Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Мишель Фуко

(1926-1984)

«Человек - это только недавнее изобретение, формовитвир, которому нет и двух веков, небольшой холм в поле нашего знания .., который исчезнет, как только оно примет другую форму»




Французский философ, историк и теоретик культуры, видный представитель современного французского структурализма является интеллектуальной фигурой европейского и мирового уровня. Его творчество начинается с середины 50-х годов XX в. Спектр научных интересов мыслителя - философия, психиатрия, социология, история культуры.

Среди самых известных его работ следует назвать: «Психическая болезнь и личность», «Безумие и культура: история безумия в эпоху классицизма», «Рождение клиники. Археология взгляда медика »,« Слова и вещи. Археология гуманитарных наук »,« Археология знания »,« Царство языка »,« Надзирать и наказывать »,« История сексуальности ».

В этих и других своих работах М. Фуко пытался создать парадигму современного знания, разработать вопросы анализа, обобщения и систематизации человеческой культуры, проанализировать современные взгляды на место и роль человека в мире, дать современную интерпретацию ряда наиболее важных проблем философии.

Одной из главных задач М. Фуко был поиск единой концептуальной основы для историко-научного и историко-культурного исследования. Эта проблема раскрывалась ним на разных этапах его философской деятельности по-разному. В «Истории безумия» это исследование происходит на феноменологическом уровне опыта переживания; в «Словах и вещах» его место занимают уже независимые от сознания устойчивые структуры - «эпистемы», в «Археологии знания» в полной мере выкристаллизовывается окончательный ответ: областью сравнения различных культурных продуктов, считает Фуко, является сфера «дискурса», «языка». Именно эти специфические закономерности дискурсивной сферы философ ставит на место Бога, существование которого он, однако, не отрицает, а также на место человека.

Человек в творчестве М. Фуко - это не венец истории, не последняя и неоспоримое инстанция. Человек похож больше на определенную ментальную конструкцию, причем не самую главную. Правда, через человека раскрывается диалектика взаимодействия человека и общества, человека и природы, человека и культуры.

Значительное место в творчестве Фуко принадлежит анализу человека в современной познавательной ситуации. Философ подчеркивал, что именно особенности познавательной ситуации, которую мы переживаем в настоящее время, и, конечно, особенности культурно-исторического процесса выдвигают проблематику человека на одно из первых мест. Анализом проблемы человека, отмечает Фуко, занимались различные философские системы. Они ставили и по-разному решали, как правило, традиционные вопросы: о взаимоотношениях человека с окружающим миром, с природой, со своим духом. По-разному относились и вопрос человеческого познания. По Фуко, эти формы мышления - классические по своему типу - были функциональны только к XVIII в. Постижение сути «настоящего человека» они не достигали. Последнее возможно лишь через индивидуализацию познания человека, что под силу только «археологии» знания о человеке, предложенную им самим.

М. Фуко создает концепцию «антиантропологии», которая означает, прежде всего, не отказ от человека как субъекта культурно-исторического процесса, а отказ от абсолютизации антропологизованого взгляда на историю. Это попытка правдивого, беспристрастного анализа исторических событий, получается не из общей характеристики данного исторического периода, а с конкретной определенного способа разделения существующих ценностей на «истину» и «ложь» («Генеалогия власти»). Система выработанных в результате этого стереотипов внутри данного общества называется, по М. Фуко, «политической духовностью». «Политическая духовность» данного общества и осуществляет все существующие механизмы власти и регулирования и социального управления.

Так, Фуко настаивает на том, что власть, как таковую, истину как таковую, уничтожить нельзя. Происходит только трансформация одной формы власти и знания в другую. М. Фуко вводит такую категорию, как «власть - знание», которая сочетает в себе эти две формы регуляторов общественной жизни. И степень зрелости данного общества чрезвычайно влияет на то, чтобы в периоды социальных кризисов общество не уничтожало бездумно и варварски уже существующие формы человеческой окультуренности, как это очень часто происходит в истории, а сознательно преобразовать их в новые формы структуры «власть - знание». Таков, собственно, «структуралистский» подход М. Фуко к проблемам социально-политических революций, социального взрыва, социальной реформы, эволюции. Возможно, на практике это и означало бы бескровное и конструктивное решение многих проблем социальных революций, которыми так богата современная история.

Большое внимание М. Фуко уделяет проблеме нравственной проблематики, технике самосовершенствования и самовоспитания личности. В работах «Использование удовольствиями» и «Забота о себе» он подробно анализирует теорию сексуальности, проводит мысль о способности человека к саморефлексии и согласованности с общественными обязанностями этой, казалось бы, слишком интимной сферы бытия.

По мнению Фуко, нормативные практики, обращенные индивидом на самого себя, является не только фактором дисциплины, но и фактором индивидуализации личности, фактором формирования личного стиля жизни, даже при условии раздробленности духовной среды и общественной морали.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии