Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Поль Гикер

(Род. 1913)

«Исторический синтез существует только потому, что история с самого начала является анализом, а не эмоциональным всплеском событий»




Современный французский философ, автор знаменитого исследования «История и истины», почетный доктор более тридцати университетов мира, П. Рикер вошел в историю философской мысли как представитель религиозной феноменологической герменевтики. Образование будущий философ получил в университете Ренна и Сорбонне. Он работал профессором ряда университетов Европы и США, в частности, в Страсбурге, Пантере, Париже, Чикаго. Был главным редактором журналов «Espirit» и «Christianism social».

Задачи своей философского творчества П. Рикер видел в создании интегральной концепции человека XX века с учетом того вклада, который совершили в ней «философия жизни», феноменология, экзистенциализм, персонализм, психоанализ и другие направления.

Творчество П. Рикера - это попытка синтеза религиозной феноменологии и экзистенциализма. При этом философ обращается как к признанным имен и их философских трудов, так и тех интеллектуалов - новаторов, которые создали неповторимую атмосферу новейшего философского поиска Франции второй половины и последней трети XX века. Среди его ближайших коллег и учителей следует назвать имена Ж. наберем, Е. Вейля, Ж. Ипполита, Ж.-М. Доменака, Ж. Валя, М. Мерло-Понти, Р. Арона, Г. Марселя и др.. Своими непосредственными учителями П. Рикер считает Э. Гуссерля, Г. Марселя и К. Ясперса.

Первые работы философа были посвящены анализу философских произведений Г. Марселя и К. Ясперса. П. Рикер переводит Гуссерля, публикует такие произведения, как «История и истины», «Философия свободы», «Сам как другой», «Частая Рассказы», «Конфликт интерпретаций», «Живая метафора» и др..

Как философ, П. Рикер начинает с позиций французского персонализма. Исходя из того, что наиболее фундаментальным понятием философии есть понятие личности, он доказывает, что именно личность является местом рождения значений, дающих начало культурным смыслам, и философия должна проработать метод анализа человеческой субъективности как творческой силы мировой культуры. Философ пытается отыскать связь между прошлым, настоящим и будущим, описать эту ситуацию как целостность. Ключ проникновения в нее он видит в «археологии» субъекта, его укорененности в бытии, «телеологии» движения в будущее.

Философ основательно прорабатывает учение Гуссерля о «жизненный мир», онтологию М. Хайдеггера и особенно психоанализ Фрейда, понимает его как герменевтику, направленную на постижение первоначальных импульсов человеческого «Я» через сублимацию в культуре. Пределом для регрессивного движения анализа П. Рикер устанавливает «восходящую волю», связанную с переживанием и осознанием возможности не-бытия, дает ему основания классифицировать свою феноменологию как онтологическую, направленную на изучение человеческого существования.

П. Рикер известен и как основатель прогрессивно-регрессивного метода познания, позволяет осмыслить явление в единстве трех временных измерений: прошлого, настоящего и будущего.

Прогрессивный анализ имеет дело с «профессией» человеческого духа, где источник смысла размещается не за субъектом, как это имеет место в «археологии», а перед ним, то есть в будущем. Составляющими прогрессивного метода, по П. Рикером, есть феноменология духа, направленная на раскрытие телеологии человеческой субъективности, и феноменология религии, удостоверяющий (характеризует) стремление человека к святому, духовного. Таким образом, философ доказывает, что любое явление культуры имеет свое прошлое, укоренившееся в индивидуальном желании быть и способе его удовлетворения. Одновременно в нем воплощены и перспективный движение человеческой субъективности к святости, существование человека в истории как таковой. Считая (вслед за Фрейдом), что исходным условием человеческого опыта является языковой характер (восприятие, желание, воображение и т.д.). Рикер отмечает символическом смысле культурного творчества, либидна цель которой замещается целью идеальной. Последнее выводит человека из сферы биологии в сферу культурных значений.

При этом, под символом Рикер понимает любую структуру сменяющих друг друга значений, воплощенных в язык, с в этом смысле вторичным пониманием реальности. Сфера выражений (человеческая речь) имеет двойной смысл. Именно он и является полем герменевтики. Сущность и задачи интерпретации как раз и заключается в выявлении, дешифровке скрытого смысла, в выявлении скрытого смыслового уровня. Вторичность языка не означает ее неполноценности. П. Рикер подчеркивает, что речь является единственным средством, с помощью которого человек создает «второй мир», то есть культуру в истинном смысле этого исторического явления.

Современное состояние культуры, в котором царит религиозный скептицизм, по мнению Рикера, отдаляет нас от полноты символов. Но с другой стороны, этот культурный вакуум порождает стремление восстановить целостность языка. Та же эпоха, которая «опустошает» язык, создает и средства возрождения ее полноте. Это вырождение провозглашается Рикером под знаком совершенствования разнообразие символов великих культур прошлого, но с намерением остаться в пределах рационалистических традиций философии.

По мнению Рикера, именно тот способ, которым конкретные гуманитарные науки трактуют проблему человека, и является той реальностью, которая заслуживает доверия. Конечно, существующая сама по себе любая гуманитарная наука еще не является философией, поэтому для решения специфически философских задач рефлективного анализа пригодны только те ветви гуманитарного знания, для которых удастся найти способ герменевтичного толкования. Только после такого выделения в той или иной теории ее герменевтичного подтекста открывается возможность построения философской теории.

Главная цель философа Рикера - это создание условий примирения человека с собой, со своим телом и миром. Важное место он придает проблемам культурно-исторического бытия человека. Явления социокультурного плана Рикер пытается объяснить как конфликт глубинного, антропологического порядка, укоренившиеся в чувства и страсти, которые он трактует как «затемненные», «перевернутые чувства», возникающие в сфере отношений между людьми.

В последние годы П. Рикер занимается анализом целостных культурных текстов (литературных произведений, исторических повестей и т.п.). Он пытается понять истолкование (интерпретацию), как наиболее прогрессивный метод включения индивида в целостный контекст культуры, как один из наиболее существенных средств бытия и деятельности индивида в культуре. В понятие интерпретации философ вводит проблему «времени» и «деятельности», благодаря которым пытается осмыслить взаимосвязь культурно-исторического процесса, связь времен, исторических периодов, человеческих деяний. Последнее, по его мнению, базируется на активной деятельности человека, являющегося субъектом и главным действующим лицом истории.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии