В процессах общественного развития постоянно присутствует борьба взаимовлияний взаимопроникновение различных, исключающие друг друга, явлений. Известно, любой процесс противоречивое явление, закрепляет определенное направление развития и тем самым исключает возможность множества других.
Отсюда, выбор всегда сочетается с огромной ответственностью за последствия и не может стать достоянием чисто субъективных устремлений человека. Настоящий выбор отличается от произвола тем, что это результат сложного синтеза объективных возможностей внешней действительности и субъективного богатства внутреннего мира человека, накопленного ею в процессе социального опыта. В процессе выбора раскрывается подлинный смысл, духовное и нравственное богатство человека, устойчивость или аморфность ее идеалов и убеждений. Именно свободный выбор - проба на прочность компонентов духовности человека: совесть, достоинство, достоинство, честь, ответственность, гражданственность и др.. Понятие свободы связывает в единый узел все важнейшие социальные параметры личности. Воля реализуется только конкретно-историческим связи с объективными законами, то есть соединенная с несвободой. Воля каждого конкретного лица может стать деформированной или совсем уничтожена не только объективно необходимыми обстоятельствами, но и случайной произволом других индивидов. Сложность для человека здесь заключается в том, чтобы правильно сориентироваться в обстановке, понять, что препятствия объективно необходимы, не подвергаясь игнорированию или ухищрениями в обход их, а какие достижением субъективной произвола или случайного стечения обстоятельств.
Выбор человека зависит не только от понимания или непонимания особенностей сложившейся ситуации, но и от ценностных ориентиров человека. Человек может осознавать, что свободный выбор грозит ей страданиями или даже смертью, и тем не менее сознательно начинает соответствующие действия. Шкала ценностей, по которой люди выбирают, очень различна и зависит от множества обстоятельств. С нарастанием обоснованности исторического процесса проблема с свободой выбора становилась в истории философии все более актуальной. Философы задают вопрос: что лежит в основе, на чем базируется свобода выбора? В классической немецкой философии предпринята попытка найти принципы, позволяющие монистически решить проблему свободы. Иммануил Кант считал, что в выборе человек должен пользоваться законом нравственного долга, изначально заложен в человеческой природе и остается неизменным во всех обществах и всех эпох. И свобода выбора сводится к свободе придерживаться или действовать по закону, а на самом деле рациональный, конечно, выбор соблюдения закона. В Фридриха Шеллинга воля выступает как бы в двух ипостасях: во-первых, как иррациональный момент Бога или Абсолютного духа как первичный, безосновный начало мира, побуждает Абсолют к раскрытию потенций, во-вторых, вершина развития мира и человека, достигается свободному творчеству художника, то есть в искусстве. Философ Георг Гегель заземляющего и конкретизирует опыт предшественников, подчеркивая, что каждый человек имеет широкую свободу выбора в разнообразной деятельности, используя различные мотивы.
По-другому пытались подойти к проблеме свободы, свободы экзистенциализм и персонализм. В центре учений лежит тезис о свободе воли. Однако воля человека оказывается, по сути, только внутренней волей, свободой. По природе человек свободен. Однако на практике люди - всегда закованы в кандалы. Твердые экономические, политические, правовые, моральные нормы общественной жизни постоянно ограничивают индивидуальность, заставляют ее быть как все, обезличивают ее. Настоящая свобода, воля связана с альтернативой: либо оставаться самой собой вопреки стремлению общества усреднить и обезличить Я (и противопоставить себя обществу вступить с ним в конфликт), или оставаться таким, как все, находиться в согласии с требованиями общественных норм и потерять самого себя, отказаться от своей свободы и индивидуальности. Выбор, достойный человека, - выбор самого себя. Быть свободным в процессе выбора - значит находиться в соответствии со своими убеждениями и идеалами, несмотря на общепринятые нормы.
В современной мировой философской мысли выразительным решением проблемы свободы воли, выбора является концепция персонализма. Возрождая традиции стоицизма и христианства, представители персонализма сделали основной упор на внутреннее самосовершенствование личности. Известно, что в ходе исторического прогресса, субъект всегда имеет возможность выбора. Но возможность может быть абстрактной и реальной. Следовательно, и выбор может быть абстрактным или реальным. Определяя путь поступательного развития достижения будущего, общество вообще же может выбрать вариант развития, предусматривающий «десять тысяч лет напряженного труда и десять тысяч лет счастья». Но такой вариант проблемы не решает. Реальный же выбор, предусматривающий учет действия комплекса объективных и субъективных факторов, ограничивает свободу, волеизъявление субъекта реально существующими обстоятельствами. Люди всегда находятся в определенных исторических пределах, делающих возможными одни действия и невозможными другие. Однако свобода, свобода выбора корректируются не только конкретно историческими обстоятельствами, ограничивающие диапазон, возможности. Не менее важный фактор, определяющий выбор, - интересы и потребности субъекта, имеет конкретную историчность, определяется социокультурным уровнем развития субъекта, с одной стороны, и всем комплексом общественных отношений - с другой. В процессе общественного развития различные социальные субъекты стремятся монополизировать право на свободу, свободу выбора общественного развития, лишив свободы других субъектов.
Прогресс свободы, свободы выбора в процессе исторического развития зависит от степени прогрессивности той общественной силы, которая определяет возможности выбора и проявляется в том, что субъект получает большую возможность делать выбор, что соответствует существенным потребностям, преодолевая внешние помехи. Иными словами, прогресс свободы выбора внутренне связан со степенью овладения людьми теми естественными и общественными силами, вовлеченные в сферу их жизнедеятельности. Прогресс способствует возрастанию роли способностей, наклонностей людей, организованности и подготовленности их к активной деятельности. Происходит закономерно обусловлено возрастание роли человеческого фактора в историческом развитии и одновременное превращение человека в самоцель функционирования социальной действительности. Воля человека в процессе развития цивилизации приобретает все конкретной исторической формы бытия, стремясь достижения полноты выражения в таком типе общественной организации, всю жизнедеятельность общества подчиняет реализации основной задачи - утверждению свободного развития каждого как условия свободного развития всех. Такой идеал общественного развития, венчающая всю человеческую историю, названный коммунизмом. Основные ценности: социальное равенство и свободное всестороннее развитие всех членов общества. Человек свободно реализует свои существенные силы в единстве со всеми другими людьми, достигает гармонии интересов и интересов общества. Такое общество и есть реальный гуманизм.
Современная философия не может игнорировать тот факт, что каждое общество - результат исторического развития. Понять отдельную личность можно только в контексте всей человеческой истории, всего комплекса общественных отношений. Логический вывод: если человека лишить ее настоящей субстанциальной основы - общественно-исторической природы, ее существование действительно лишается смысла развития истории. Цель общественного прогресса в том и состоит, чтобы открыть простор творческим силам человека. Свобода личности - условие свободы общества. Однако свобода лица не освобождает человека от ответственности за свои действия и от совести как внутреннего судьи совершения поступков. Абсолютизирована воля, ставит человека «по ту сторону Добра и Зла», игнорирует право на свободное самоопределение других людей, сама себя отрицает, уничтожает, нанося колоссальные потери цивилизации.