Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

И в научном, и в обыденном употреблении часто прибегают к понятию ценности. Человеческая деятельность любого рода включает: замысел, реализацию и результат. Замысел же состоит из цели, ценности и плана. Цель отвечает на вопрос: что надо сделать?

 

Реализация одних и тех же целей и планов может иметь полностью различные жизненные смыслы, ценностные значения. Так формируется понятие ценность. Ценности - специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, которые воплощаются в явлениях общественной жизни или природы). Природе, происхождении, развитие и роль ценностей в жизни человека и общества изучает аксиология - учение о ценностях. Аксиология входит принципиально важной частью в структуру ряда философских социологических концепций неокантианской-веберовской, феноменологически-интеракционистськои и позитивистской ориентации. В социологии проблему ценностей ввел Макс Вебер. Анализируя действия индивидов, Макс Вебер исходил из неокантиантськои предпосылки, по которой каждый человеческий акт становится осмысленным лишь во взаимодействии с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цель.

Современное человечество стало мыслить мировоззренчески и философски, зачастую именно не отдавая себе отчета. Это не от хорошей жизни. Во всяком случае, не от спокойной жизни. Ядерные и экологические апокалипсисы, национальные возрождения и национализм, разнообразный, пестрый плюрализм образов жизни, цели, стилей, красота тела на конкурсах и олимпиадах и смерть наркоманов и алкоголиков, самоотверженность трибунов и бессмысленность террористов, миллиарды бит информации, что попадает в уши и глаза через телеэкраны, кружит головы, но и розворушуе мозг, - это угроза распада требует сосредоточенности. Стареющее XX века перестало смеяться над романтическими вопросами о смысле жизни, столь полезными мыслителям прошлого. Вопрос ценности жизни вновь и вновь приобретают значимость. Если ценности не вещественные, а духовные, могут показаться несущественными и будто несуществующими. Но все ценности духовные, даже материальные, потому что само понятие ценности является человеческая, социальная категория: с ее помощью измеряются все предметы и явления, общественные и естественные. Человек есть мера всех вещей, справедливо утверждал древнегреческий философ - софист Протагор, но инструментом измерения, мерилом выступают ценности. Понятие ценность - идеал, цель, направленность. Мир ценностей - мир должного.

Внешне ценности выступают как свойство предмета или явления. Однако ценности присущие предмету или явлению не от природы, не просто через внутреннюю структуру объекта самого по себе, а потому, что объект вовлечен в сферу общественного бытия человека и становится носителем определенных социальных отношений. В отношении к субъекту - человека ценности служат объектами его интересов, а для его сознания осуществляют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, определения различного практического отношения человека к окружающим предметам и явлениям. Так, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это полезное свойство как потребительная стоимость, материальное добро. Будучи продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает уже как экономическая ценность, стоимость. Если же стакан есть предмет искусства, то наделяется еще и эстетической ценностью, красотой. Все свойства стакана определяют ее разнообразные функции в системе человеческой жизнедеятельности и выступают как предметные признаки, символы определенных общественных отношений, в которые вступает человек. Исходя из необходимости иметь жилье или реализации принципа - мой дом - моя крепость, можно построить дом, а из престижных соображений можно построить еще дачу, коттедж и т.д.. Точно так же полностью различные ценности, жизненный смысл могут стоять за целью получить диплом о высшем образовании и др.. Поднимаясь на мировоззренческий ступень своего бытия, человек как бы отвлекается от самого себя и пытается вобрать в себя мир. И этот мир действительно духовно входит в нее, обогащая человеческую личность. Поэтому мировоззрение, несмотря на его, казалось бы, абстрактность, всегда сфокусировано на реальном человеке. Подходя к мировоззрению с меркой ценности, наверное, лучше сопоставлять место, занимаемое мировоззрением, не с приоритетами, а с иерархией ценностей. Иерархия вещь, существующая не менее реально, чем приоритеты. Более того, эти две категории очень подобны друг другу: там и здесь речь идет о некоторой очередность. Наконец, приоритеты и иерархия нередко просто совпадают в обыденном сознании. Для голодного высшая ценность - хлеб. Именно здесь якобы речь идет об углублении цели, ее иерархию. Но это не так. Ведь тут-то речь идет о ценностях, отличающихся от цели и других состояний сознания, управляющих деятельностью функционально, по своей роли в управлении действиями.

Приоритеты конечно существуют и там, захватывают сознание, где всякие недостатка раз и создают очередность, не позволяя реализовать сразу и одновременно всю цепочку приоритетов. Иерархия фундаментальный и не зависит от мимолетных конъюнктур, а подобная египетских пирамид, которым сорок веков. И вершину иерархии всегда занимают ценности мировоззренческие. Мировоззренческие ценности и возникали тогда, когда первобытный человек, как правило, пожилого возраста, получила свободное время, разгрузившись от приоритетов. Для философа Иммануила Канта высшими ценностями и вечно странными вещами стали «звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Этика Альберта Швейцера основывалась на «почтительности перед жизнью». Спасительной свойством человечества, буквально его счастьем, всегда становилась то обстоятельство, что окончательно своими делала ценности своих лучших, а не худших представителей. Видимо, здесь кроется коллективный инстинкт самосохранения человечество не прожило бы долго, если бы на вершине иерархии его ценностей оказался культ силы. Наряду с предметными ценностями, которые выступают объектами направленных на них интересов, к ценностям относятся также некоторые явления общественного сознания, выражающие интересы в форме понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы. Такие формы сознания описывают какие-то действительные или мнимые явления реальности, выносят им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, т.е. выступают нормативными по своему характеру.

В жизни часто человек попадает в такие ситуации, когда нужно выбирать из многих альтернативных потребностей, интересов, возможных переживаний и средств, путей их реализации, чему отдать предпочтение, от чего отказаться, как установить очередность преимуществ и поступков. Согласно определенной внутренней шкалы, системы эталонов и возникает необходимость сравнения различных мотивов возможных действий человека, людей, выбора ими чего-то. И тут типичные для субъекта потребности, интересы и переживания выполняют роль ориентира в выборе альтернативных потребностей, интересов и возможных переживаний, средств, путей их реализации. Так возникают ценности. Ценность - философское понятие, посредством которого и характеризуется социально-историческое значение определенных явлений действительности для общества, индивидов. Ценности выполняют роль изначальной, входящей основы выбора потребностей, интересов, переживания, цели, средств их реализации, результатов деятельности и тех условий, в которых осуществляется выбор. На вопрос: во имя чего осуществляется та или иная деятельность, ответом ценность, есть основа выбора субъектом - человеком цели, средств, результатов и условий деятельности. Сам процесс и процедура выбора на базе ценностей называется оценкой.

Добром для субъекта выступает и сам результат выбора. Направленность деятельности субъекта (человека) на определенную ценность называется ценностной ориентацией.

Понятие ценность употребляется, во-первых, для определения состояния сознания, на основе которого осуществляется оценка, во-вторых, - значимых явлений, которые выбираются в результате оценки. Можно сказать, истина и добро (или престижность и комфорт) выступают в того или иного человека основными, ведущими, но можно сказать, что в таком-то доме есть больше материальных, чем духовных ценностей. Суть ценностей определяет индивидуальную и общественное сознание и деятельность. Можно говорить о ценности личности, семьи, политической партии, нации, культуры, человечества и др.. Но нельзя судить об обществе по его собственным представлением о себе, как можно делать то же самое в отношении отдельного человека. Можно серьезно ошибиться и в человеке, принимая на веру исключительно ее мнение о себе самом, и в обществе, полагаясь на его психологию, меняется, и далеко не вечны доктрины. Но и человек, и общество действуют не по объективным критериям, а по субъективным возбуждениями. Объективными оказываются лишь результаты действий, которые почти всегда отличаются от возбуждения, и тогда человек или общество меняет жизненные установки и действует уже исходя из новых возбуждений. Мнение, будучи сама подвижной, всегда движет и человеком и человечеством. Такова суть ценности.

Ценности в структуре общества.

Одним из факторов развертывания политической истории, социально значимыми ориентирами деятельности субъектов выступают ценности в жизни общества. Ценности являются чем-то высшим, чем обычная заинтересованность человека. Из-за существования ценностей и именно через культурные ценности человек удовлетворяет свои потребности и отличается от животных. Культура является предметным полем формирования ценностей, ценности составляют фундамент культуры. Через систему ценностей и идей, которые служат для регулирования поведения индивидов, человека, и определяется культура. Культура выступает своеобразным итогом всего разнообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия идеалов и смысла, значимых для конкретного общественного организма. С позиций ценностного подхода культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностной цели, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Культура является цементом здания общественной жизни, а ценности средоточием духовной жизни общества. Социальные общности людей, исповедующих одни и те же ценности, объединяются и политически, и экономически с целью продвижения истории в определенном направлении. Ценности укрепляют общественное единство, целостность общества, препятствуя разрушительному воздействию извне. Роль особых идейных скреплений в обществе осуществляют социальные ценности, выступают социально-политическими идеалами, идеями, ценностными установками, ориентациями, понадцинниснимы идеями в виде национальных идей.

Выбором определенных видов поведения и опыта людей в обществе постепенно формируются, складываются общественные ценности, сначала возникая как совокупность привычек, способов быта людей, специфических форм поведения, которые переходят из поколения в поколение как признаки собственно человеческого образа жизни, отличные от животных инстинктов. Впоследствии способы быта закрепляются, схематизуються в нормативных образованиях: в традициях, обрядах, обычаях, ритуалах, кодирующих эталоны общественно одобренной поведения людей. Но после, через социальные институты: учреждения образования, воспитания, СМИ, религии, политики, права и т.д. - ценностные образцы транслируются, хранятся, передаются в обществе. А в итоге ценности способствуют формированию психологии человека, ментальности, образа жизни членов общества в нужном, характерном для определенного его типа направлении.

Способ бытия человека, уровень выделения человека из природы характеризуется именно существованием культурных ценностей. Общественный образ жизни человека, существования общественных потребностей обусловили и ценностный тип мировосприятия. Родившись еще в первобытном обществе, потребности человека охватывали основные сферы быта - труд, ритуальные танцы, обучение, обычаи погребения, дарения, гостеприимство, запрет кровосмешения, шутки, религиозные и магические действа т.д. составляли основу первых ценностных комплексов. Социальные нужды в жизни человека требовали должного, нужного, но еще явно не существующего соотношения вещей. Поэтому-то ценности формировали особый мир духовного бытия, поднимало человека над реальным. С развитием общества и совершенствованием его структуры, углублением духовности человека осложнялось и ценностное восприятие мира, включая и рождая новые и новые потребности во всех сферах жизнедеятельности человека и общества.

Конечно же, общественные ценности, хотя и вырастали из реальных социальных потребностей, постепенно приобретали таких черт, люди их идеализировали. Ценностное сознание создает собственный мир, мир эмоциональных переживаний, ценностных образов. В ценностной форме человек выражает не объективно, а субъективно внешнюю действительность, наделяя ее человеческим содержанием. Поэтому-то ценность является лишь то, что осознается, переживается как ценность. Мир ценностей - это мир именно практической деятельности. Эмоциональное отношение к явлениям внешнего бытия, их оценка осуществляются на практике. Ценностное сознание не интересуется, чем же является предмет сам по себе, для нее важно лишь то, какое значение имеет предмет для людей, в чем же его ценность. В объективном мире не существуют сами по себе красивое и безобразное, возвышенное и ложное, трагическое и комическое, добро и зло. Мир ценностей человек строит в процессе предметно-практической деятельности. А любой акт деятельности охватывает идеальный момент, в период которого состоят замысел, действия, его идеальная цель, а также жизненный смысл деятельности, прежде всего - ради чего осуществляются все действия.

Ценности вырастали из объективных потребностей человека. Потребности формировались уже осознанно, а затем трансформировались в интерес. В отличие от потребностей, которые направляют человека на объект их удовлетворения, интерес ориентирован на те условия, обеспечивающие возможность удовлетворения потребностей. Интерес формируется объективно как отражение места индивида в системе общественных отношений, а субъективно отражается в цели. Цель - идеальный импульс, побуждающий к активной деятельности, в которой отражается идеальный образ удовлетворения потребностей, побуждает человека к деятельности. Играют важную роль в ценностном отношении к действительности эмоции и страсти. Внутреннее освоение жизненных ситуаций происходит в процессе эмоциональных переживаний. Именно эмоциональное отношение способствует возникновению чувства значимости явлений, субъективной оценки их.

Входя в состав сложных духовных образований, ценности трансформируются, конкретизируются через цепочку состояний сознания, доводят их до реализации в процессе деятельности. Основные формы, впитывают ценности: идеал, выбор, цель, стремления и др..

Идеал - ценностная характеристика определенного явления в виде надлежащего, выполняет роль стратегического ориентира на пути достижения цели. Идеал отождествляется с целью, планом или нормой, потому что идеал ценностью. Идеалы выражаются обычно в эмоционально насыщенных образах или представлениях, в которых синтезируются высшие достижения культуры. Содержание идеала связан со стремлением человека к единству, гармонии, преодоления конфликтов и противоречий. В отличие от норм, идеалы не столько результат опыта прошлого, выражение необходимости, сколько предсказаний, его желательно модель. Изменчивости и противоречия истории служат человеку уроками - не только формируют человека, но и дают возможность осознать себя, свою человеческую сущность и те ценности, что ей отвечают. Поэтому идеал - наиболее значимый для социального прогресса вид моральных ценностей. Так, идеал человека или общества означает их описание с позиций принятой системы ценностей (например, человек должен гармонично сочетать в себе ценностные ориентации на полезную деятельность и внутреннюю духовность, общество - ориентироваться не на власть над личностью и природой, а на сотворчество с ними). Показать идеал в конкретной системе показателей - типичная технологическая утопия: гармоничный человек должен знать то-то, уметь то-то подобное.

Каждая эпоха выдвигает свои идеалы, в которых будто преодолеваются свойственные ей противоречия. Христианский идеал человека, страдающего, которая жертвует собой, умирает от рук тех, чьи грехи хочет искупить - это идеал порожден противоречивостью, раздвоенностью «земной основы» общества. Борьба, конкуренция, антагонизм питают зависть, злобу, ненависть, предательство. Но такие же противоречия обостряют, вызывают у людей жалость, милосердие, чувство вины и угрызения совести. Идеал же естественного человека, живущего в гармонии с природой, счастливой и беззаботной, не обремененной условностями культуры, также становится отражением тех противоречий, которые присущи цивилизации. Начиная с эпохи Возрождения, на ум человека все больше влияет идеал, развивается всесторонне и гармонично. Каждая эпоха по-своему понимает такой идеал. Для современности всестороннее и гармоничное развитие личности означает прежде всего единство личного и общественного, активное участие каждого человека во всех основных сферах общественной жизни.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии