В VI - V вв. до н. е. в античной философии наблюдались материалистические и идеалистические тенденции. Правда, разница между античным материализмом и идеализмом размыта и условна. К идеалистов античности входят представители элейской школы.
Елей - город - государство в Южной Италии, тогда часть Эллады. Основателем элейской школы стал Парменид из города Елеи. Свои взгляды и философские мысли Парменид изложил в стихах, где очень часто используются метафоры и аллегории. В основном сочинении «О природе» наряду с материалистическими взглядами есть и идеалистические. Так, в реальном мире в области бытия Парменид (а затем и другие представители элейской школы) полностью отделяет движение.
Понятие развития в значении, которое используется представителями милетской школы, а затем и Гераклитом, Парменид подвергает острой критике и называет пустотой. Почему Парменид отвергает развитие и движение? Ответ вытекает из характеристики отношения бытия и небытия. Парменид подчеркивает, что «сущее существует, ибо бытие есть, тогда как ничего другого нет».
Эти мысли подталкивают к единому выводу: все то, что несет (в том числе и движение), не существует. Яркий ученик Парменида известный философ Зенон из Елеи, развивая взгляды учителя, подчеркивал, что логически невозможно представлять множественность вещей и допущения движения, это приводит к противоречиям. Известные парадоксы Зенона против возможности движения: «Ахиллес и черепаха», «Стрела» и др.. Размышляя над аргументацией Зенона, позже философ Георг Гегель отрицал аргументацию Зенона: двигаться значит быть в таком месте и одновременно там не быть, а это единство непрерывности и прерывности пространства и времени, что и делает возможным движение.