Проблему ценностей нельзя рассматривать абстрактно: ценности всегда связаны с социальным развитием. Философ Карл Манхейм сравнивал ценности с дорожными огнями, регулирующие коммуникацию внутри культуры. В одной цивилизации ценности - не понадфеноменологична суперструктуры.
Процесс образования новых ценностных норм происходит перманентно. Конфликт ценностей - главная проблема гуманитарного диалога культур, что требует реабилитации. Против ценностей чужой культуры возразить нечего: их можно либо добровольно признать, или прогнозировать. Прогнозировать ценности в цивилизованном обществе недопустимо. Остается проблема сосуществования различных систем ценностей. Сложность проблемы нельзя преуменьшить: очевидно, столкновения ценностей блокирует процесс коммуникации культур. Всякое изменение цели и структуры общества ведет к переоценке ценностей. Человек получает возможность действовать в новых социальных условиях. Это явление позволило Жану Полю Сартру с присущей категоричностью заявить, что ценности и идеалы придумываются человеком. Осторожнее философ Виктор Франкл определил ценности как универсалы смысла, кристаллизуются в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество. До эпохи индустриальной революции структура цивилизаций статическая и проста. Установлены системы ценностей существовали длительный период. Под влиянием научно-технической революции цивилизации динамично изменяющихся ускоряя процесс образования новых ценностей.
Анализируя иерархию ценностей, философ Карл Манхейм формулирует два парадоксы в ценностной сфере современного общества.
Во-первых, цивилизации используют метод переноса ценностей из одной системы в другую при переходе от простых ценностей в сложных, чтобы заставить систему ценностей функционировать еще раз. Такой метод ведет к парадоксальной ситуации: ценности неожиданно превращаются из инструмента социальной справедливости в инструмент эксплуатации. Так случилось со всей системой оценок, сгруппированных вокруг идеи собственности. В обществе мелких крестьян и независимых ремесленников справедливая и творческая система, защищающая орудия труда человека. Смысл системы полностью изменился в мире крупной промышленной технологии. Здесь сам принцип частной собственности на средства производства стал иметь в виду право эксплуатации большинства меньшинством. Аналогичная ситуация происходит в современности, когда ценности западной цивилизации пытаются представить как универсальные и международные миротворческие организации. Внутри западного мира ценности осуществляют функцию регулирования, а на международной арене - становятся средством покорения других народов.
Во-вторых, парадокс связан с принципиальным изменением всей процедуры оценки в современной культуре. Если в традиционных обществах, основанных на обычном праве, люди воспринимали систему ценностей благодаря древней традиции и вере в то, что такова воля Божья, то в современных условиях создания новых ценностей и их восприятие основаны на сознательной и разумной оценке. И хотя сам процесс нельзя не назвать прогрессивным, в культуре парадоксально привел к немыслимого прежде смятение в оценках и релятивизации ценностей.
Американо-немецкий философ Эрих Фромм отмечал, что существует значительный разрыв: современный человек считает своими ценностями и действительными ценностями, которыми руководствуется и которые им не осознаются. В демократических странах официально признаны, осознанные ценности гуманистические и религиозные: индивидуальность, увы, любовь, ответственность, милосердие. Но многие считают моральные проявлением идеологии. Моральные нормы реально не влияют на мотивы человеческого поведения. Бессознательные ценности - собственность, потребление, общественное положение, развлечения - служат непосредственными мотивами поведения большинства людей. Разрыв между осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, и неосознанными и действующими - с другой, ведут к девальвации ценностей. Из-за увеличения числа контактов внутри общества изменилось отношение и к ценностным норм. Раньше можно было говорить о конкретных пространства распределения ценностей: о ценности аристократии или ценности мещанства. В современных условиях роста социальной мобильности произошло объединение самых разных и противоречивых ценностей. Процесс взаимного культурного обогащения цивилизаций еще больше усилил релятивизации в сфере оценок. Благодаря коммуникациям ценности чужих цивилизаций получили широкое распространение, привлекая одних людей, отталкивая других и усиливая общую моральную растерянность. Человеку становится все труднее жить в аморфной культуре, где даже в простейших ситуациях вынужден выбирать между различными моделями действия и оценок. Эрих Фромм горисно подчеркивал, что большинство людей колеблется между различными системами ценностей и поэтому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении. У них нет ни особой честности, ни особых пороков. Отлично высказывания вся о ценностях Ибсен: «... они похожи на монету, зитерлась».
В конце XX века возникло явление двойного конфликта ценностей: внутри каждой культуры и между цивилизациями. Парадоксально ситуация разрядилась благодаря взрыва глобальных проблем. Казалось, уже ничто не сможет вернуть человечество к бывшему приоритета перед ценностями, так глубоко релятивизм подорвал основы культуры Неожиданно это сделал страх, осознание угрозы общей экологической катастрофы. Страх стал тем невидимым дирижером, сумевший преодолеть смятение в мире оценок и расставить акценты в партитуре ценностей. Оказалось, что процесс образования и актуализации новых ценностей связан с решением новых моральных вопросов. И глобальные проблемы, единые для всех цивилизаций, способствуют формированию общих ценностей. Человечество, наконец, стало совместными усилиями формировать общее поле духовных ценностей, и это естественно сближает народы и культуры.
Появление общих ценностей позволила по-новому взглянуть на проблему консенсуса в современном диалоге культур. Угроза глобальной экономической катастрофы заставляет осознать, что консенсус - это не просто уступки и компромиссы, это, прежде всего, совместная деятельность по созданию общих ценностей и единого социокультурного пространства. В сфере ценностей существует заинтересованность, с появлением новых актуальных проблем и проблем новых ценностей, соответствующих им, старые нормы и рекомендации частично пересматриваются и постепенно перестраиваются в духе современности. Вспомним, какими радикальными изменениями в ценностной сфере сопровождались промышленные революции на Западе и на Востоке. Что позволяет предположить, что ценностные системы разных цивилизаций в будущем станут сближаться с расширением поля общих проблем и общих моральных норм.
В современных условиях общецивилизационные ценности: право на жизнь и продолжение рода, сохранения здоровья, неприкосновенность личности. Затем экологические ценности - чистый грунт, вода, достаточность основных ресурсов. Первичные гражданские права - защита от не правового насилия и принуждения, свобода перемещения, неприкосновенность жилища, свобода совести, слова, собраний, ассоциаций. Универсальные политико-правовые ценности - независимость суда, свобода и независимость печати, различные формы участия граждан в политической жизни. Универсальные социально-экономические ценности - право каждого на самообеспечение. Все ценности являются основой для реализации собственно цивилизационных ценностей, принадлежащих к особенностям образа жизни и мышления каждой цивилизации.