Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Неотомизм - авторитетная течение современной католической философии. Философия неотомизма признает фундаментальную ценность мирской истории, наличие имманентной цели, связанной с совершенствованием человечества, культуры.

 

Современный неотомизм отличают изменение философско-исторических акцентов, религиозно-критический пафос утверждения несовместимости абсолютного гуманизма христианства с любыми вариантами светского гуманизма. Один из главных представителей неотомизма - французский теолог Жак Маритен антропологически ориентированной земной цели культуры современного мира противопоставляет концепцию христианской культуры как действительно человеческой и гуманистической. Такой гуманизм, признавая настоящую иерархию мира, созерцательную жизнь ставит выше

активной жизни и знает, что созерцательной жизни - простейший путь любви к Богу. Но если созерцательной жизни святых признается вершиной человеческой жизни, то вся цивилизация только в ней должен видеть свою цель? Приходится признать, что это так. Но следует, что христианство противопоставляется современной цивилизации? К такому выводу Жак Маритен, разумеется, не делает. Ход истории необратим. Средневековье не вернуть. Христианство отнюдь не отрицает автономности и ценности практической деятельности людей и ее результата - светской культуры, а только требует подчинить ее христианской культуре, идеала вечной жизни.

Исторический процесс подчинен божественному провидению, но одновременно и гуманистический смысловой смысл, постоянно совершенствуется. Жак Маритен отвергал наличие в истории необходимости. Объединения «града земного» и церковного общежития - «града божьего» должно способствовать воплощению в общественной жизни современного Запада христианско-либерального идеала. Пропагандировалась солидарность предпринимателей и трудящихся в рамках корпораций, христианизации всех сфер духовной культуры. Одним из недостатков традиционного томизма западногерманский религиозный философ, теолог Карл Реннер считает насыщенный интеллектуализмом ессенциализм, субстанциализм томистськои метафизики, в которой Бог выступает как превосходство над человеком и миром абсолют. В томизме игнорируется личность верующего, ее субъективность, упускается из виду историчность человеческого бытия. Традиционный томизм уже не способен предложить такое объяснение соотнесения религиозной веры и практической жизни, что соответствовало бы потребностям и поискам смысла жизни современного человека. Попытки рассматривать человека как историческую существо, а также и саму веру, христианство видит в процессе исторического изменения. Католические философы и теологи неоднократно рассматривали христианство во взаимосвязи с эволюцией культуры, с ходом исторических событий, а историчность, историческое развитие считали одной из существенных черт христианства. Большинство католических философов и историчность человека объясняют, исходя из противопоставление земного и божественного, историю человечества как драматическую борьбу Добра и Зла, Истины и Заблуждения, божественных и дьявольских сил и др.. Карл Реннер не отходит от понимания историчности. Однако в концепции отражает стремление преодолеть противопоставление религиозного и светского.

Историчность человеческого бытия объясняется исходя из того, что человек - воплощен дух. Человек - пространственно-временная, повторяющееся существо, живущее среди себе подобных, есть только «случай общего». Отсюда однократность, смертность, но и уникальность человеческого бытия. Главное же, чем характеризуется историчность человека, свободное деяние, т.е. деяние, не выводится из предыдущей общей основы, но возникает из свободного творчества. Понимание историчности отражает традиционное для христианства негативное отношение к мирской действительности. Преодолеть отчужденность действительности человек может только возвеличиванием самой себя. Способность открытости бытия поднимает человека над своей волей и над своей историчностью. В осознании открытости бытия человек осознает и безграничность своей возможности. В рассуждениях Карл Реннер делает вывод: человек - историческое существо свое существование может найти только воспринимая историческую действительность и самого себя в ней. Исторически непреодолимая противоречивость человеческого бытия: человек колеблется посередине между миром и Богом, между временем и вечностью, и эта середина - место ее назначения и ее судьба. Историчность объясняется Карлом Реннером как место встречи человека с Богом, как пространство, где Бог открывается человеку.

  Продолжая иррационализм в христианской философии, считает религиозную веру в ее тайном личностном смысле мистическим опытом таинства, глубоко личным переживанием человеком собственной величества вхождения в таинство бытия. Объясняя религиозную веру как акт - событие исторического характера, Карл Реннер, несомненно, делает шаг в сторону модификации понимание веры соответствии представлениям современной секуляризованной культуры. В таком объяснении скрывается намерение, направляя веру, секуляризовать, преодолеть противоречивость земного и божественного. В историчности человека состоит «в настоящем диалоге с Богом». Человек как творение - настоящий соучастник в богочеловеческой драме истории. Карл Реннер развивает «конкретную теологию жизненной действительности». В отличие от традиционной эта теология антропологическая, раскрывает человека своими свободными, ответственными действиями, трансцендентный смысл бытия. Понимание историчности не исчерпывается лишь объяснением возможности божественного откровения в истории. В рамках концепции Карл Реннер пытается объяснить положение христианства в современном мире. Историчность христианства в контексте истории общества понимается как историческая изменчивость, обусловливается взаимосвязью с изменениями.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии