Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Понятие духовное, духовность всегда имели в философии фундаментальное значение, играют определяющую роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь общества и др..

 

Понятие духовное, духовность производные от слова дух - перевод является в античной философии и в Библии «spiritus» (лат.) и «рпеита» (греч.), что означает: подвижное воздуха, повивання, дыхание (носитель жизни, сама жизнь; Иоганн Гете утверждает: «Жизнь - это любовь, а жизнь - дух»), народный дух и др.. В современной философии определяется, что духовная жизнь общества - это реальный процесс жизнедеятельности людей, тесно связан с производством, обменом, разделением и потреблением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей.

История человечества свидетельствует, что освоения мира человеком имеет три основные формы: духовно-теоретическую, духовно-практическую и материально-практическую. Если в пределах духовно-теоретической формы осуществляется познание субъекта с помощью информации, вытекает из сути объекта, то духовно-практическая форма способ реализации субъектом идеальных установок, полученных на стадии духовно-практической деятельности. Духовно-практическое освоение действительности человеком охватывает явления культуры: религию, искусство, мировоззрение, сознание, то есть духовные формы, в которых реализуется ценностная регуляция человеческого поведения, синтезируется восприятие, понимание, ощущение мира, познания мудрости, миф, этическую и языковое сознание. Духовно-теоретическая и духовно-практическая формы осознания человеком действительности и основные формы духовной культуры, ядром которой выступает мировоззрение. Мировоззрение синтез ума, чувства и воли, важнейший вид духовно-практического освоения действительности, выступает как сплав знания с убеждениями, нравственными и политическими регуляторами поведения, идеологическими ориентирами деятельности, нормами и идеалами социальной активности человека. Во духовной жизнью понимают процесс реализации людьми рекомендаций мировоззрения, осознание цели и смысла жизни.

Уже в первобытную эпоху формируются первые представления о духовности. Здесь господствует идея одухотворенности мира, отражена в понятии демон, который определял присущую каждой вещи питательную, вдохновенную силу. Но понятие духовности как специфически человеческой характеристики не стало телесной и духовной сути, еще не делились и не различались. Позже формируется взгляд об одушевленности только человека и его богов, что создали, есть понятие духа все более связывался с особой сути человека и его положением в мире. Такой подход сформировался еще в античности, где активно использовались понятия дыхание, ИУС, логос, пиевма как некоторые всемирные начала. Но если в натурфилософии телесное и духовное еще не разделяются и не противопоставляются, то уже у Платона существует их разграничения и противопоставления. Понимание телесного как низшего, не настоящего в человеке стремился преодолеть великий философ Аристотель, снова рассматривая телесное равно, как духовное, необходимым, хотя и по разным причинам, началом бытия.

Новый подход к духовности формируется в христианской традиции. Здесь дух уже становится творением, понимается как личный абсолют. Дух святости означает животворную силу божества. Одновременно возникает представление, что наличие разумной души - отличительная черта человека, выделяет ее из животного мира и уподобляет Богу (Фома Аквинский). В рамках такой традиции закрепляется противопоставление души и тела, божественного, духовного, человека и животного, телесных начал в человеке. В европейской философской традиции, берущей начало с эпохи Возрождения, понятие духа все чаще становилось определению активного начала человека, его творческой потенции, слаженности противопоставление духовного и телесного. Однако эти завоевания философской мысли на пути постижения духовности во многом утрачено в эпоху Просвещения, рационализированной человека и вытеснило понятие духа из средств, которые определяли сущность человека. Такая тенденция стала силой в материалистической традиции. Здесь проявляется стремление заземлить проявления духовной жизни человека, связать их с познанными и очевидными материальными процессами, нередко приводило к возведению духовного к разным его характеристик и форм, даже к отрицанию реальности духа. Дух, духовное стали синонимами сознательного. Духовная жизнь общества в марксизме длительный период сводилось к процессу производства и воспроизводства сознания, а духовная жизнь человека, его духовный мир зачастую выпадали из сферы философского осмысления. Душа и душевное отождествлялись с психическим и также остались без философией.

В отечественной философской традиции интерес к проблеме духовности всегда очень сильный, а нравственная проблематика занимает существенное место. Уже в Киевской Руси мыслители сформировали духовно-нравственный идеал с предпочтением духовного над материальным, всесторонне поддерживая духовность, нравственность жизни («Повесть временных лет», «Домострой»), Глубокие и оригинальные мысли у философии сердца, сформулированной Григорием Сковородой, развивавшейся в творчестве Николая Гоголя, Пантелеймона Кулиша, Памфила Юркевича и др.. Развернутое философское обоснование того, что сфера разума не исчерпывает духовной жизни, ее основа сфера сердца стала базой формирования теории философа Памфила Юркевича. Сердце опережает Разум в познании, творчестве, определяет нравственную жизнь человека. Если Разум управляет, то Сердце порождает энергию, эмоции, чувства, способствует познанию, осведомления. С миру выбираем то, что важно и ценно для духа. Философия сердца вошла в основу украинского характера, украинской ментальности, одна из основных черт которых - кордоцентризм.

Проблема духовности центральная в русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. ее формирования связано с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Льва Толстого, Ивана Ильина, Семена Франка, Николая Бердяева, Павла Флоренского, Николая Федорова, Сергея Булгакова и других. Здесь духовность определялась двояко: как вдохновение тваринности, как существенная характеристика человека, выделяет ее из животного мира, и своеобразный идеал, к которому должен стремиться человек в развитии, ориентация на высшие ценности, являющиеся основанием для определения Бога. Значение категории духовность, - преимущественно нравственное, означает моральное измерение человеческой жизнедеятельности, живой источник достоинства человека, его моральная способность, высшая ценность в противовес бездуховности.

В современной неоклассической и постклассической социальной философии проблема духовности является чрезвычайно актуальной. Это связано с общим антропологическим поворотом, который произошел в философии XX в., Со стремлением преодолеть рационализм и иррационализм в понимании человека, поисками выхода из общей духовного кризиса, поразившего современную цивилизацию. Значительный вклад в формирование проблемы духовности сделано в философии жизни, феноменологии, экзистенциализме, философской антропологии и др.. Здесь можно выделить таких философов, как Мартин Бубер, Макс Пелер, Пьер Тейяр де Шарден, Альберт Швейцер, Аурелио Печчеи, Эрих Фромм, Виктор Франкл и др.. Набирает силу исследования проблемы духовности и в современной украинской философии, появляется все больше работ, посвященных проблеме человека, его стиля жизнедеятельности, духовности. Духовность понимается как одна из важнейших существенных характеристик человека, как ценностное содержание и направленность бытия человека.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии