Понятие духовное, духовность всегда имели в философии фундаментальное значение, играют определяющую роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь общества и др..
Понятие духовное, духовность производные от слова дух - перевод является в античной философии и в Библии «spiritus» (лат.) и «рпеита» (греч.), что означает: подвижное воздуха, повивання, дыхание (носитель жизни, сама жизнь; Иоганн Гете утверждает: «Жизнь - это любовь, а жизнь - дух»), народный дух и др.. В современной философии определяется, что духовная жизнь общества - это реальный процесс жизнедеятельности людей, тесно связан с производством, обменом, разделением и потреблением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей.
История человечества свидетельствует, что освоения мира человеком имеет три основные формы: духовно-теоретическую, духовно-практическую и материально-практическую. Если в пределах духовно-теоретической формы осуществляется познание субъекта с помощью информации, вытекает из сути объекта, то духовно-практическая форма способ реализации субъектом идеальных установок, полученных на стадии духовно-практической деятельности. Духовно-практическое освоение действительности человеком охватывает явления культуры: религию, искусство, мировоззрение, сознание, то есть духовные формы, в которых реализуется ценностная регуляция человеческого поведения, синтезируется восприятие, понимание, ощущение мира, познания мудрости, миф, этическую и языковое сознание. Духовно-теоретическая и духовно-практическая формы осознания человеком действительности и основные формы духовной культуры, ядром которой выступает мировоззрение. Мировоззрение синтез ума, чувства и воли, важнейший вид духовно-практического освоения действительности, выступает как сплав знания с убеждениями, нравственными и политическими регуляторами поведения, идеологическими ориентирами деятельности, нормами и идеалами социальной активности человека. Во духовной жизнью понимают процесс реализации людьми рекомендаций мировоззрения, осознание цели и смысла жизни.
Уже в первобытную эпоху формируются первые представления о духовности. Здесь господствует идея одухотворенности мира, отражена в понятии демон, который определял присущую каждой вещи питательную, вдохновенную силу. Но понятие духовности как специфически человеческой характеристики не стало телесной и духовной сути, еще не делились и не различались. Позже формируется взгляд об одушевленности только человека и его богов, что создали, есть понятие духа все более связывался с особой сути человека и его положением в мире. Такой подход сформировался еще в античности, где активно использовались понятия дыхание, ИУС, логос, пиевма как некоторые всемирные начала. Но если в натурфилософии телесное и духовное еще не разделяются и не противопоставляются, то уже у Платона существует их разграничения и противопоставления. Понимание телесного как низшего, не настоящего в человеке стремился преодолеть великий философ Аристотель, снова рассматривая телесное равно, как духовное, необходимым, хотя и по разным причинам, началом бытия.
Новый подход к духовности формируется в христианской традиции. Здесь дух уже становится творением, понимается как личный абсолют. Дух святости означает животворную силу божества. Одновременно возникает представление, что наличие разумной души - отличительная черта человека, выделяет ее из животного мира и уподобляет Богу (Фома Аквинский). В рамках такой традиции закрепляется противопоставление души и тела, божественного, духовного, человека и животного, телесных начал в человеке. В европейской философской традиции, берущей начало с эпохи Возрождения, понятие духа все чаще становилось определению активного начала человека, его творческой потенции, слаженности противопоставление духовного и телесного. Однако эти завоевания философской мысли на пути постижения духовности во многом утрачено в эпоху Просвещения, рационализированной человека и вытеснило понятие духа из средств, которые определяли сущность человека. Такая тенденция стала силой в материалистической традиции. Здесь проявляется стремление заземлить проявления духовной жизни человека, связать их с познанными и очевидными материальными процессами, нередко приводило к возведению духовного к разным его характеристик и форм, даже к отрицанию реальности духа. Дух, духовное стали синонимами сознательного. Духовная жизнь общества в марксизме длительный период сводилось к процессу производства и воспроизводства сознания, а духовная жизнь человека, его духовный мир зачастую выпадали из сферы философского осмысления. Душа и душевное отождествлялись с психическим и также остались без философией.
В отечественной философской традиции интерес к проблеме духовности всегда очень сильный, а нравственная проблематика занимает существенное место. Уже в Киевской Руси мыслители сформировали духовно-нравственный идеал с предпочтением духовного над материальным, всесторонне поддерживая духовность, нравственность жизни («Повесть временных лет», «Домострой»), Глубокие и оригинальные мысли у философии сердца, сформулированной Григорием Сковородой, развивавшейся в творчестве Николая Гоголя, Пантелеймона Кулиша, Памфила Юркевича и др.. Развернутое философское обоснование того, что сфера разума не исчерпывает духовной жизни, ее основа сфера сердца стала базой формирования теории философа Памфила Юркевича. Сердце опережает Разум в познании, творчестве, определяет нравственную жизнь человека. Если Разум управляет, то Сердце порождает энергию, эмоции, чувства, способствует познанию, осведомления. С миру выбираем то, что важно и ценно для духа. Философия сердца вошла в основу украинского характера, украинской ментальности, одна из основных черт которых - кордоцентризм.
Проблема духовности центральная в русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. ее формирования связано с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Льва Толстого, Ивана Ильина, Семена Франка, Николая Бердяева, Павла Флоренского, Николая Федорова, Сергея Булгакова и других. Здесь духовность определялась двояко: как вдохновение тваринности, как существенная характеристика человека, выделяет ее из животного мира, и своеобразный идеал, к которому должен стремиться человек в развитии, ориентация на высшие ценности, являющиеся основанием для определения Бога. Значение категории духовность, - преимущественно нравственное, означает моральное измерение человеческой жизнедеятельности, живой источник достоинства человека, его моральная способность, высшая ценность в противовес бездуховности.
В современной неоклассической и постклассической социальной философии проблема духовности является чрезвычайно актуальной. Это связано с общим антропологическим поворотом, который произошел в философии XX в., Со стремлением преодолеть рационализм и иррационализм в понимании человека, поисками выхода из общей духовного кризиса, поразившего современную цивилизацию. Значительный вклад в формирование проблемы духовности сделано в философии жизни, феноменологии, экзистенциализме, философской антропологии и др.. Здесь можно выделить таких философов, как Мартин Бубер, Макс Пелер, Пьер Тейяр де Шарден, Альберт Швейцер, Аурелио Печчеи, Эрих Фромм, Виктор Франкл и др.. Набирает силу исследования проблемы духовности и в современной украинской философии, появляется все больше работ, посвященных проблеме человека, его стиля жизнедеятельности, духовности. Духовность понимается как одна из важнейших существенных характеристик человека, как ценностное содержание и направленность бытия человека.