Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В философском опыте постижения духа, духовности сложилась и продолжает развиваться традиция их постижения в бытии, в индивидуальном духовном опыте, есть, по выражению Николая Бердяева, путем осознания содержания, охвата содержанием.

 

Содержание отчетливо зафиксировано в религии, искусстве, языке. Содержанию контуры духовности выступают как способность и потребность ориентироваться на высшие, универсальные ценности Истины, Добра и Красоты в их единстве. В таком понимании духовности проявляется некоторый идеал, к которому стремится человек и человечество в духовном самосовершенствовании. Но действительно здесь проявляется истинная суть духовности? Для религии ответ очевиден. Ценности - Истина, Добро и Красота абсолютные, имеют божественное происхождение и основу. Но на чем может стоять такая уверенность за пределами религии и вообще, возможно ли? Сомнения решались в пользу оправдания религии и в пользу поиска природных бытийных основ общечеловеческой системы ценностей.

Сам факт потери универсальной системой ценностей жизненной актуальности и общезначимости ведет человечество к реальной угрозе самоуничтожения. И это, пожалуй, наиболее явно свидетельствует о действительности и безусловную значимость ценностей Истины, Добра и Красоты, а следовательно, и о действительности того типа духовности, который ориентирован на них. Система ценностей всеобъемлющая, охватывает жизнь во всей ее полноте, насыщенности, глубине, открывает в ней что-то вечное. Следовательно, и подлинная духовность связана со стремлением охватить жизнь во всей ее полноте, выйти за утилитарно ограниченные рамки повседневности, встретиться с вечностью. Духовность, будучи связана с глубинным осознанием своего бытия, его содержания, цели, высшего блага, выступает основным принципом самобудивництва личности и общества, необходимым условием свободного, творческого и ответственного отношения к индивидуальной и общественной жизни.

Определенный смысл, закрепленный за понятиями дух, духов не отображается в языке. Языки мира, в частности украинских, русский, используют понятие дух во многих значениях: физиологическом, физическом, моральном, социальном, историческом, политическом, эстетическом, религиозном, мифологическом - для определения общего внутреннего содержания и направления, основного характера чего-либо. Выделяются содержательные аспекты слова дух - сознание, мышление, психические способности, начало, определяющее поведение, действия, и внутреннюю моральную силу. Отсюда дух, духовность соотнесены с морально окрашенными интеллектуально-волевыми качествами личности, охватывают сферы сознания, мышления и деятельности в их единстве, причем ни одна из сфер сама собой не проявляет полностью феномен духовности. Чаще духовность относится к сфере сознания, но лишь обращение к деятельности человека позволяет понять, насколько ценностные характеристики сознания внутренне ей свойственны. Об этом свидетельствует хорошо известный феномен пораженности лица, когда человек думает одно, говорит другое, а делает третье. С другой стороны, обращение к сознанию при характеристике духовности позволяет понять ограниченность саморазоблачения человека в отдельном акте деятельности и осмыслить духовность как актуально неисчерпаемую. Духовность невозможна без разума и воли, необходимых для выявления, индивидуального осмысления и преодоления тех противоречий, с которыми сталкивается дух в своем бытии, лежат в самой природе духовности.

Антиномичность духа, духовности проявляется в том, что постоянно встречаются и стремятся преодолеть противоречия, лежащие в основе жизни человечества, в самой личности человека, в самой системе универсальных ценностей (одновременное непротиворечивое применение, например, всех христианских заповедей невозможно). Противоречия возникают и при соотнесении универсальных ценностей с реальностями повседневной жизни, и при преломлении первых и вторых в индивидуальной самосознания и при доказательстве знания о них в социальной деятельности. Поэтому духовная жизнь человека всегда сопровождается борением духа, духовными муками и сомнениями. Здесь же проявляется и еще один необходимый компонент духовности - совесть. По мнению философа Виктора Франкла, совесть есть нравственному постижения ценности, только совесть может бы согласовать вечный, общий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека. В духовной жизни человека всегда задействованы не только сознание, но и самосознание, элементы бессознательного, эмоциональные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, волевые качества личности, ее потребности, знания, умения, навыки.

