь. Именно она является двигателем эволюции общества, позволяет человеку объединиться с человеком, а через ноосферу - с «точкой Омега» без потери личной индивидуальности.
Однако история человечества у Тейяра де Шардена конце концов перерастает в эсхатологию (религиозное учение о конечной судьбе мира и человечества), а именно жизни общества эволюционирует от материи к высшим формам психизму.
Католический эволюционизм Тейяра де Шардена оказался неспособным воспринять идею саморазвития и самоорганизации материи. Процесс эволюции в его концепции имеет ограниченный характер, он с определенной точки («перед жизнью») и заканчивается в «точке Омега». Разработка в рамках официальной доктрины единого учения о человеке и обществе для социально разнородной паствы становится все тяжелее. Поэтому часть католических философов для объяснения Деятельности человека и функционирования общества пытаются трансформировать социальную философию католицизма в своеобразную социальную теологию, или «теологию земных реальностей». Последняя включает в себя: «теологию труда», «теологию культуры», «теологию политики», «теологию мира», «теологию освобождения».