Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Проблему ценностей нельзя рассматривать абстрактно: ценности всегда связаны с социальным развитием. Философ Карл Манхейм сравнивал ценности с дорожными огнями, регулирующие коммуникацию внутри культуры. В одной цивилизации ценности - не понадфеноменологична суперструктуры.

 

Процесс образования новых ценностных норм происходит перманентно. Конфликт ценностей - главная проблема гуманитарного диалога культур, что требует реабилитации. Против ценностей чужой культуры возразить нечего: их можно либо добровольно признать, или прогнозировать. Прогнозировать ценности в цивилизованном обществе недопустимо. Остается проблема сосуществования различных систем ценностей. Сложность проблемы нельзя преуменьшить: очевидно, столкновения ценностей блокирует процесс коммуникации культур. Всякое изменение цели и структуры общества ведет к переоценке ценностей. Человек получает возможность действовать в новых социальных условиях. Это явление позволило Жану Полю Сартру с присущей категоричностью заявить, что ценности и идеалы придумываются человеком. Осторожнее философ Виктор Франкл определил ценности как универсалы смысла, кристаллизуются в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество. До эпохи индустриальной революции структура цивилизаций статическая и проста. Установлены системы ценностей существовали длительный период. Под влиянием научно-технической революции цивилизации динамично изменяющихся ускоряя процесс образования новых ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, философ Карл Манхейм формулирует два парадоксы в ценностной сфере современного общества.

Во-первых, цивилизации используют метод переноса ценностей из одной системы в другую при переходе от простых ценностей в сложных, чтобы заставить систему ценностей функционировать еще раз. Такой метод ведет к парадоксальной ситуации: ценности неожиданно превращаются из инструмента социальной справедливости в инструмент эксплуатации. Так случилось со всей системой оценок, сгруппированных вокруг идеи собственности. В обществе мелких крестьян и независимых ремесленников справедливая и творческая система, защищающая орудия труда человека. Смысл системы полностью изменился в мире крупной промышленной технологии. Здесь сам принцип частной собственности на средства производства стал иметь в виду право эксплуатации большинства меньшинством. Аналогичная ситуация происходит в современности, когда ценности западной цивилизации пытаются представить как универсальные и международные миротворческие организации. Внутри западного мира ценности осуществляют функцию регулирования, а на международной арене - становятся средством покорения других народов.

Во-вторых, парадокс связан с принципиальным изменением всей процедуры оценки в современной культуре. Если в традиционных обществах, основанных на обычном праве, люди воспринимали систему ценностей благодаря древней традиции и вере в то, что такова воля Божья, то в современных условиях создания новых ценностей и их восприятие основаны на сознательной и разумной оценке. И хотя сам процесс нельзя не назвать прогрессивным, в культуре парадоксально привел к немыслимого прежде смятение в оценках и релятивизации ценностей.

Американо-немецкий философ Эрих Фромм отмечал, что существует значительный разрыв: современный человек считает своими ценностями и действительными ценностями, которыми руководствуется и которые им не осознаются. В демократических странах официально признаны, осознанные ценности гуманистические и религиозные: индивидуальность, увы, любовь, ответственность, милосердие. Но многие считают моральные проявлением идеологии. Моральные нормы реально не влияют на мотивы человеческого поведения. Бессознательные ценности - собственность, потребление, общественное положение, развлечения - служат непосредственными мотивами поведения большинства людей. Разрыв между осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, и неосознанными и действующими - с другой, ведут к девальвации ценностей. Из-за увеличения числа контактов внутри общества изменилось отношение и к ценностным норм. Раньше можно было говорить о конкретных пространства распределения ценностей: о ценности аристократии или ценности мещанства. В современных условиях роста социальной мобильности произошло объединение самых разных и противоречивых ценностей. Процесс взаимного культурного обогащения цивилизаций еще больше усилил релятивизации в сфере оценок. Благодаря коммуникациям ценности чужих цивилизаций получили широкое распространение, привлекая одних людей, отталкивая других и усиливая общую моральную растерянность. Человеку становится все труднее жить в аморфной культуре, где даже в простейших ситуациях вынужден выбирать между различными моделями действия и оценок. Эрих Фромм горисно подчеркивал, что большинство людей колеблется между различными системами ценностей и поэтому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении. У них нет ни особой честности, ни особых пороков. Отлично высказывания вся о ценностях Ибсен: «... они похожи на монету, зитерлась».

В конце XX века возникло явление двойного конфликта ценностей: внутри каждой культуры и между цивилизациями. Парадоксально ситуация разрядилась благодаря взрыва глобальных проблем. Казалось, уже ничто не сможет вернуть человечество к бывшему приоритета перед ценностями, так глубоко релятивизм подорвал основы культуры Неожиданно это сделал страх, осознание угрозы общей экологической катастрофы. Страх стал тем невидимым дирижером, сумевший преодолеть смятение в мире оценок и расставить акценты в партитуре ценностей. Оказалось, что процесс образования и актуализации новых ценностей связан с решением новых моральных вопросов. И глобальные проблемы, единые для всех цивилизаций, способствуют формированию общих ценностей. Человечество, наконец, стало совместными усилиями формировать общее поле духовных ценностей, и это естественно сближает народы и культуры.

Появление общих ценностей позволила по-новому взглянуть на проблему консенсуса в современном диалоге культур. Угроза глобальной экономической катастрофы заставляет осознать, что консенсус - это не просто уступки и компромиссы, это, прежде всего, совместная деятельность по созданию общих ценностей и единого социокультурного пространства. В сфере ценностей существует заинтересованность, с появлением новых актуальных проблем и проблем новых ценностей, соответствующих им, старые нормы и рекомендации частично пересматриваются и постепенно перестраиваются в духе современности. Вспомним, какими радикальными изменениями в ценностной сфере сопровождались промышленные революции на Западе и на Востоке. Что позволяет предположить, что ценностные системы разных цивилизаций в будущем станут сближаться с расширением поля общих проблем и общих моральных норм.

В современных условиях общецивилизационные ценности: право на жизнь и продолжение рода, сохранения здоровья, неприкосновенность личности. Затем экологические ценности - чистый грунт, вода, достаточность основных ресурсов. Первичные гражданские права - защита от не правового насилия и принуждения, свобода перемещения, неприкосновенность жилища, свобода совести, слова, собраний, ассоциаций. Универсальные политико-правовые ценности - независимость суда, свобода и независимость печати, различные формы участия граждан в политической жизни. Универсальные социально-экономические ценности - право каждого на самообеспечение. Все ценности являются основой для реализации собственно цивилизационных ценностей, принадлежащих к особенностям образа жизни и мышления каждой цивилизации.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии