Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Каждый взрослый часто слышит и пользуется словами логика, логический, нелогично т.д.. Можно и часто услышать: логика здравого смысла. В повседневности это определяет сознание, своеобразие естественной логики, избежать слишком грубых ошибок в рассуждениях и здесь всегда в пригодится логика. Логика - наука о мышлении.

 

А сформировалась логика как наука давным-давно в Древней Индии, а затем перекочевала в Древней Греции, Древний Египет, Древний Рим. К тому же логика в странах Ближнего Востока, в Европе формировалась в каждой отдельно, независимо друг от друга. Традиции же развития знаний логики в Индии воспринимались мыслителями Китая, Тибета, Монголии, Кореи, Японии, Индонезии. Логику, учение о мышлении влияли на развитие логики в Византии, Армении, Грузии, Украины, России. Следовательно, знание логики возникают и развиваются тогда, когда мышление становится предметом собственного исследования. Более двух тысячелетий назад отдельные логические проблемы изучались мыслителями сначала в Древней Индии и в Древнем Китае, а затем в Европе. Развиваясь в лоне философских знаний, логика всегда выступала как составная часть философии и только потом постепенно отделялась и оформлялась в самостоятельную отрасль. Развития знаний логики способствовало множество причин, в основном - развитие различных наук, основанных на теоретическом мышлении, которое требовало умозаключений и доказательств, и развитие ораторского искусства.

За тысячелетия истории логики пережила три больших периода: античная логика (V - III вв. До н. Н.э.); схоластическая логика (середина XIII - середина XIV века), современная логика (с середины XIX в. До современности). Впервые понятие логическое для формирования критериев истины и правил познания ввел Демокрит, назвав произведение о критериях и правила познания «О логическом, или О каноны». Трактат Демокрита, как и многие другие произведения, к современности не дошли. Философы - идеалисты Древней Греции также изучали вопрос логики. Философ Сократ высказывал суждения о сути и значения логических методов: индукция и дедукция. Известный философ Платон, последователь Сократа, выяснял определения и разделение понятий, анализировал логическую форму суждения, считая их основными элементами мышления, попытался сформулировать основные законы логики. На формирование знаний логики имели определенное влияние древние греческие софисты, считавшиеся первыми профессиональными учителями мудрости и красноречия (Протагор, Гиппий и др.). Софисты брались доказывать истинность и ложность любого положения, используя своеобразные методы, получившие название софистических, т.е. сознательно искажая и нарушая правила построения мыслей. Софистов тогда известный философ Аристотель называл учителями «мнимой мудрости».

Настоящим же создателем логики является именно Аристотель. Создана наука названа не логикой, а аналитикой. Здесь подробно анализируются силлогизмы как особая форма умозаключений, раскрывается суть доказательства, способы определения и разделения понятий и их значение в науке. Впоследствии в произведениях «Топика», «Категории», «Софистические опровержение», а позднее (в I в. До н. Э) последователи Аристотеля объединили все логические трактаты Аристотеля под общим названием «Органон» (греч. - орудие, инструмент, средство познания). Ряд важных логических проблем рассмотрены Аристотелем в основном философском произведении «Метафизика». Здесь изложены три основные законы формальной логики: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Считалось, что связь мыслей, выраженный в законах и правилах логики, не произволен, а обусловлен связью самих вещей.

Аристотель, в отличие от идеалистов Сократа и Платона, отстаивал в философских вопросах логики материалистическую позицию Демокрита, хотя позиция не до конца последовательна. Анализируя общие философские категории, проявлял колебания между материализмом и идеализмом. Сам Аристотель не употреблял термина логика. Впервые понятие логика вводится в научный оборот в III - II вв. до н. е. стоиками. Философы Зенон, Хризипп, Сенека рассматривали логику как часть философии. Развивая логическое учение Аристотеля, стоики не ограничивались исследованием категорического силлогизма, а занимались преимущественно теми умозаключениями, которые охватывали условные и разделительные суждения, исследовали ряд категорий, входящих в современную математическую логику: импликация, дизъюнкция, конъюнкция и другие.

В Средневековье (с середины XII в.) Через арабские источники произошло второе открытие Аристотеля. Одним из первых трактатов, где возобновлялись логические исследования и стал использоваться термин логика была «Диалектика» Пьера Абеляра. Именно схоласты добавили аристотелевского логике роль необходимого знания, и как пропедевтика наука прочно вошла в структуру образования, стала Schullogik (школьной логикой). Античную и схоластическую логику теперь объединяет название традиционной, или формальной, логики. Дальнейшее развитие логики связано с возникновением в недрах феодализма капиталистических общественных отношений, формированием опытно-экспериментального знания.

Реальность эпохи капиталистических отношений не укладывалась в схемы дедуктивных формирований и не имела адекватного объяснения. Возникла необходимость создания новой логики. Выдающуюся роль в разработке новой логики сыграли: английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон, французский философ и математик Рене Декорт, немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц. Родоначальник английского материализма Фрэнсис Бэкон страстно выступал против средневековой схоластики как основной препятствия изучения природы, критиковал дедуктивный метод Аристотеля как бесплодный и в противовес сформулировал основное философское учение логики. В трактате «Новый Органон» изложил основы индуктивной логики. Предпочтение индуктивной логики видел в индуктивном методе, противопоставлялся дедукции, силогистици Аристотеля. Считая, что непосредственной задачей познания является раскрытие причинных связей предметов и явлений действительности, Фрэнсис Бэкон сформулировал методы определения причинных связей между явлениями. Дальнейшая разработка методов продолжена затем Гершелем, Уэвелл и Джоном Ст. Миллем. Справедливо, что необходимость индуктивной логики ясно осознана и выражена еще в XIII в., И действительным основателем ее францисканский монах Роджер Бэкон, а не более знаменитый Фрэнсис Бэкон, лорд Веруламський. Защищая опытное знание, Роджер Бэкон утверждал: «Есть два способа познания: с помощью доведения и с помощью опыта. Доказательство дает решение вопроса, но не дает уверенности, пока истинность решение не будет подтверждена опытом ». «Погода свои мысли друг с другом», - требовали в эпоху Аристотеля. «Погода свои мысли с авторитетом» - такой лозунг средних веков. «Согласуют их с фактами» - вот что стало основным требованием эпохи капиталистических отношений. В ответ на запрос эпохи создано то, не особо удачно называют индуктивной логикой. Позже выяснилось Фрэнсис Бэкон совершенно неправомерно противопоставлял индукцию дедукции, преувеличил познавательное значение индукции и уменьшил значение дедукции. В XIX в. английский философ и логик Джон Стюарт Милль систематизировал исследования Фрэнсиса Бэкона в области индуктивных методов причинной связи явлений, создал индуктивную логику - логику наблюдения и объяснения явлений, его «Система логики силлогистической и индуктивной» стала прекрасной пристройкой к старой постройки. Выяснилось, что нет никакого антагонизма между двумя ветвями логики (дедуктивной и индуктивной), одна дополняет другую, но ни одна не может быть заменена другой.

В трактате «Рассуждение о методе ...» философ Рене Декарт, отбросив средневековую схоластическую логику, вслед за Френсисом Бэконом выступил за формирование такой философии и логики, служили бы практике, усиливали господство человека над природой. Основная задача Декарта - создание научного метода. Если Фрэнсис Бэкон выдвигал как метод индукции, то Рене Декарт, исходя из позиций математических доказательств, предпочитал дедукции. Последователи Рене Декарта из монастыря в Пор-Рояле Антуан Арно и Пеер Николь написали учебник логики, известный под названием «Логика Пор-Рояля». Одна из задач учебника - освободить логику от схоластических искажений, фактически они вышли за рамки традиционной логики и уделили основное внимание методологии научного познания, логике открытий. Логика рассматривалась как познавательное орудие. Тогда же реформаторство в логике продолжил Готфрид Лейбниц, который предложил идею исчисления ума, подобного математического исчисления, основанный на универсальной логической языке и отличается от естественных языков точностью и однозначностью высказываний. Тем самым Готфрид Лейбниц стал создателем математической (символической) логики, первым, кто использовал символы для обозначения логических постоянных. Символы для обозначения логических переменных, как известно, введен еще Аристотелем. Четвертый основной закон логики - закон достаточного основания (основания) - сформулировал Готфрид Лейбниц и тем самым положил начало формирований принципов дедуктивных теорий, по сути определением основных разделов математической логики - классическая логика высказываний и логика предикатов является современной базой дедуктивной логики. Традиционную логику впервые назвал формальной немецкий философ Иммануил Кант, считая формальную логику наукой о чистых формы мышления, никак не связаны с содержанием мышления и независимые от него, объявил логические формы и законы мышления априорными (до всякого опыта заданными) формами человеческого разума, данным в готовом виде. Диалектическую логику формирует Георг Гегель. ее успешно применил Карл Маркс.

Во второй половине XIX в., А тем более в XX в., Произошла ливень откроют в различных областях науки, трансформируется и логика. Ряд философов унесли значительный задел в развитие новейшей логики. Один из создателей математической логики Джордж Буль положил в основу исследований аналогию между алгеброй и логикой, разработал соответствующее логическое исчисление, где применил законы и операции математики (добавление классов, умножения и т.п.). Алгебро - логический метод позволил выявить новые типы выводов, не учитывались в традиционной силогистици, детально проанализировать законы коммутативности, ассоциативности, дистрибутивности. Творец логического анализа взаимодействий Огастес де Морган сформулировал основные принципы логики высказываний и логики классов, а в математической логике сформулировал законы, названные «законами де Моргана». Готлиб Фреге заложил основы логической семантики, построил систему формализованной арифметики на основе расширенного исчисления предикатов с целью обоснования идеи о возведении математики к логике. Философ Чарлз-Сандерс Пирс - родоначальник семиотики (общей теории знаков) - классифицировал знаки: культовые, индексы и символы сформулировал законы материальной импликации, открыл кванторы в логике. Философ Альфред-Норт Уайтхед в соавторстве с Бертраном Расселом в трехтомном труде «Принципы математики» развивают, совершенствуют принципы математической логики. Платон Порецкий первым в России разработал и читал курс математической логики, обобщил и развил достижения Дж. Буля, Уильма Джевонса, Эмиля Шредера в сфере алгебры логики. Значителен вклад в развитие современной логики: логической семантики, теории множеств, в частности представителей Львовско-Варшавской школы Константина Твардовского, Якова Лукасевича, Степана Лесьневського, Андрея Тарского и других. Правда, в советский период формальная логика иногда игнорировалась, а то и критиковалась как метафизический метод, и начиная со второй половины 40-х годов XX в. современная логика занимает должное как учебный предмет в высших учебных заведениях и даже в средних школах. Современное же логику, в частности логику высказываний и логику предикатов, иногда пренебрежительно называют логистикой. И все же весомый вклад в развитие современной логики внесли ученые: Евгений Войшвилло, Василий Асмус, Дмитрий Горский, Михаил Кондаков, украинские ученые Мирослав Попович, Станислав Пазынич, Степан Крымский, Василий Кремень, Сергей Васильев, Анатолий Конверський, Владимир Титов, Михаил Требин и другие.

Логика - одна из древнейших наук. На протяжении многих веков логика занимается исследованием процесса мышления, раскрывает закономерности, лежащие в основе мышления. Однако мышление изучается не только логикой, но и многими другими различными отраслями знаний. Исследованием мышления с позиций познания процессов, протекающих в больших полушариях головного мозга, занимается физиология высшей нервной деятельности. Предметом психологии являются различные формы психической деятельности, у человека осмыслены. Исследованием различных аспектов мышления занимаются также нейрофизиология, лингвистика, информатика, семантика, семиотика, кибернетика и многие другие отрасли наук. Каждая из отраслей наук исследует мышление в конкретном аспекте, а логика же изучает абстрактное мышление как специфическое явление само собой, а это значит, что мышление в логике рассматривается, прежде всего, как средство познания человеком реальной действительности. Итак, логика исследует формы, принципы и законы, в которых отражается мир в процессе мышления человеком.

Понятие логика можно интерпретировать, во-первых, как некую совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления при отражении объективной реальности, а во-вторых, как науку о формах, правила, принципы, законы и методы рассуждения, в которых оно осуществляется. Итак, логика является наукой о законах и формах корректного построения мыслей. В теоретической и практической деятельности человек может успешно решать те или иные проблемы только при условии, если ее мышления, участвует в рассуждении тех или иных проблем умственной деятельности, корректно. А чтобы мышление было корректное, оно должно удовлетворять, по крайней мере, определенным, необходимым требованиям: определенность, последовательность, доказательность. Определенное мышление - мышление точное, ясное, такое, что не допускает сомнений и софистических измышлений, то есть свободное от сознательной или бессознательной подмены одной мысли другой (подмена тезиса) и т.д.. Последовательное мышление - мышление, свободное от внутренних противоречий, разрушающих связи между мыслями там, где связь необходима для установления истинности или ложности какого-либо рассуждения или суждения. Доказательное мышление - мышление, не просто формулирует истину, а указывает основания, по которым истина с необходимостью должна быть признана истиной, то есть указывает оптимальность, логичность эффективного достижения истинного знания. В таком случае ценным является не столько признание истины как таковой, сколько именно такое указание, технологи достижения истины. Одна важная особенность законов, принципов и правил логики, осуществления которых необходимы как надежный инструментарий для того, чтобы мышление человека было определенным, последовательным и доказательным, т.е. корректным, заключается в том, что они могут формулироваться только на основе предустановленных теоретических истин, т.е. наука логика существует не потому, что есть известные правила мышления, а наоборот, правила мышления только потому и существуют и значимыми для познания, независимо от науки логики реально существуют формы мышления, постоянно, на протяжении многих веков успешно применяются человеком в ее повседневной жизнедеятельности. Именно эти формы мышления и составляют предмет исследования логики как науки.

Для аналогии с целью более полного выяснения мнения о предмете логики как науки можно проиллюстрировать функционирования грамматики. Известно, грамматика скрупулезно выявляет, изучает все реально существующие диалекты, законы языка и речи, однако никогда не ставит целью создание каких-то этнических особенностей языковых форм. Подобная же процедура происходит и в логике. Логика обнаруживает, а затем детально исследует, в каких формах осуществляется корректное мышления человека.

Для правильного мышления необходимо придерживаться трех атрибутивных условий: определенности, последовательности и доказательности. Именно эти три требования и создают возможность того, чтобы мышление человека, как принято говорить, было логичным. Однако требования корректного рассуждения являются достаточными и доминируют над мышлением не сами по себе как некая демоническая сила. Эти незыблемые принципы сначала сами приобретают значение норм или законов мышления только потому, что независимо от принципов и до того, как они впервые сформулированы наукой логикой, по самой природе мышления человека нормы и законы успешно и своеобразно развиваются. Следовательно, логичным, корректным мышлением можно считать именно такое мышление, которое отвечает трем принципам: определенности, последовательности, доказательности. Это объясняется тем, что мышление, которое претендует на логичность и корректность, всегда соответствовать принципу определенности, а сама определенность может реализоваться только в последовательности. Однако определенность и последовательность мышления не могут быть бездоказательными. И сам процесс доказательства не может осуществляться вне требований определенности и последовательности мышления человека. Предметом же логики является культура (технология), искусство корректного мышления. Однако это определение действует в практической логике и не касается имманентных проблем логики как науки теоретической. Чтобы сформулировать теоретическую суть предмета логики, необходимо выяснить суть такого основополагающего понятия, как логическая форма.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии