Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Повседневность, обыденность - быт, бытовая жизнь. Повседневность - осуществляемый день в день, всегда постоянный, непрерывный процесс бытия, жизнедеятельности человека. Мир же повседневности - мир, где ежедневно и ежечасно живет и действует, творит человек.

В повседневном мире рождаются люди, и в мире повседневности, в быту они умирают.

Здесь же, в повседневном мире, каждый человек радуется, а бывает и плачет, тоскует и огорчается, горюет, переживает. Здесь же, в повседневном мире, люди конфликтуют друг с другом, ссорятся и решают конфликты, споры, мирятся, действуют и др.. Здесь же, в повседневности, каждый любит другого и каждый иногда ненавидит другого. И в течении событий и явлений - политических, социальных, духовных, люди и не замечают повседневности.

Если человек задает вопрос: в каком мире живут люди - в мире проблем или их решений, суеты или надежд, то палитра ответов будет пестрой. Так уж получается, что люди ко всему подходят неоднозначно и во всем окружающем успевают заметить то, что находясь рядом даже внимания не обратят. Удовлетворить человека - равносильно лишить ее желаний. У знаменитого японского писателя Рюноскэ Актагавы является рассказ «Бататова каша», где говорится о том, как один бедный самурай все мечтал поесть княжеского блюда - бататовои каши, хотя бы немного. Наконец, князь дал ему полный большой котел бататовои каши и неудивительно - самураю сразу же расхотелось есть кашу так болезненно желал. Ах, какая безрадостная вещь: удовлетворенное желание. Получишь желаемое - и испытываешь одно лишь разочарование. Если когда-нибудь захотите справиться с каким-то человеком (непокорной, своенравной или пусть капризной и никчемной), избавьте ее желаний. Увидите - такой человек станет ручной. Победа над ней будет намного сильнее, чем если бы даже влиять на нее физически. О, эта великая свойство людей. Она выручает и спасает людей. И если бы ей быть всегда!

Природа, неисчерпаема в проявлениях, своей изобретательностью, коснулась людей еще и тем, что наделив человеческие существа неусыпным остротой восприятия внешнего предметного мира, она же тогда завуалювала их чувствительность друг к другу. Через что все победы цивилизации над тайнами универсума несравнимы с поражениями каждого, если не сказать всех, и в межличностном общении, и на полях бытовых сражений, и в индивидуальных войнах друг с другом. Вот почему, наверное, философия веками игнорировала обычное бытовое жизни, отдавая предпочтение вещам более сложным и проблематичным: Истине, Добру, Красоте, сущностным определением бытия. А между тем только в пределах привычного, опытного мира возникают и расцветают все другие миры: мир искусства и науки, мир фантазии и мечты, загадочные дебри математики и спящие облака религии. И только всех иллюзий непосредственной достоверностью обладает жизненный мир бытия. Повседневность источник и вместилище реальности.

Мир повседневности исследуется и описывается не только философией, историей, но и этнографией, социологией, культурой. Повседневная жизнь освещается в изобразительном искусстве и бытописания (истории). Восстанавливая хронологию событий и явлений в предыдущие периоды жизни общества, история описывает и повседневность: быт, традиции, право, обычаи, конкретный опыт, то «плоть и кровь», из которой формируются любые события - значимые и судьбоносными. Правда, и смыслообразующим активность масс, творящих культуру в их истории, далеко не всегда попадала в сферу внимания историков. В конце 20 - 30-х годов XX в. создается историческая школа. ее организаторами стали историки и психологи Марк Блок и Люсьен Февром. Особенность исторической школы состояла в том, что ее представители изучали сознание не только выдающихся личностей, оставивших след в истории, но и массовое, свойственное так называемой безмолвной большинства общества. Такие исследования - не самоцель, а полное подчинение исследования выяснению важной роли массового сознания в функционировании общественной системы.

Многие историки, этнографов, социологов, исследуя повседневную жизнь человека, прежде всего, уделяли внимание процессам формирования культуры повседневности быта и творчества людей, удачам, обычаям, точки зрения, ожиданиям и привычкам, страха и идеям человека. Так, в 40-х годах XX века и позже, анализ предметного мира повседневности осуществляется в трудах Фрэнсиса Броделя, Аркадия Гуревича, Маргарет Мид и др.., Которые исследовали структуру повседневности, быт, нравы, обычаи и др.., Все, что касалось различных этапов и периодов истории человечества. Историки, этнографы, культурологи, исследуя повседневный мир человека, стремятся охватить в анализе повседневную жизнь во всем объеме и всесторонности, со всеми сложностями и хитросплетениями, стремятся вникнуть во все детали повседневности, установки и негласные латентные договоренности, существующие между членами общества, и воспринимаются ими как нечто само собой разумеющееся.

Повседневный мир - мир привычек, нравов, обычаев, стереотипов мышления, жизненных аксиом. В нем большая сфера недосказанного, не требует объяснения и доказательств и др.. Известный этнограф и этнолог Маргарет Мид отмечает, что в мире повседневности важно понять скрытые мотивы преимуществ и переживаний, не понятны человеку другой культуры. И историк, не обладает возможностью прямого контакта с людьми изучаемой эпохи, стремится описать повседневный мир этой или иной культуры, нравов, обычаев, обрядов максимально объективно, хотя сознание неизбежно вмешивается в реконструкцию процесса, накладывает своеобразный отпечаток. В изучении повседневной реальности особое место занимает философия. Но философия не претендует на максимальную объективность, не стремится полностью вырваться за пределы рекомендаций обыденного сознания, а формулирует свою версию, или, вернее, различные версии человеческого мира, в котором существует. Разнообразные модели повседневной жизни человека существуют друг с другом, дополняют друг друга, вступают в противоречия, создают синтез. Обращаясь к проблемам содержания и цели жизни, значение смерти, важность дружбы, самих ритмов жизни каждого индивида и т. п., современные философы, ведя свободно полемику, находят позицию приземные в их суждениях и определениях не только со своими современниками, но и находят источники определений тех или иных явлений мира повседневности у философов античности, Западной Европы, Китая и др.. Философ, как правило, не скрывает свою личную кредо, высказывая суждения о повседневности и связанные с ней явления, события и др.., Не ограничивается каким-то отдельным конкретным периодом истории, локальной культурой или узким слоем значений. Поле творческого поиска философа - вся история культуры цивилизации. И тут - то возможны самые сравнения, аналогии и т.п.. Рассуждения философа о проблемах повседневности имеют обобщения.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии