Во всех случаях, несмотря на различия, познания и истины требуется отличать от эстетического усвоения и красоты. Каждая из основных ценностей выражает существенное отношение к миру, что делает человека человеком. Во всех аспектах взаимодействия с миром человек ориентирован на конечную ценность - благо.
Благо - общее понятие для определения положительной ценности (противоположность добру - отрицательная ценность, зло), предмет или явление, удовлетворяет определенную человеческую потребность, отвечающая интересам, целям и направленности людей. Различают природные блага - результат стихийных природных процессов (плодородие почвы, полезные ископаемые, соответственно естественное зло - стихийные бедствия, болезни и т.п.) и общественные блага - продукт деятельности человека. Но в том и другом случаях благо составляет социальное определение предмета, его полезное значение для человека.
В зависимости от того, какие потребности удовлетворяются, различают материальные и духовные блага. Материальные блага: предметы питания, одежда, жилье и т.д., а также средства производства. Духовные блага: знания, достижения духовной культуры человечества, эстетические ценности, нравственное добро, которое отражается в поступках людей и т.д.. Но многие ценностных явлений не принадлежат ни к материальным, ни духовных, потому обладающие признаками обоих одновременно (достижения исторического прогресса, творчества, социальные события, предметы роскоши). Человек, обладая творческими потенциями, способна творить все ценности, сама выступает как выше добро - благо.
Единство истины, красоты и меры - благо, что составляет вершину ценностей, подчеркивал философ Гилатон. Содержание таких ценностей исторический, но как бы люди не понимали благо, благо есть определением их стремлений. Стремясь к благу, человек, с одной стороны, выражает себя, свою неповторимость и самореализуется, саморазвивающейся, ориентируясь на ключевую ценность - свободу. С другой - человек так или иначе осознает самоценность мира, а себя частью мира. Такое взаимодействие человека и мира ориентирована на ценность - причастность сочетания. Свобода индивидуальности и причастности ее к обществу, Вселенной фундаментальные ценности человеческого бытия.