Духовность не ограничивается только отношением к универсальным ценностям (абсолюта), а имеет и ценностное отношение к миру и самому себе, формируется на основе развитой щиросердечности человека, то есть духовное и душевное жизни человека генетически взаимосвязаны. В культуре с понятием душевное закрепился содержание: полный искренней дружелюбия. Щиросердечнисть же раскрывается в любви к ближнему, начинается с любви к себе (возлюби ближнего своего, как самого себя), в терпимости и искренности, способности жалеть и милосердия (если относимся к другому, как к самому себе, а себя воспринимаем как ценность, то не будем безжалостны, равнодушны, нетерпимы, лживые). Щиросердечнисть соотносится с миром социально-нравственных чувств человека. Уточнение помогает избежать спутанность понятий духовность и щиросердечнисть, раскрыть их неразрывную взаимосвязь. Ведь почвой произрастания бездуховности служит бездушие, общественно неразвитая чувственность (ее возведение к элементарным и неочищенных стремлений, равно как и полный отказ от чувственных переживаний - аскетизм, ханжество). Грунтом рост бездушия является бездуховность. Эту сторону взаимосвязи очень хорошие раскрыл философ Иван Ильин, показав, что где нет духовной необходимости, душевные возможности многочисленные, происходит распад личности, превращение ее в жертву дурных страстей и обстоятельств. Человек, духовно дефективная с детства, может сформировать в себе даже особую щиросердечнисть, что поверхностное наблюдение может воспринимать как характер, а особые мнения, которые воспринимались ошибочно, убеждениями. В действительности человек беспринципный и бесхарактерный остается всегда рабом своих дурных страстей, плененной выработанными душевными механизмами, держат ее и всесильные в ее жизни, лишенных духовных измерений и составляющих кривой ее отвратительной поведения. Такой человек не сопротивляется, но ловко наслаждается их игрой, заставляя наивных людей принимать ее злу одержимость за свободу, ее инстинктивную хитрость за ум, ее злые страсти за чувство. Все это показывает, что дух и душа взаимодополняют друг друга - открывает человеку ценности созидания, горизонты совершенства и вечности, а другие - ценности переживания, горизонты мира и чувства. Духовность добавляет душевном вида действительно человечность, а щиросердечнисть, будучи эмоционально-нравственным отношением к себе как к ценности и к другому как к самому себе, выступает важнейшим условием формирования представления о наличии не утилитарных ценностей жизни.

Узловым пунктом взаимосвязи отношения к миру и к абсолюту выступает отношение самого к себе. Отношение к себе - это тот магический кристалл, где преломляется отношение к ценностям и к повседневной жизни и где это отношение начинается, подобно тому, как любовь к другому начинается с любви к себе. В магическом кристалле раскрываются ценности отношения, горизонты и глубины внутреннего мира, свободы и ответственности, любви, веры и надежды. Здесь осуществляется взаимопроникновение абсолютных ценностей и повседневности, при котором абсолютные ценности наполняются плотью и кровью, а сама жизнь становится одухотворенное, ориентированное на высшие законы Истины, Добра и Красоты в их единстве. Отношение к абсолюту не позволяет человеку стать банальным утилитаристы, а отношение к миру - засушенным аскетом. Духовность превращает человеческую жизнь в объемное, полнокровное, творческое, свободное и ответственное. На известной ступени развития в процессе производства постепенно выделяются материальная и духовная культура как две стороны единого, основанного на разделении труда процесса производства. Одна социальная общность людей занимается преимущественно физическим трудом и создает материальные ценности, другая - преимущественно умственным трудом, создавая духовные ценности. Материальная культура включает результаты общественного труда - средства производства (орудия труда, различное оборудование, техника) и средства потребления (пища, одежда, жилье, предметы быта и др..). Кроме общественного производства, к материальной культуре относятся и различные виды материальной деятельности, профессиональные навыки, производственный опыт людей, без которых невозможно существование производства. На основе материального производства развивается духовное производство, т.е. деятельность людей по формированию сознания, воплощается в ценностях. Это сфера культуры - производство духовных ценностей продолжается в их сохранении, трансляции и восприятии. Поэтому сфера общественной жизни очень емкая и включает наследование старых и создание новых ценностей, их репродукцию и реализацию в процессе обучения, образования, воспитания масс.

Понятие духовное производство, духовная жизнь, духовная культура по содержанию очень близки, определяют один объект - жизнь духа, общественное сознание во всем богатстве форм, полностью не совпадают друг с другом. Каждое из понятий отражает жизнь духа в определенном аспекте. Если понятие духовное производство фиксирует динамично-продуктивный аспект общественно-духовного, то понятие духовной жизни характеризует ее как функционирующую систему, а категория духовная культура выступает важнейшей системной качеством духовной сферы. Разделение производства на материальное и духовное относительное, его не следует абсолютизировать. Нельзя же рассматривать материальное производство как некий бездуховный процесс, а духовное производство как чисто умственную деятельность, оторванную от материальной действительности. Отделение умственного труда от физического создало иллюзию, будто это раздельные элементы существования и развития человека. Люди, занятые в системе материального производства, должны быть духовно образованные не менее, чем работники умственного труда. Современное производство допускает высокий уровень общей и профессиональной культуры от рабочего, арендатора к менеджеру и министра. Однако в условиях разделения труда рабочие, производящие вещи, не могут работать по профессиональным уровнем идеи. Есть профессионалы - философы, политики, юристы, социологи и др..

Человек существо трансцендентальная и интенционально, стремящаяся выйти за свои пределы и направлена на другое. Но именно духовность превращает стремление в настоящую причастность, событие вечности, мира, человека, поскольку имеет необходимой основой любовь, веру и надежду. Образно определяет любовь Семен Франк, как возможность сказать кому-то ты и еще сказать так: любовь - это способность понять другого (человек, мир, совершенство) и самого себя в их действительности и уникальной неповторимости (сказать ти) и одновременно постичь их ценность и необходимость ( сказать так). Любовь раскрывает то, чего еще нет в действительности, но находится в становлении, возможно, и стать. Любовь это, по сути, и есть вера и надежда на то, что возможна и желательна совершенство (себя, другого, мира) будет воплощена в действительность. Любовь тому соединена с верой, а вера с любовью, что верить это не тоже самое, что признавать Истину.

В вере проявляется и раскрывается нечто, имеющее внутреннюю, свободную признанную убедительность и ценность. Вера возбуждает любовь и дух, все творческие силы человека. «Вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека,

определяет его жизнь, ее взгляд, ее стремления и поступки ». Поэтому человек духовный постольку, поскольку верит, надеется и любит. Но и, наоборот, верит, надеется и любит, потому что духовная. Ведь человек может и «пренебрегать своей верой, оставлять ее на произвол случаев, пронизывать ее предрассудками и суевериями, превращать ее в слепой и разрушительный фанатизм или отводить ей один уголок своей души, и притом найбоягузливиший и лицемерный, может изменять своей вере по расчету и продавать ее. Но в одном человеке отказано, одного не может: именно жить без веры ».

Человеческая жизнь - общественное и индивидуальное - изобилует не только взлетами, но и падениями духа, не только торжеством Истины, Добра и Красоты, но и лжи, зла, уродливого, безобразного. Стоит негативные проявления рассматривать как освещение духа в бытии или его отсутствие? Дело в том, что настоящая духовность в реальной жизни имеет разные формы проявления. Кроме настоящей, существует еще и выдуманная духовность, бездуховность. Бездуховность - антипод духовности. Бездуховность - опустошенность внутреннего мира личности, неспособность индивидуально лично, т.е. творчески, свободно и ответственно отнестись к миру, себе, другой, враждебность и недоверие к ним, выступает не ценностным, а утилитарным измерением бытия. Вымышленная духовность возникает там, где человек сопряжена не с подлинным бытием во всей его полноте, а с его ограниченными, вымышленными формами. Разновидность вымышленной духовности существует, связана с расщеплением ценностного мира личности (эффект розладнаности человека), с доминированием отдельной группы ценностей как абсолютных, но на самом же неэстетичных, нравственных, научных, религиозных или корпоративных, классовых, национальных и др.., С неумением соотносить общечеловеческие, универсальные ценности с реальными жизненными ситуациями (духовная глупость) неспособность внедрять эти ценности (духовная импотенция).

В современных условиях распространения явлений бездуховности и вымышленной духовности значительно усиливается, причем наибольшую угрозу представляет именно вымышленная духовность. Бездуховность угрожающе распространяется, особенно в посттоталитаризма, где возникает аномия - ценностно-нормативный вакуум и единственное стремление - достижение цели - успеха любой ценой. Но бездуховность значительно легче распознать. Бездуховность более однозначно воспринимается как негативное явление, чем вымышленная духовность. По мере оздоровления общества, преодоления аномии, ценностно-нормативного вакуума заполняется уже не маргинальными, а отклонениями от нормы ценностных ориентаций и институционально признанными. Тогда возникает вопрос о том, какие именно духовные ценности определять жизнедеятельность общества и лица - настоящие или вымышленные. Ситуация усугубляется потерей универсальных ценностей актуальности и общезначимости в общественном и индивидуальном сознании, коренное ломки традиционных ценностных ориентаций и поиск новых духовных основ бытия - общая черта современности.

Конечно, научно-технический прогресс существенно меняет характер всего производства и сближает две формы его существования - материальную и духовную. Окончательно в отдаленном будущем, на стадии информационного общества, существенные различия между духовным и материальным производством исчезают за счет взаимопроникновения пока еще самостоятельных видов социальной деятельности. Однако взаимопроникновение и взаимовлияние не отменяет закономерности, по которым определяется фактор - материальная деятельность, практика. В материальном производстве все более возрастает роль духовного фактора, что находит проявление в интеллектуализации труда. Духовное же производство интенсивно овеществляется, формализуется в технических средствах, схемах, знаках, символах, виртуальных объектах и др.. Существуют и социальные явления, которые нельзя однозначно отнести ни к материальному, ни к духовной культуре - общественные отношения (классовые, национальные, семейно-бытовые и др..). Не случайно философы, социологи, культурологи выделяют как третью часть культуры политическую культуру как своеобразный синтез материальной и духовной культур.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии