Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В разные периоды истории человечества философы свободу определяли по-разному. Философ киник Диоген, живший в IV в. до н. е., считал, что любой человек свободен, а лишь та, которая каждый день готова умереть. Родившись почти пять веков позже, римский стоик Эпиктет считал свободной только такое лицо, желающее лишь того, что может получить.

 

В XVII в. английский философ Джон Локк назвал свободной человека, умеющего управлять своими страстями. Определяли свободу и как добровольное подчинение необходимости, и как возможность никому не подчиняться, другие свободу ставили в зависимость от условий, позволяющих или не позволяют удовлетворять желания. А иные считали свободу безусловным состоянием духа человека, не зависит от внешних условий. В XVIII в. французский просветитель Дени Дидро считал представление о свободной воле иллюзией человека, чувствует себя причиной своих поступков, но не осознает себя результатом обстоятельств. Но, пожалуй, наиболее распространенным в истории человеческой мысли есть соображения, что свободен тот, кто не подвластен воле других людей. Большинство философов XIX и XX вв. считают свободу несомненным добром в жизни каждого человека, и, по мнению французского философа Жана-Поля Сартра, свобода - это трагический талап человека. Но действительно, понятие свобода возникло в истории человеческой мысли как результат осознания роли и возможностей человека, как определение сознательной волевой активности человека в личной и общественной жизни.

Конечно роль сознательно-волевой активности человека рассматривают при помощи соотнесения понятий свободы и необходимости. Понятие необходимость вводится для выяснения того объективности определения поведения человека, ицо в той или иной форме присутствует в каждой из конкретных жизненных ситуаций. Сложными, прямыми и опосредованными воздействиями факторы среды становятся не только содержанием самого выбора, но и внутренними чертами характера человека. Однако, возникнув и сформировавшись под влиянием факторов, не зависящих от человека, сознание и воля ее становятся действующими и важными звеньями в цепи событий. В процессе развития человечества влияние воли и сознания действующего человека увеличивается, ее предвидеть и представлять себе последствия своих действий все больше влияет и на жизнь общества, и на жизнь самого человека. Свобода есть необходимость. Объективная необходимость - граница человеческой свободы, в пределах которой определена ее реальность, знания объективной необходимости - ее условие. Противоположность свободы и запретов, с которыми сталкивается человек, кажется несомненной. И действительно. Если каждый человек осознает значение моральных правил для личного индивидуальной жизни, то моральные правила, нормы могут стать перед ней как система запретов, резко сокращает ее свободу. Каждая заповедь - не убий, не обманывай, не завидуй, не прелюбодействуй и т.д. - может быть осознана как своеобразное вычеркивания одного из возможных вариантов поведения. Реальность же человеческой свободы чаще ставится в зависимость от числа вариантов, из которых человек выбирает, и естественным кажется вывод: моральная запрет сокращает свободу человека.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии