Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В процессах общественного развития постоянно присутствует борьба взаимовлияний взаимопроникновение различных, исключающие друг друга, явлений. Известно, любой процесс противоречивое явление, закрепляет определенное направление развития и тем самым исключает возможность множества других.

 

Отсюда, выбор всегда сочетается с огромной ответственностью за последствия и не может стать достоянием чисто субъективных устремлений человека. Настоящий выбор отличается от произвола тем, что это результат сложного синтеза объективных возможностей внешней действительности и субъективного богатства внутреннего мира человека, накопленного ею в процессе социального опыта. В процессе выбора раскрывается подлинный смысл, духовное и нравственное богатство человека, устойчивость или аморфность ее идеалов и убеждений. Именно свободный выбор - проба на прочность компонентов духовности человека: совесть, достоинство, достоинство, честь, ответственность, гражданственность и др.. Понятие свободы связывает в единый узел все важнейшие социальные параметры личности. Воля реализуется только конкретно-историческим связи с объективными законами, то есть соединенная с несвободой. Воля каждого конкретного лица может стать деформированной или совсем уничтожена не только объективно необходимыми обстоятельствами, но и случайной произволом других индивидов. Сложность для человека здесь заключается в том, чтобы правильно сориентироваться в обстановке, понять, что препятствия объективно необходимы, не подвергаясь игнорированию или ухищрениями в обход их, а какие достижением субъективной произвола или случайного стечения обстоятельств.

Выбор человека зависит не только от понимания или непонимания особенностей сложившейся ситуации, но и от ценностных ориентиров человека. Человек может осознавать, что свободный выбор грозит ей страданиями или даже смертью, и тем не менее сознательно начинает соответствующие действия. Шкала ценностей, по которой люди выбирают, очень различна и зависит от множества обстоятельств. С нарастанием обоснованности исторического процесса проблема с свободой выбора становилась в истории философии все более актуальной. Философы задают вопрос: что лежит в основе, на чем базируется свобода выбора? В классической немецкой философии предпринята попытка найти принципы, позволяющие монистически решить проблему свободы. Иммануил Кант считал, что в выборе человек должен пользоваться законом нравственного долга, изначально заложен в человеческой природе и остается неизменным во всех обществах и всех эпох. И свобода выбора сводится к свободе придерживаться или действовать по закону, а на самом деле рациональный, конечно, выбор соблюдения закона. В Фридриха Шеллинга воля выступает как бы в двух ипостасях: во-первых, как иррациональный момент Бога или Абсолютного духа как первичный, безосновный начало мира, побуждает Абсолют к раскрытию потенций, во-вторых, вершина развития мира и человека, достигается свободному творчеству художника, то есть в искусстве. Философ Георг Гегель заземляющего и конкретизирует опыт предшественников, подчеркивая, что каждый человек имеет широкую свободу выбора в разнообразной деятельности, используя различные мотивы.

По-другому пытались подойти к проблеме свободы, свободы экзистенциализм и персонализм. В центре учений лежит тезис о свободе воли. Однако воля человека оказывается, по сути, только внутренней волей, свободой. По природе человек свободен. Однако на практике люди - всегда закованы в кандалы. Твердые экономические, политические, правовые, моральные нормы общественной жизни постоянно ограничивают индивидуальность, заставляют ее быть как все, обезличивают ее. Настоящая свобода, воля связана с альтернативой: либо оставаться самой собой вопреки стремлению общества усреднить и обезличить Я (и противопоставить себя обществу вступить с ним в конфликт), или оставаться таким, как все, находиться в согласии с требованиями общественных норм и потерять самого себя, отказаться от своей свободы и индивидуальности. Выбор, достойный человека, - выбор самого себя. Быть свободным в процессе выбора - значит находиться в соответствии со своими убеждениями и идеалами, несмотря на общепринятые нормы.

В современной мировой философской мысли выразительным решением проблемы свободы воли, выбора является концепция персонализма. Возрождая традиции стоицизма и христианства, представители персонализма сделали основной упор на внутреннее самосовершенствование личности. Известно, что в ходе исторического прогресса, субъект всегда имеет возможность выбора. Но возможность может быть абстрактной и реальной. Следовательно, и выбор может быть абстрактным или реальным. Определяя путь поступательного развития достижения будущего, общество вообще же может выбрать вариант развития, предусматривающий «десять тысяч лет напряженного труда и десять тысяч лет счастья». Но такой вариант проблемы не решает. Реальный же выбор, предусматривающий учет действия комплекса объективных и субъективных факторов, ограничивает свободу, волеизъявление субъекта реально существующими обстоятельствами. Люди всегда находятся в определенных исторических пределах, делающих возможными одни действия и невозможными другие. Однако свобода, свобода выбора корректируются не только конкретно историческими обстоятельствами, ограничивающие диапазон, возможности. Не менее важный фактор, определяющий выбор, - интересы и потребности субъекта, имеет конкретную историчность, определяется социокультурным уровнем развития субъекта, с одной стороны, и всем комплексом общественных отношений - с другой. В процессе общественного развития различные социальные субъекты стремятся монополизировать право на свободу, свободу выбора общественного развития, лишив свободы других субъектов.

Прогресс свободы, свободы выбора в процессе исторического развития зависит от степени прогрессивности той общественной силы, которая определяет возможности выбора и проявляется в том, что субъект получает большую возможность делать выбор, что соответствует существенным потребностям, преодолевая внешние помехи. Иными словами, прогресс свободы выбора внутренне связан со степенью овладения людьми теми естественными и общественными силами, вовлеченные в сферу их жизнедеятельности. Прогресс способствует возрастанию роли способностей, наклонностей людей, организованности и подготовленности их к активной деятельности. Происходит закономерно обусловлено возрастание роли человеческого фактора в историческом развитии и одновременное превращение человека в самоцель функционирования социальной действительности. Воля человека в процессе развития цивилизации приобретает все конкретной исторической формы бытия, стремясь достижения полноты выражения в таком типе общественной организации, всю жизнедеятельность общества подчиняет реализации основной задачи - утверждению свободного развития каждого как условия свободного развития всех. Такой идеал общественного развития, венчающая всю человеческую историю, названный коммунизмом. Основные ценности: социальное равенство и свободное всестороннее развитие всех членов общества. Человек свободно реализует свои существенные силы в единстве со всеми другими людьми, достигает гармонии интересов и интересов общества. Такое общество и есть реальный гуманизм.

Современная философия не может игнорировать тот факт, что каждое общество - результат исторического развития. Понять отдельную личность можно только в контексте всей человеческой истории, всего комплекса общественных отношений. Логический вывод: если человека лишить ее настоящей субстанциальной основы - общественно-исторической природы, ее существование действительно лишается смысла развития истории. Цель общественного прогресса в том и состоит, чтобы открыть простор творческим силам человека. Свобода личности - условие свободы общества. Однако свобода лица не освобождает человека от ответственности за свои действия и от совести как внутреннего судьи совершения поступков. Абсолютизирована воля, ставит человека «по ту сторону Добра и Зла», игнорирует право на свободное самоопределение других людей, сама себя отрицает, уничтожает, нанося колоссальные потери цивилизации.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии