Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Мир ценностей разнообразен и практически неисчерпаем, как разнообразны и неисчерпаемы потребности и интересы человечества, прогрессивно развивается. Ценности исторические, их набор и функции различны на разных этапах развития общества.

 

В современном мире одно из первых мест занимают ценности. Но было время (первобытное общество), когда наука даже не существовала и, следовательно, не существовали Ее ценности. В эпоху Средневековья, когда господствовал религиозное мировоззрение, высшими ценностями считались божественное откровение и догмы священного писания. Научные же трактаты стали опасными для общества, а их авторов иногда даже сжигали на кострах инквизиции. Все это означает, что мир ценностей надо рассматривать всегда конкретно, а не абстрактно, помнить о исторические границы тех или иных ценностных объектов.

Классификация ценностей остается научной проблемой. Единого подхода к решению вопроса нет. Считается, что самой общей основой классификации ценностей выступают: сферы общественной жизни, носители ценностей, иерархия ценностей. Основные сферы общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.

Материальные ценности - это ценностное значение природных объектов и предметных ценностей, т.е. средств труда и вещей - непосредственного потребления. Природные ценности: естественное благо, заключенное в природных богатствах. Предметные ценности, созданные человеком: потребительская стоимость продуктов труда (полезность вообще), культурное наследие прошлого, выступает в виде предметов богатства, современников и предметов религиозного поклонения.

Социально-политические ценности - это ценностное значение социальные и политические явления, событий, политических актов и действий.

Социально-политические ценности: социальное благо, что есть в общественно-политических явлениях, и прогрессивное значение исторических событий (революций, соглашений, договоров и др.).. Критериями ценностного значения в таких случаях выступают общественное благо, политическая воля, братство, мир и др..

Духовные (субъективные) ценности - это нормативная, рекомендательно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выражается через соответствующие формы, служит нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности. Известно, что идеи, взгляды могут быть настоящими, истинными и ложными, но от этого они не перестают быть ценностями. Все идеи в сфере ценностей выполняют какую-либо функцию, регулирующих те или иные отношения людей, выступая средствами и объектами их деятельности. Особое место занимает культура как ценность интегрального порядке. Во-первых, потому, что культура объединяет материальные, социально-политические и духовные ценности, созданные трудом человека для удовлетворения своих потребностей. Во-вторых, потому, что культура - это не только совокупность созданных ценностей, но и способ создания и освоения ценностей, т.е. способ реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности. Иначе говоря, это не просто сумма предметов и ценностей, но и процесс раскрытия способностей и дарований человека, формирование у него соответствующих ценностных ориентаций. Культура как ценность - это все то, что способствует развитию человека, его гуманности, благородства и творческих способностей, способствует росту его воли, увеличению власти над природой, общественными отношениями и самим собой.

Каждое поколение использует накопленный опыт, осваивает достижения и движется дальше, к созданию новых ценностей. В культуре существуют три вида ценностей: ценности - идеалы; ценности - свойства вещей, выявленные в результате взаимодействия с ценностями - идеалами; ценности - вещи, имеющие ценностные свойства. С точки зрения носителя (второй аспект классификации ценностей) обычно различают: индивидуальные, групповые или коллективные, общенародные и общечеловеческие ценности. Личная, или индивидуальная ценность - это ценная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Личные ценности определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и других индивидуальных особенностей людей. Личные ценности играют важную роль в жизни индивидуума, но все же не они определяют ценностную ориентацию личности, потому что суть человека, как известно, заключается в совокупности общественных отношений. Групповые ценности - это ценная значимость предметов, явлений, идей для каких-либо общностей людей (классов, наций, трудовых, воинских коллективов и др.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая индивидов единственными ценностными ориентациями.

Общенародные и общечеловеческие ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для данного общества или для мирового сообщества. Общенародные и общечеловеческие ценности обычно составляют ценностно-нормативную систему, которая формируется в процессе становления и развития общества и отражает результаты реального взаимодействия идеалов и интересов всех социальных слоев и групп или мирового сообщества. Это, во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяются большинством населения или страны, всего мирового сообщества. Во-вторых, социально-политические ценности, общечеловеческие (национальные) идеалы, общенародная цель и основные средства ее достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг, ценности материального благополучия и богатства духовной жизни). Общенародные и общечеловеческие ценности - это ценности природных и ценности, по самой сути и значимости имеют глобальный характер (проблемы мира, разоружения, международного экономического порядка и др.).

Суть нового мышления заключается в том, что провозглашается приоритет общечеловеческих ценностей над ценностями групповыми, прежде всего, классовыми, потому что без этого не может быть дальнейшего успешного развития всех народов. С точки зрения иерархий, то есть расположения ценностей соответственно той роли, которую они играют в жизни общества и человека, выделяются три группы ценностей. Во-первых, ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это такие, без которых нереально функционирования общества и человека не нарушается. По аналогии с третьей группой эти ценности можно назвать ниже. Во-вторых, ценности повседневного спроса и повседневного быта. К этой группе относятся большинство материальных и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. И в-третьих, высшие ценности. Эти ценности венчают сложную и многоярусную систему и отражают фундаментальные отношения и потребности людей.

Существование высших ценностей всегда связано с выходом за пределы частной жизни индивидуума. Высшие ценности привлекают к тому, что нет выше самого индивидуума, чем определяется его собственную жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер. Высшие ценности - часть материальных, духовных и социально-политических ценностей, что, как правило, имеют общенародное и общечеловеческое значение - мир, жизнь человечества, ценности общественного порядка, представления о справедливости, свободу, права и обязанности людей, дружбу, любовь, доверие, родственные связи, ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины), ценности самосохранения (жизни, здоровья), ценности самоутверждения и самореализации, ценности, характеризующие выбор личных качеств: честность, храбрость верность, справедливость, доброта и др.. Выше социально-политические ценности - патриотизм, защита Родины, воинский долг, воинская честь и другие, имеющие общенародный, традиционный характер. Осложнения всего комплекса задач, решаемых обществом, повышает моральную ценность долга и ответственности. Не случайно ответственность становится тем нравственно-правовым понятием, чаще употребляется в повседневности. В современных условиях многократно возрастает значение дисциплины, значение личной ответственности. Моральная ценность общества и общественного долга награждает такой же ценностью и все виды общественно полезной деятельности, прежде всего, деятельность трудовую. Без труда человек не только не может существовать, но и не может быть человеком в самом полном и глубоком смысле. Осознание великой социальной роли труда, ее воспитательного и нравственного значения относится к числу основных элементов морального сознания трудящихся. «Без труда нет добра», «Землю солнце красит, а человека труд» - говорят народные пословицы. Уничтожение дармоедов и возвеличивание труда - вот постоянная тенденция истории. По степени большей или меньшей уважения к труду можно узнать степень цивилизации народа. Понятно, нравственная ценность труда прямо зависима от социальной значимости, направленности на достижение общего блага, а от свободного и творческого характера труда, поднимает человеческую личность, способствует раскрытию его задатков и способностей.

С изменением условий ценности могут переходить с одного вида, из одного ряда значимости в другие. С развитием общества возникают новые ценности и, наоборот, теряют значимость или уходят в небытие другие ценности. Ценности тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом не только в пределах какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами. Наконец, в каждом из видов ценностей, в свою очередь, различается множество разновидностей. Духовные ценности можно классифицировать согласно традиционным с нетрадиционными формами общественного сознания.

Моральные ценности - явления нравственной культуры, с помощью которых удовлетворяются общественные и индивидуальные потребности в преодолении противоречий между поведением лица и интересами общества. Нравственными ценностями считается то, что удовлетворяет нравственным запросам субъектов, приносит им моральное удовлетворение. Моральные ценности отражают не только сформировано реальное бытие, но и потребности в более совершенных формах общественной жизни. Моральные ценности - своеобразное выражение идеалов, стремление к осуществлению которых усиливает практически действующий характер нравственных ориентаций. Нравственные ориентации выступают как мера соответствия человеческим действиям, отношениям, социальным и нравственным требованиям реальных возможностей достигнутого этапа общественного прогресса. На основе моральных ценностей формируется нормативно-ценностная ориентация личности. В ней есть и требование того, как находить и оценивать существующие явления. Без регулярной непрерывного удовлетворения нравственных потребностей, без относительно постоянного привлечения к моральным ценностям, без овладения ими у человека нарушается психика, меняется характер его поведения. Насколько велика роль нравственных ценностей в жизни человека и общества, наглядно показывают кризиса морали, переоценка ее ценностей. В современных условиях идет процесс ломки старых идеалов, принципов морали. Теряют оправданность бывшие стремления и действия человека, у нее вселяются растерянность и неуверенность. Человек в кризисе, наступившей испытывает чувство утраты, у нее будто исчезает почва под ногами. Потеря моральных ценностей - это потеря нравственного здоровья человека и общества.

Эстетические ценности. Эстетические ценности - предметы и явления природы, доступные человеческому познанию; сам человек (его вид, действия, поступки, поведение); вещи, создаваемые людьми и создана вторая природа, продукты духовной деятельности, произведения искусства. Наличие объектов, обладающих ценностью, зависит от того, в какую конкретную систему социально-политических отношений включены, какие идеалы служат критерием оценки. Основные виды эстетических ценностей - прекрасной, возвышенной и их противоположности - безобразное и низкое. Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные средства различных драматических ситуаций в жизни человека, образно моделируются в искусстве. Низкая эстетическая культура, а тем более эстетическое невежество может оставить человека равнодушным к красоте природы, ее гармонии, красоте и достоинства человеческой деятельности, к произведениям литературы и искусства. Поэтому-то в современных условиях надо добиваться, чтобы каждый человек умел четко различать прекрасное и безобразное, наслаждаться прекрасным, переживать и сочувствовать трагическом, смело восставать и вести борьбу против безобразного в действиях людей, против низкопробности и безвкусицы в искусстве, бытового хамства и др..

Ценности. Несмотря на то что религиозное сознание искажено отражает действительность, религиозные идеи, догмы, культовые обряды и др.. своего ценностного значения не теряют, потому что выполняют полностью определенные мировоззренческие, регулятивные, коммуникативные и другие задачи. Здесь учитываются два момента. Во-первых, религиозные идеи, догмы и культовые обряды имеют положительное значение в основном для людей, у которых сформированы соответствующие ценностные ориентации. При отсутствии положительной ориентации ценности или отвергаются, или оцениваются негативно. Во-вторых, в основе ценностных ориентаций религиозной лица лежит убеждение, что свое высшее выражение ценности являются Бог выступает как созданная истина, справедливость, добро, красота и др.. Ценности, на которые ориентирована такое лицо, только принадлежат миру и оказываются в результате божественного откровения, а восприятие явлений как ценности и ориентация на них якобы изначально присущие лицу, человеческой души как божественному творению. Исторически многие религиозные ценностей полностью справедливо рассматриваются как достояние культуры человеческой цивилизации.

Познавательные гносеологические ценности - это ценностное значение процесса и результатов познавательной деятельности человека, прежде всего, знаний, во всем их многообразии. Степень их значимости определяется степенью адекватности, правильности отражения в сознании субъекта объективной реальности, а также эффективностью знаний в развитии общественного производства. Ценностное значение всех видов достоверных знаний - естественнонаучных, технических, общественных, фундаментальных и прикладных в условиях современной научно-технической революции имеет тенденцию к неуклонному росту.

Моральной оценкой устанавливаются заслуги лица или его вина. Когда говорят о заслугах, подразумевают общественно полезную деятельность людей, такое их поведение, наиболее соответствует интересам общества, требованиям общественного долга. Заслуга состоит в превышении обычной, средней степени или обязанности в длительном, безупречном исполнении: «пошли на заслуженный отдых», говорим о пенсионерах, есть заслуга - это высокая социальная ценность поступков, человеческой жизни и деятельности. Заслуги и достоинство оцениваются обществом, становятся объектами чести и славы так же, как оценивается вина, порождая бесчестье, позор, наказание. Честь - доброе имя, положительная моральная репутация, особый механизм нравственного регулирования. Одна из задач нравственного воспитания как раз и заключается в том, чтобы научить человека дорожить своей честью, беречь доброе имя, не пятнать ее недостойными поступками. Давно уже замечено, что честь и слава - важные возбудители человеческой деятельности, источники большей энергии, может направляться на служения долгу, на общественно полезные дела. В поисках общественного признания, всенародной славы человек способен творить великие и добрые дела. Но тут в сложной сфере морального стимулирования особенно важно соблюдение меры. В морального человека обязательно должно быть чувство чести, стремление к завоеванию и сохранение доброго имени. Иначе мир нравственных ценностей будет ей недоступен. Но важно еще, которое у человека чувство чести, на какую систему морали ориентирован, в чем видит человек свою честь и славу, какими делами собирается их завоевывать. Важно и другое: как, в какой степени развито чувство чести, его удельный вес в моральном сознании человека, в мотивах его поведения.

Положение человека - высшая ценность, как правило, применяется гуманистами как аксиома. И действительно аксиома в том смысле, что человечество выстрадала идею высшей ценности, пришло к ней через горький опыт многих поколений. Ценность человека и его жизни может рассматриваться как индивидуальный синтез всех других ценностей, функционирующих в обществе. Ценность жизни есть совокупность элементов личностных ориентаций. Почему жизнь человека - высшая ценность? Во-первых, потому, что вне жизни человека нет и не может быть ценностей. Это единственный критерий и условие для существования любой другой ценности. Для индивида жизни выступает как высшая ценность, высшее благо безотносительно к чему бы то ни было. Ценность жизни фундамент и вершина для всех других ценностей. Во-вторых, в зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться отношения общества к человеку. Если в отношениях между людьми ценность жизни рассматривается в индивидуальном аспекте, то есть здесь значимость жизни определяется не для самого индивидуума, а для общества. Вопрос о том, является сам человек ценностью, рассматривается с двух сторон: В чем же для человека заключается ценность другого человека и человека вообще? В чем ценность собственной жизни человека? Интерес индивида к другим людям имеет для человека содержание, зависящий не только от того, который он сам.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии