Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Владимир Вернадский

(1863-1945)

«Довольно часто приходится слышать, что то, что научно - то верно, верно, служит выражением чистой и неизменной Истины. В действительности это не так. Неизменном научная истина составляет тот далекий идеал, к которому стремится наука ».




 Выдающийся Украино-русский естествоиспытатель и философ Владимир Вернадский родился в семье профессора экономики и статистики в г. Санкт-Петербург. Детские и юношеские годы будущего философа прошли в Харькове, где отец занимал должность управляющего Государственного банка. Высоко-интеллигентная семья дала парню замечательную начальное образование, обеспечила поступление и обучение в Петербургском университете. Юноша восторженно слушал лекции Д. Менделеева, В. Докучаева, И. Сеченова, А. Бутлерова, впитывал в себя все то, что взлетали из уст этих блестящих естествоиспытателей. Он увлекался математикой, экономической теорией, минералогией, биологией. Вместе с тем, внутренней симпатией будущего мыслителя была философская мудрость. Вернадский изучает произведения античных мыслителей, немецкую классическую философию, теологию, выражает по ним свои собственные, а главное - оригинальные суждения. Позже это выльется в создание концепции ноосферы - сферы человеческого разума, которая принесет В.Вернадскому мировое признание как великого и неповторимого философа обогатил эту древнюю науку новыми достижениями.

Карьера Вернадского состояла почти блестяще. Он начал с довольно скромной должности хранителя Минералогического музея Петербургского университета. Талантливый юноша уходит в науку, участвует в геологоразведочных экспедициях, стажируется за рубежом (Германия, Франция). Довольно быстро Вернадский получает должность приват-доцента Московского университета, защитил докторскую диссертацию, становится профессором этого же университета, избирается в Петербургской академии наук.

Вернадский принимает активное участие не только в научном, но и в общественно-политической жизни государства. Он отстаивает идеи гуманизма, прав человека, самоопределения народов, политических свобод личности. Показателен факт подачи Вернадского в отставку с должности профессора Московского университета. Причиной этого решения послужили реакционные меры тогдашнего министра народного просвещения Л. Кассо. Ученый не мог смириться с этими унижениями студента и профессора, попраниям академических свобод и фактической пренебрежения науки и образования, которую исповедовал тогдашнее правительство.

Революционные события также не остались без внимания В. Вернадского. Он становится членом ЦК партии кадетов, руководит газетой «Русские ведомости», а после Февральской революции входит в состав Временного правительства.

После 1917 г. В. Вернадский безраздельно отдает себя науке. В этот период его жизни тесно связывается с Украины (Полтава, Киев, Симферополь). Ученый избирается первым президентом созданной Всеукраинской академии наук, а чуть позже - также профессором Таврического университета.

Вернувшись в Москву, ученый организовал биогеохимическую лабораторию АН СССР, директором которой был до дня своей смерти. Вернадский становится лауреатом Государственной премии в 1943 p., Организатором многих научных направлений: генетическая минералогия, геохимия и биогеохимия, геохимическая эволюция, геохимия ландшафтов, радиология, гидрогеология, науковедение, создателем учения о живом веществе, теорию биосферы.

Новаторские научные исследования Вернадского внесли существенный задел в формировании становления современной научной картины мира и научного мировоззрения. Ученый рассматривал Вселенную как целостную систему «организованной живого вещества» - биосферы и человечества. Он отмечал, что с появлением человека и цивилизации начинается качественно новый этап развития Вселенной, где развитию планетарного характера способствовать ум и человек, а их результатом станет превращение биосферы в новую среду жизни - ноосферу (сферу разума).

Весомый вклад осуществил ученый по вопросам о научной регуляцию обмена веществ, системность и целостность изучения всей биосферы. Одним из первых он проанализировал структуру и свойства пространства и времени, подчеркнув их особую роль в формировании научного мировоззрения и практической деятельности человека, поставил вопрос о самостоятельном статусе биологического времени и пространства, указал на их специфику, основные особенности, в частности, симметрии и асимметрии.

Большое внимание В. Вернадский уделял исследованиям различных философских и методологических проблем; логики опытной науки, соотношение эмпирического и рационального в научном познании, этики научного творчества, природы научного мировоззрения, взаимосвязи философии и естествознания. Существенно и то, что при отстаиваемых научного мировоззрения он не абсолютизировал роль и значение науки, как не исключал участия в его формировании других форм духовного освоения человеком мира, переживаний самого человека.

Мировоззрение, основывается на самой науке, подчеркивал Вернадский, не может не быть ограниченным, поскольку наше общее впечатление о явлениях в мире имеет мозаичный характер. В общем, научное мировоззрение у В. Вернадского возникает созданием и выражением человеческого духа, наравне с которым возникают религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, философская мысль. Уничтожение или прекращение всякой деятельности человеческого сознания проявится угнетением другой.

Важное значение ученый придавал религии. Именно религия способна поднять человеческое достоинство и нравственность, обеспечить своеобразно очистки от греховности, поднять чувство общности, мысль об общечеловеческих основы жизни, духовное единство и любовь.

Рассматривая человечество как планетарно-геологическую силу, В.И.Вернадский обосновал необходимость рациональной регуляции системы «природа - общество», теорию бережного планомерного природопользования, сохранения и приумножения природных ресурсов планеты, контроля за их использованием, экологического воспитания молодежи.

Он был одним из создателей антропокосмизму - системы, в которой естественно-историческая, природная (в широком смысле - космическая) и социально-гуманистическая традиции развития науки сливаются в единое целое, создают новую парадигму мировосприятия и практики. Эта парадигма позволила ученому воссоздать целостную научную картину мира, обосновать концепции ноосферы, идеи которой введен в науку в начале XX в. французскими естествоиспытателями и философами П. Тейяр де Шарден и Г. Лepya.

По В. И. Вернадским, который разработал концепцию активной геологической роли человечества, биосфера Земли эволюционирует в новую фазу - ноосферу - сферу, перестроенную коллективным разумом и трудом человечества для удовлетворения его потребностей. Этот процесс ученый считал объективное явление и закономерность взаимосвязанной эволюции природы и общества. Победа научного разума неизбежна, но только через тяжелую и упорный труд, полное физическое и интеллектуальное самовичерпання человека и природы.

Биосфера является сферой жизни, то есть частью Земли, заполненной жизнью или продуктами жизнедеятельности. С появлением человека и общества возникает своеобразное ускорение эволюционных процессов. Разум человека вносит качественные изменения в характере земной эволюции. Человек создает новые технологии, привлекает к жизнедеятельности новые ресурсы планеты и одновременно изымает из круговорота химических элементов в природе все большее количество вещества. Таким образом, человек выступает как геологоутворювальна сила, мощный фактор дальнейшего развития планеты. С появлением человека и его умственно-технологической деятельности биосфера приобретает новое качество - ноосферы, где жизненные процессы происходят как умные, технологически обоснованные, морально выверены.

К формированию ноосферы, считал В. И. Вернадский, приводят два относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные процессы: эволюция биосферы и эволюция социума. В теоретическом измерении ноосфера предстает как сочетание наук о природе с науками о человеке; в практическом измерении - это сфера человеческого - морального, гуманистического, социально-справедливого - бытие природы и человека. Эти два процесса совпадают. В. И. Вернадский подчеркивал: «Важным для нас является факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно поэтому смотреть в будущее с уверенностью. Оно в наших руках. Мы его не выпустим »(См. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере / / Успехи современной биологии. - 1944. - Т. 18, вып. 2. - С. 119).

Ученый отмечал необходимость глубокого изучения естественной эволюции биосферы с целью контроля за ее состоянием и направленностью развития. Геологическая сила человечества требует всестороннего контроля. Бесконтрольность усиливает ее разрушительные аспекты, которые могут привести к бифуркации биосферы, ее расстройства и уничтожения. Пока биосфера выдерживает антропогенное давление. Однако в любым момент может произойти кризис или катастрофа. Превзойдя нагрузки на атмосферу и биосферу, человек может вызвать необратимый процесс ее разложения, негативные последствия которого предсказать невозможно.

Параллельно с программой определения границ дозволенного по биосферы человечество должно работать над программой изучения, организации и контроля процессов в обществе. Его развитие, подчеркивал ученый, является непрерывной цепью возникновения и разрешения противоречий. Одна из них - противоречие сочетание эволюции разума, технологии, практической деятельности и биосферы. Естественные науки должны определить пределы вмешательства в жизнь природы; общественные (гуманитарные) - найти пути достижения соответствия деятельности жителей планеты объективным ограничениям. Общие (цивилизационные, общечеловеческие) интересы создают условия преодоления классовых, национальных, межгосударственных противоречий, поиска компромиссных решений. Все это, по мнению В. И. Вернадского, и является ноосферой - сферой человеческого существования, разумного регулирования биосоциальной процессов, морально-гуманистической единства человека и природы.

Противник всякого насилия, В. Вернадский выступал за развитие демократии, гражданских свобод и свободы мышления, постоянно подчеркивая, что борьбу можно вести только во имя свободы, вечных, жизненных и безусловных истин и основных прав человека. Ученый органически не воспринимал насилие, а вместе с ним - большевизм как проводника насилия в систему социальных преобразований. Он болезненно переживал события революции и гражданской войны с их разрушениями, грабежами, превосходством вооруженного над безоружным. Отрицательно относился к большевистской идеологии и большевизма не только в послеоктябрьских, но и в советский период.

Украинский по происхождению, В. Вернадский был тесно связан своими родственными связями с семьями лучших украинских интеллигентов (Короленко, Старицкие), всегда осознавал свою принадлежность к украинскому народу, поддерживал постоянные связи с ним. Еще в дореволюционный период Вернадский отмечал, что с момента присоединения Украины к России политика последней состояла в том, чтобы полностью растворить украинский в господствующем народу, уничтожить в их сознании все национальные особенности. Когда Россия попадала в затруднительное положение, то всегда пренебрегала интересами украинского народа в пользу нужных для нее в данный момент соседей. Ученый критиковал нейтралистськи стремление российских властей, где русская администрация, особенно ниже, под видом борьбы с украинским «сепаратизмом» преследовала невинные и естественные права украинской национальной стихии, предвзято истолковывая их как вредные.

Вернадский выступал также за сохранение украинской культуры и культурной самобытности украинского народа. В отличие от своих политических единомышленников (большинства членов партии кадетов) он считал возрождение украинского языка значительным позитивным явлением, хотя с объявлением Украинской Народной Республики опасался возможности насильственной «украинизации». Будущее Украины ученый видел в союзе с Россией в рамках единого федеративного государства.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии