Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Владимир Винниченко

(1888-1951)

«Я беру на себя трудную вещь: дать полную, прав диву картину борьбы украинства за освобождение своей нации во время и после Великой Русской Революции»




Выдающийся украинский писатель, философ, политолог и политический деятель Владимир Винниченко родился в селе Великий Кут на Херсонщине в семье малоземельных крестьян. С ранних лет он познал нужду, видел страдания крестьянского люда, воспитал в себе острое чувство социальной справедливости, достижению которой посвятил всю свою жизнь. Парень учился в сельской народной школе, затем в Елисаветградский гимназии, из которой был исключен за «мазепинские» взгляды и убеждения. Юноша идет в народ, батрачит, работает на заводах и дороги, постоянно занимается самообразованием. Аттестат зрелости он получает в Златопольской гимназии (на Киевщине), успешно сдав экзамены экстерном. Любознательный юноша тянулся к знаниям и впоследствии поступает на юридический факультет Киевского университета Св. Владимира. Обучение, к сожалению, не сложилось. Юноша оказался втянутым в водоворот первой русской революции, за что был удален из университета и прикомандирован «для перевоспитания» к саперного батальона Киева.

Революция подняла или сломала судьбу десяткам и сотням тысяч будущих ученых, деятелей науки и культуры, которые шли в нее частично сознательно и убежденно, но в основном захваченные популистской фразеологией или какой-то непреодолимой внутренней надеждой на улучшение жизни обездоленного трудового народа. Одним из них оказался и В. Винниченко. Писатель, литературный деятель, философ и политолог стал активным политическим деятелем революции. Он неоднократно арештовувався, выезжал за границу, возвращался и снова бежал за границу собственного государства и собственной культуры.

В 1917 г. В. Винниченко председателем Генерального секретариата - первого правительства независимой Украины. Был заместителем Председателя Центрального Совета, ведущим и активным участником всех украинских военных, крестьянских и рабочих съездов, одним из организаторов и проводников Акта воссоединения всех украинских земель в единое соборное и независимое государство - Украинскую Народную Республику.

Большевизация Украина вытеснила В. Винниченко за границу. Проживая в Германии, а позже во Франции, он остро критиковал систему большевизма, но со временем отошел от политики и занялся литературным делом.

Одной из центральных философско-политологических трудов В. Винниченко стало написанное в Киеве в период революционных соревнований и издано в Вене в 1920 г. знаменитое исследование «Возрождение нации».

Ведущей темой в философских и в политико - идеологических поисках В. Винничеика была идея украинской государственности. «Пока человечество разбито на отдельные национальные коллективы, которые в основном носят государственными, то очевидно, что наилучшим средством сохранения его жизни и развития каждой нации есть государственность, то есть комплекс тех институтов экономики, политики, культуры, действующих на территории, населенной национальными коллективами, которые связывают его в компактную целостность, обеспечивающих его развитие в современном и будущем. Нация без государственности является искалеченный человеческий коллективный организм. Поэтому так страстно все так называемые «негосударственные нации» стремятся своего государства, потому так самоотверженно отдельные члены ее отдают силы свои на получение ее и поэтому с такой ненавистью относятся к тем, кто мешает этом, есть которые держат их коллектив в искалеченном состоянии », - писал ученый.

Будучи настоящим социалистом, то есть человеком, которая сформировала свою политическую доктрину на идеологии гуманизма и человеколюбия - хоть во многом и утопического, но не авантюрного, В. Винниченко полностью отвергает советско-большевистский социализм, называя его тупым, диким, полным террора, крови, насилия, невероятного страдания, поскольку создатели его о социализме думали, а о избирательную борьбу, дисциплину, престиж, захвата власти.

По его мнению, эпоха настоящего социализма, социализма свободы, веселья, радости еще не наступила. В. Винниченко предлагает свой вариант создания социализма, который он назвал «колектократизациею», Его суть в объединении, «есть: немедленно, но без оружия, начать переводить частную собственность на средства продукции на коллективную. Не государственный, а коллективную, это разница ... Не национализация, а социализация. Лучше сказать: коллектократии, то есть власть коллективная. Еще проще ... организация кооператоров, производительных, торговых, финансовых, аграрных и других таких, колектократизация всего национального хозяйства ... ».

Философ и государственник призывает социалистов, коммунистов и радикалов согласиться на идее «интенсивной кооперации хозяйства» и законодательным, бескровным путем за несколько лет перейти на колектократизацию. По его мнению, последняя имеет. целый ряд преимуществ, самое главное из которых состоит в том, что каждый рабочий будет знать, что он работает не на хозяина, частного или государственного, а на самого себя, а следовательно производительность труда в коллектократии должна быть настолько большая, насколько больше есть целое на части. Он предлагает принять ряд законов, которые способствовали бы этому мероприятию. Например, закон об обложении крупных предприятий специальным налогом на развитие кооперационных мастерских и фабрик. Закон о передаче в колектократичну собственность некоторых национализированных предприятий. Закон об участии рабочих в прибылях предприятий. И т.д., и т.д. Его «социализм» виделся солнечным, радостным и счастливым, но, принимая непосредственное участие в его построении в Украине (как один из руководителей государства), В. Винниченко допустил ряда фатальных для государства ошибок, вызванных не только определенными теоретическими неувязками, но и романтичной натуре и безграничной доверчивостью.

Писатель и политический деятель, политолог и практический политик, председатель Генерального секретариата первого правительства суверенной Украины, заместитель Председателя Центрального Совета, председатель Директории, В. Винниченко в 1919 г. эмигрировал, а в 1920 вернулся в Украину, вступил в КП (б) У и был введен в состав ее ЦК. Впоследствии В. Винниченко вышел из состава компартии и советского правительства. Дальше - эмиграция.

Литературные и драматические произведения В. Винниченко освещают жизненные проблемы творческого человека в революции, национальные особенности украинской, их жизненные ориентации. В. Винниченко - активный сторонник независимой суверенной Украины. Остро критиковал систему большевизма, особенно сталинизм. Не воспринимал он и политику, которую проводили большевики в Украине.

«Вожди большевистского движения на Украине, - писал В. Винниченко, - слишком недооценили силы национального сознания в украинских массах и слишком перецинилы .... свое национальное чувство. Вот здесь и оказался тот самый «мозговики», что и у меньшевиков, у эсеров, у кадетов. На бумаге и в заявлениях «право самоопределения», «вплоть до отделения», а в эмоции - самый примитивный, грубый, надменная и наглый националист. И националист, оскорбленный в своем национализме, разъяренный, мстливий. Сначала он будто прятался за «мозговики», за «право самоопределения вплоть до отделения», он опасался национального сознания украинского. И потому в начале было подделку под украинскую государственность .... Но это все, как и все то, что и раньше говорилось большими и малыми русскими большевиками, было только тактикой, а больше (сухим, интеллектуальным принципу). Никогда в этих тактических или принципиальных выступлениях большевизма в национальном вопросе не видно живого, активного, горячего чувства, которое бы делало эти принципы действенными, воплощенными в живую плоть и кровь, как это было у них в социальных вопросах. Русский большевизм, как и русский демократизм, не имел сильных, болезненных, жизненных импульсов для глубокого анализа сущности национального вопроса и действительного его решения. Во всей большевистской литературе, как до революции, так и во время нее, национальный вопрос трактовалось или неохотно, с некоторой пренебрежительной вибачливистю, а то и брезгливостью, или как и благосклонно и справедливо, но сухо, холодно, казенно. Во время революции появилась бы некоторая горячность в той привязанности. Но это была горячность тактического характера, горячность полемики. Большевикам нужно было расположить к себе симпатии национальных групп. Итак, как тактический ход против своих врагов - меньшевиков, эсеров, Временного правительства - они употребляли острой критики позиций этих течений в национальном вопросе и тем самым сами себя пидпихалы очень влево, «вплоть до отделения» (Винниченко В. Возрождение нации. - Ч. II. - Киев-Вена, 1920. - и С. 262-264).

Впоследствии В. Винниченко постепенно отошел от политики и занимался преимущественно писательством. С 1937 г. он развернул дипломатическую акцию по провозглашения Украины суверенным государством под протекторатом Лиги наций.

Политико - идеологическое наследие В. Винниченко, как и М. Грушевского, имеет незаурядное значение и несомненно, в переосмыслены, модернизированном виде является глубоким источником формирования современной идеологической доктрины Украины.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии