И в научном, и в обыденном употреблении часто прибегают к понятию ценности. Человеческая деятельность любого рода включает: замысел, реализацию и результат. Замысел же состоит из цели, ценности и плана. Цель отвечает на вопрос: что надо сделать?
Реализация одних и тех же целей и планов может иметь полностью различные жизненные смыслы, ценностные значения. Так формируется понятие ценность. Ценности - специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, которые воплощаются в явлениях общественной жизни или природы). Природе, происхождении, развитие и роль ценностей в жизни человека и общества изучает аксиология - учение о ценностях. Аксиология входит принципиально важной частью в структуру ряда философских социологических концепций неокантианской-веберовской, феноменологически-интеракционистськои и позитивистской ориентации. В социологии проблему ценностей ввел Макс Вебер. Анализируя действия индивидов, Макс Вебер исходил из неокантиантськои предпосылки, по которой каждый человеческий акт становится осмысленным лишь во взаимодействии с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цель.
Современное человечество стало мыслить мировоззренчески и философски, зачастую именно не отдавая себе отчета. Это не от хорошей жизни. Во всяком случае, не от спокойной жизни. Ядерные и экологические апокалипсисы, национальные возрождения и национализм, разнообразный, пестрый плюрализм образов жизни, цели, стилей, красота тела на конкурсах и олимпиадах и смерть наркоманов и алкоголиков, самоотверженность трибунов и бессмысленность террористов, миллиарды бит информации, что попадает в уши и глаза через телеэкраны, кружит головы, но и розворушуе мозг, - это угроза распада требует сосредоточенности. Стареющее XX века перестало смеяться над романтическими вопросами о смысле жизни, столь полезными мыслителям прошлого. Вопрос ценности жизни вновь и вновь приобретают значимость. Если ценности не вещественные, а духовные, могут показаться несущественными и будто несуществующими. Но все ценности духовные, даже материальные, потому что само понятие ценности является человеческая, социальная категория: с ее помощью измеряются все предметы и явления, общественные и естественные. Человек есть мера всех вещей, справедливо утверждал древнегреческий философ - софист Протагор, но инструментом измерения, мерилом выступают ценности. Понятие ценность - идеал, цель, направленность. Мир ценностей - мир должного.
Внешне ценности выступают как свойство предмета или явления. Однако ценности присущие предмету или явлению не от природы, не просто через внутреннюю структуру объекта самого по себе, а потому, что объект вовлечен в сферу общественного бытия человека и становится носителем определенных социальных отношений. В отношении к субъекту - человека ценности служат объектами его интересов, а для его сознания осуществляют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, определения различного практического отношения человека к окружающим предметам и явлениям. Так, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это полезное свойство как потребительная стоимость, материальное добро. Будучи продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает уже как экономическая ценность, стоимость. Если же стакан есть предмет искусства, то наделяется еще и эстетической ценностью, красотой. Все свойства стакана определяют ее разнообразные функции в системе человеческой жизнедеятельности и выступают как предметные признаки, символы определенных общественных отношений, в которые вступает человек. Исходя из необходимости иметь жилье или реализации принципа - мой дом - моя крепость, можно построить дом, а из престижных соображений можно построить еще дачу, коттедж и т.д.. Точно так же полностью различные ценности, жизненный смысл могут стоять за целью получить диплом о высшем образовании и др.. Поднимаясь на мировоззренческий ступень своего бытия, человек как бы отвлекается от самого себя и пытается вобрать в себя мир. И этот мир действительно духовно входит в нее, обогащая человеческую личность. Поэтому мировоззрение, несмотря на его, казалось бы, абстрактность, всегда сфокусировано на реальном человеке. Подходя к мировоззрению с меркой ценности, наверное, лучше сопоставлять место, занимаемое мировоззрением, не с приоритетами, а с иерархией ценностей. Иерархия вещь, существующая не менее реально, чем приоритеты. Более того, эти две категории очень подобны друг другу: там и здесь речь идет о некоторой очередность. Наконец, приоритеты и иерархия нередко просто совпадают в обыденном сознании. Для голодного высшая ценность - хлеб. Именно здесь якобы речь идет об углублении цели, ее иерархию. Но это не так. Ведь тут-то речь идет о ценностях, отличающихся от цели и других состояний сознания, управляющих деятельностью функционально, по своей роли в управлении действиями.
Приоритеты конечно существуют и там, захватывают сознание, где всякие недостатка раз и создают очередность, не позволяя реализовать сразу и одновременно всю цепочку приоритетов. Иерархия фундаментальный и не зависит от мимолетных конъюнктур, а подобная египетских пирамид, которым сорок веков. И вершину иерархии всегда занимают ценности мировоззренческие. Мировоззренческие ценности и возникали тогда, когда первобытный человек, как правило, пожилого возраста, получила свободное время, разгрузившись от приоритетов. Для философа Иммануила Канта высшими ценностями и вечно странными вещами стали «звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Этика Альберта Швейцера основывалась на «почтительности перед жизнью». Спасительной свойством человечества, буквально его счастьем, всегда становилась то обстоятельство, что окончательно своими делала ценности своих лучших, а не худших представителей. Видимо, здесь кроется коллективный инстинкт самосохранения человечество не прожило бы долго, если бы на вершине иерархии его ценностей оказался культ силы. Наряду с предметными ценностями, которые выступают объектами направленных на них интересов, к ценностям относятся также некоторые явления общественного сознания, выражающие интересы в форме понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы. Такие формы сознания описывают какие-то действительные или мнимые явления реальности, выносят им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, т.е. выступают нормативными по своему характеру.
