Повседневность, обыденность - быт, бытовая жизнь. Повседневность - осуществляемый день в день, всегда постоянный, непрерывный процесс бытия, жизнедеятельности человека. Мир же повседневности - мир, где ежедневно и ежечасно живет и действует, творит человек.
В повседневном мире рождаются люди, и в мире повседневности, в быту они умирают.
Здесь же, в повседневном мире, каждый человек радуется, а бывает и плачет, тоскует и огорчается, горюет, переживает. Здесь же, в повседневном мире, люди конфликтуют друг с другом, ссорятся и решают конфликты, споры, мирятся, действуют и др.. Здесь же, в повседневности, каждый любит другого и каждый иногда ненавидит другого. И в течении событий и явлений - политических, социальных, духовных, люди и не замечают повседневности.
Если человек задает вопрос: в каком мире живут люди - в мире проблем или их решений, суеты или надежд, то палитра ответов будет пестрой. Так уж получается, что люди ко всему подходят неоднозначно и во всем окружающем успевают заметить то, что находясь рядом даже внимания не обратят. Удовлетворить человека - равносильно лишить ее желаний. У знаменитого японского писателя Рюноскэ Актагавы является рассказ «Бататова каша», где говорится о том, как один бедный самурай все мечтал поесть княжеского блюда - бататовои каши, хотя бы немного. Наконец, князь дал ему полный большой котел бататовои каши и неудивительно - самураю сразу же расхотелось есть кашу так болезненно желал. Ах, какая безрадостная вещь: удовлетворенное желание. Получишь желаемое - и испытываешь одно лишь разочарование. Если когда-нибудь захотите справиться с каким-то человеком (непокорной, своенравной или пусть капризной и никчемной), избавьте ее желаний. Увидите - такой человек станет ручной. Победа над ней будет намного сильнее, чем если бы даже влиять на нее физически. О, эта великая свойство людей. Она выручает и спасает людей. И если бы ей быть всегда!
Природа, неисчерпаема в проявлениях, своей изобретательностью, коснулась людей еще и тем, что наделив человеческие существа неусыпным остротой восприятия внешнего предметного мира, она же тогда завуалювала их чувствительность друг к другу. Через что все победы цивилизации над тайнами универсума несравнимы с поражениями каждого, если не сказать всех, и в межличностном общении, и на полях бытовых сражений, и в индивидуальных войнах друг с другом. Вот почему, наверное, философия веками игнорировала обычное бытовое жизни, отдавая предпочтение вещам более сложным и проблематичным: Истине, Добру, Красоте, сущностным определением бытия. А между тем только в пределах привычного, опытного мира возникают и расцветают все другие миры: мир искусства и науки, мир фантазии и мечты, загадочные дебри математики и спящие облака религии. И только всех иллюзий непосредственной достоверностью обладает жизненный мир бытия. Повседневность источник и вместилище реальности.
Мир повседневности исследуется и описывается не только философией, историей, но и этнографией, социологией, культурой. Повседневная жизнь освещается в изобразительном искусстве и бытописания (истории). Восстанавливая хронологию событий и явлений в предыдущие периоды жизни общества, история описывает и повседневность: быт, традиции, право, обычаи, конкретный опыт, то «плоть и кровь», из которой формируются любые события - значимые и судьбоносными. Правда, и смыслообразующим активность масс, творящих культуру в их истории, далеко не всегда попадала в сферу внимания историков. В конце 20 - 30-х годов XX в. создается историческая школа. ее организаторами стали историки и психологи Марк Блок и Люсьен Февром. Особенность исторической школы состояла в том, что ее представители изучали сознание не только выдающихся личностей, оставивших след в истории, но и массовое, свойственное так называемой безмолвной большинства общества. Такие исследования - не самоцель, а полное подчинение исследования выяснению важной роли массового сознания в функционировании общественной системы.
Многие историки, этнографов, социологов, исследуя повседневную жизнь человека, прежде всего, уделяли внимание процессам формирования культуры повседневности быта и творчества людей, удачам, обычаям, точки зрения, ожиданиям и привычкам, страха и идеям человека. Так, в 40-х годах XX века и позже, анализ предметного мира повседневности осуществляется в трудах Фрэнсиса Броделя, Аркадия Гуревича, Маргарет Мид и др.., Которые исследовали структуру повседневности, быт, нравы, обычаи и др.., Все, что касалось различных этапов и периодов истории человечества. Историки, этнографы, культурологи, исследуя повседневный мир человека, стремятся охватить в анализе повседневную жизнь во всем объеме и всесторонности, со всеми сложностями и хитросплетениями, стремятся вникнуть во все детали повседневности, установки и негласные латентные договоренности, существующие между членами общества, и воспринимаются ими как нечто само собой разумеющееся.
Повседневный мир - мир привычек, нравов, обычаев, стереотипов мышления, жизненных аксиом. В нем большая сфера недосказанного, не требует объяснения и доказательств и др.. Известный этнограф и этнолог Маргарет Мид отмечает, что в мире повседневности важно понять скрытые мотивы преимуществ и переживаний, не понятны человеку другой культуры. И историк, не обладает возможностью прямого контакта с людьми изучаемой эпохи, стремится описать повседневный мир этой или иной культуры, нравов, обычаев, обрядов максимально объективно, хотя сознание неизбежно вмешивается в реконструкцию процесса, накладывает своеобразный отпечаток. В изучении повседневной реальности особое место занимает философия. Но философия не претендует на максимальную объективность, не стремится полностью вырваться за пределы рекомендаций обыденного сознания, а формулирует свою версию, или, вернее, различные версии человеческого мира, в котором существует. Разнообразные модели повседневной жизни человека существуют друг с другом, дополняют друг друга, вступают в противоречия, создают синтез. Обращаясь к проблемам содержания и цели жизни, значение смерти, важность дружбы, самих ритмов жизни каждого индивида и т. п., современные философы, ведя свободно полемику, находят позицию приземные в их суждениях и определениях не только со своими современниками, но и находят источники определений тех или иных явлений мира повседневности у философов античности, Западной Европы, Китая и др.. Философ, как правило, не скрывает свою личную кредо, высказывая суждения о повседневности и связанные с ней явления, события и др.., Не ограничивается каким-то отдельным конкретным периодом истории, локальной культурой или узким слоем значений. Поле творческого поиска философа - вся история культуры цивилизации. И тут - то возможны самые сравнения, аналогии и т.п.. Рассуждения философа о проблемах повседневности имеют обобщения.
Загрузка...