В жизни часто человек попадает в такие ситуации, когда нужно выбирать из многих альтернативных потребностей, интересов, возможных переживаний и средств, путей их реализации, чему отдать предпочтение, от чего отказаться, как установить очередность преимуществ и поступков. Согласно определенной внутренней шкалы, системы эталонов и возникает необходимость сравнения различных мотивов возможных действий человека, людей, выбора ими чего-то. И тут типичные для субъекта потребности, интересы и переживания выполняют роль ориентира в выборе альтернативных потребностей, интересов и возможных переживаний, средств, путей их реализации. Так возникают ценности. Ценность - философское понятие, посредством которого и характеризуется социально-историческое значение определенных явлений действительности для общества, индивидов. Ценности выполняют роль изначальной, входящей основы выбора потребностей, интересов, переживания, цели, средств их реализации, результатов деятельности и тех условий, в которых осуществляется выбор. На вопрос: во имя чего осуществляется та или иная деятельность, ответом ценность, есть основа выбора субъектом - человеком цели, средств, результатов и условий деятельности. Сам процесс и процедура выбора на базе ценностей называется оценкой.
Добром для субъекта выступает и сам результат выбора. Направленность деятельности субъекта (человека) на определенную ценность называется ценностной ориентацией.
Понятие ценность употребляется, во-первых, для определения состояния сознания, на основе которого осуществляется оценка, во-вторых, - значимых явлений, которые выбираются в результате оценки. Можно сказать, истина и добро (или престижность и комфорт) выступают в того или иного человека основными, ведущими, но можно сказать, что в таком-то доме есть больше материальных, чем духовных ценностей. Суть ценностей определяет индивидуальную и общественное сознание и деятельность. Можно говорить о ценности личности, семьи, политической партии, нации, культуры, человечества и др.. Но нельзя судить об обществе по его собственным представлением о себе, как можно делать то же самое в отношении отдельного человека. Можно серьезно ошибиться и в человеке, принимая на веру исключительно ее мнение о себе самом, и в обществе, полагаясь на его психологию, меняется, и далеко не вечны доктрины. Но и человек, и общество действуют не по объективным критериям, а по субъективным возбуждениями. Объективными оказываются лишь результаты действий, которые почти всегда отличаются от возбуждения, и тогда человек или общество меняет жизненные установки и действует уже исходя из новых возбуждений. Мнение, будучи сама подвижной, всегда движет и человеком и человечеством. Такова суть ценности.
Ценности в структуре общества.
Одним из факторов развертывания политической истории, социально значимыми ориентирами деятельности субъектов выступают ценности в жизни общества. Ценности являются чем-то высшим, чем обычная заинтересованность человека. Из-за существования ценностей и именно через культурные ценности человек удовлетворяет свои потребности и отличается от животных. Культура является предметным полем формирования ценностей, ценности составляют фундамент культуры. Через систему ценностей и идей, которые служат для регулирования поведения индивидов, человека, и определяется культура. Культура выступает своеобразным итогом всего разнообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смысла, значимых для конкретного общественного организма. С позиций ценностного подхода культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностной цели, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Культура является цементом здания общественной жизни, а ценности средоточием духовной жизни общества. Социальные общности людей, исповедующих одни и те же ценности, объединяются и политически, и экономически с целью продвижения истории в определенном направлении. Ценности укрепляют общественное единство, целостность общества, препятствуя разрушительному воздействию извне. Роль особых идейных скреплений в обществе осуществляют социальные ценности, выступают социально-политическими идеалами, идеями, ценностными установками, ориентациями, понадцинниснимы идеями в виде национальных идей.
Выбором определенных видов поведения и опыта людей в обществе постепенно формируются, складываются общественные ценности, сначала возникая как совокупность привычек, способов быта людей, специфических форм поведения, которые переходят из поколения в поколение как признаки собственно человеческого образа жизни, отличные от животных инстинктов. Впоследствии способы быта закрепляются, схематизуються в нормативных образованиях: в традициях, обрядах, обычаях, ритуалах, кодирующих эталоны общественно одобренной поведения людей. Но после, через социальные институты: учреждения образования, воспитания, СМИ, религии, политики, права и т.д. - ценностные образцы транслируются, хранятся, передаются в обществе. А в итоге ценности способствуют формированию психологии человека, ментальности, образа жизни членов общества в нужном, характерном для определенного его типа направлении.
Способ бытия человека, уровень выделения человека из природы характеризуется именно существованием культурных ценностей. Общественный образ жизни человека, существования общественных потребностей обусловили и ценностный тип мировосприятия. Родившись еще в первобытном обществе, потребности человека охватывали основные сферы быта - труд, ритуальные танцы, обучение, обычаи погребения, дарения, гостеприимство, запрет кровосмешения, шутки, религиозные и магические действа т.д. составляли основу первых ценностных комплексов. Социальные нужды в жизни человека требовали должного, нужного, но еще явно не существующего соотношения вещей. Поэтому-то ценности формировали особый мир духовного бытия, поднимало человека над реальным. С развитием общества и совершенствованием его структуры, углублением духовности человека осложнялось и ценностное восприятие мира, включая и рождая новые и новые потребности во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.
Конечно же, общественные ценности, хотя и вырастали из реальных социальных потребностей, постепенно приобретали таких черт, люди их идеализировали. Ценностное сознание создает собственный мир, мир эмоциональных переживаний, ценностных образов. В ценностной форме человек выражает не объективно, а субъективно внешнюю действительность, наделяя ее человеческим содержанием. Поэтому-то ценность является лишь то, что осознается, переживается как ценность. Мир ценностей - это мир именно практической деятельности. Эмоциональное отношение к явлениям внешнего бытия, их оценка осуществляются на практике. Ценностное сознание не интересуется, чем же является предмет сам по себе, для нее важно лишь то, какое значение имеет предмет для людей, в чем же его ценность. В объективном мире не существуют сами по себе красивое и безобразное, возвышенное и ложное, трагическое и комическое, добро и зло. Мир ценностей человек строит в процессе предметно-практической деятельности. А любой акт деятельности охватывает идеальный момент, в период которого состоят замысел, действия, его идеальная цель, а также жизненный смысл деятельности, прежде всего - ради чего осуществляются все действия.
Ценности вырастали из объективных потребностей человека. Потребности формировались уже осознанно, а затем трансформировались в интерес. В отличие от потребностей, которые направляют человека на объект их удовлетворения, интерес ориентирован на те условия, обеспечивающие возможность удовлетворения потребностей. Интерес формируется объективно как отражение места индивида в системе общественных отношений, а субъективно отражается в цели. Цель - идеальный импульс, побуждающий к активной деятельности, в которой отражается идеальный образ удовлетворения потребностей, побуждает человека к деятельности. Играют важную роль в ценностном отношении к действительности эмоции и страсти. Внутреннее освоение жизненных ситуаций происходит в процессе эмоциональных переживаний. Именно эмоциональное отношение способствует возникновению чувства значимости явлений, субъективной оценки их.
Входя в состав сложных духовных образований, ценности трансформируются, конкретизируются через цепочку состояний сознания, доводят их до реализации в процессе деятельности. Основные формы, впитывают ценности: идеал, выбор, цель, стремления и др..
Идеал - ценностная характеристика определенного явления в виде надлежащего, выполняет роль стратегического ориентира на пути достижения цели. Идеал отождествляется с целью, планом или нормой, потому что идеал ценностью. Идеалы выражаются обычно в эмоционально насыщенных образах или представлениях, в которых синтезируются высшие достижения культуры. Содержание идеала связан со стремлением человека к единству, гармонии, преодоления конфликтов и противоречий. В отличие от норм, идеалы не столько результат опыта прошлого, выражение необходимости, сколько предсказаний, его желательно модель. Изменчивости и противоречия истории служат человеку уроками - не только формируют человека, но и дают возможность осознать себя, свою человеческую сущность и те ценности, что ей отвечают. Поэтому идеал - наиболее значимый для социального прогресса вид моральных ценностей. Так, идеал человека или общества означает их описание с позиций принятой системы ценностей (например, человек должен гармонично сочетать в себе ценностные ориентации на полезную деятельность и внутреннюю духовность, общество - ориентироваться не на власть над личностью и природой, а на сотворчество с ними). Показать идеал в конкретной системе показателей - типичная технологическая утопия: гармоничный человек должен знать то-то, уметь то-то подобное.
Каждая эпоха выдвигает свои идеалы, в которых будто преодолеваются свойственные ей противоречия. Христианский идеал человека, страдающего, которая жертвует собой, умирает от рук тех, чьи грехи хочет искупить - это идеал порожден противоречивостью, раздвоенностью «земной основы» общества. Борьба, конкуренция, антагонизм питают зависть, злобу, ненависть, предательство. Но такие же противоречия обостряют, вызывают у людей жалость, милосердие, чувство вины и угрызения совести. Идеал же естественного человека, живущего в гармонии с природой, счастливой и беззаботной, не обремененной условностями культуры, также становится отражением тех противоречий, которые присущи цивилизации. Начиная с эпохи Возрождения, на ум человека все больше влияет идеал, развивается всесторонне и гармонично. Каждая эпоха по-своему понимает такой идеал. Для современности всестороннее и гармоничное развитие личности означает прежде всего единство личного и общественного, активное участие каждого человека во всех основных сферах общественной жизни.