Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Познание - вид духовной деятельности человека, направленной на субъективное воссоздание мира вещей, предметов, состояний, процессов явлений и т.п., на их систематизацию и хранение. Познание, а впоследствии и адаптация человека к окружающей среде начинается с помощью органов чувств.

 

Предметы и явления, воздействуя на органы чувств, вызывают ощущения. Ощущение - это чувственный образ каких-то свойств предметов и явлений, возникающее у человека в результате действия их на один из органов чувств. Во взаимодействии органов чувств и окружающего мира оказывается общебиологических свойство, характерное для всей живой материи, - чувствительность. Именно с помощью органов чувств (рецепторов) организм устанавливает взаимосвязь с окружающей действительностью.

Ощущения человека разнообразны и определяются тем, какие органы чувств участвуют в их образовании. Свойства и характеристики вещного мира - шероховатость или гладкость предмета отражаются с помощью прикосновения. Цветовую палитру явлений человек воспринимает зрением, гамму запахов природы - с помощью обоняния, симфонию звуков - с помощью слуха, сладость, горечь и т.д. - благодаря вкусу. Ощущения дают человеку не только первичную информацию об окружающей среде, выступают для нее неотъемлемым источником для образования и полноценного функционирования других чувственных образов: восприятий и представлений.

Восприятием (перцепции) называется чувственный образ предмета или явления в целостной определенности. Любое восприятие охватывает множество разнообразных ощущений, однако не является какой-то арифметической суммой, полученной от других органов чувств. И действительно, взяв в руки мобильный телефон, человеку кажется, на первый взгляд, «мобилка» и есть какой-то набор характеристик. Плоский, гладкий предмет, светящийся имеет своеобразную форму, цвет, размер и выдает определенные звуки. Однако такие же свойства и характеристики могут

быть присущи и другим предметам вещного мира, тогда их почему-то не называют телефоном. Итак, восприятие не состоит только из элементарных ощущений, а именно является ощущением, обладающий гораздо сложнее структура. Человек же не воспринимает, например, сначала цифры, а затем телефон, сначала слышим ноты, а потом мелодию. Ведь люди воспринимают именно целостность телефона или мелодии. Более того, органы чувств, имея колоссальный банк отображения данных, не используются полностью восприятием. Если внимательно рассмотреть условия восприятия, то есть непременно признать, что всегда воспринимаем лишь то, что попадает в поле интереса человека. Можно легко убедиться на примерах элементарного восприятия предметов реальной действительности. Именно смысл восприятия тесно взаимодействует с определенным действием человека. Воспринять телефон - это значит использовать возможность с его помощью поговорить с определенным абонентом; воспринять включен персональный компьютер - это означает приготовиться к началу или к концу какой-либо неотложной программы; воспринять телескоп - это означает приготовиться посмотреть в бесконечный звездный мир Галактики.

Восприятие у человека включает осознание предмета с учетом его предыдущего опыта. А если человек признал, что восприятие выступает неким началом для ее познания окружающей действительности, то должны признать и то, что познание одновременно является инструментарием воздействия человека на определенные действия. Наиболее характерными и важными особенностями восприятия являются: наглядность, целостность, структурность, константность (подразумевается относительное постоянство), сознание и другие черты. На основе восприятия формируются представления. Представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, которые влияли на органы чувств человека где-то в прошлом, но не воспринимаются непосредственно в данный момент. Представление - своеобразная упоминание о былом восприятия, в основе которого лежит предыдущий индивидуальный чувственный опыт человека. Исходя из такого положения, можно констатировать тот очевидный факт, что человек, никогда не видевший конкретного предмета, естественно, никогда не сможет представить в своеобразной совокупности свойств и уникальной, только ему свойственной структуре.

Представление является высшей формой психической деятельности человека, чем ощущения и восприятия. В них проявляются элементы обобщения предметов и явлений, которые воспринимались не только одновременно, но и в разных пространственно-временных координатах. И хотя в представлении отслеживаются элементы обобщения, но все же они есть образы, которые не раскрывают внутренние (имманентные) характеристики, взаимосвязи и взаимодействия предметов и явлений. Как бы ни старались, например, представить бесконечность, она всегда будет образно конкретной конечностью. Как бы ни старались, например, представить «точку» в космическом пространстве и даже все «точки над и», она всегда будет образно конкретной.

Таким образом, представление всегда даются в виде своеобразной образной картинки, чувственно-наглядного образа, в котором обобщение и абстрагирование не затрагивает, а вернее, не отражает суть сторон и связей мира предметов и явлений. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предметов, но, однако в нем осуществляется элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и с одновременным отбрасыванием несущественных, второстепенных, нехарактерных для данного явления свойств. Обзор форм чувственного познания (ощущения, восприятия, представления) дает возможность определить характерные черты, присущие этим формам познания и преобразования действительности: непосредственность, есть неотделимость субъекта, который познает, от предмета познания; наглядность или образность; конкретность, т.е. единственность; суб объективность, то есть суть достояние одного субъекта имеет индивидуальные антропологические особенности восприятия и психики, и в частности его прошлого личного опыта; пассивность отражения действительности, есть индивидуум получает чувственную информацию независимо от своих желаний, ибо является генетической наследием; необязательность н 'связи форм чувственного познания с языком и речью.

Какой бы значительной ни была роль форм чувственного познания (ведь они являются первичной, исходной позицией в познании), однако задача познания состоит в том, чтобы выявить общее, необходимое, существенное в мире предметов и явлений. Эта цель достигается на втором, более высоком уровне познания - на уровне мышления. Этот уровень называется также рациональным познанием (от лат. Ratio - разум). Мышление возникает на основании данных чувственного познания, без которых рассуждения человека остается лишенным всякого содержательного смысла. Если внимательно проанализировать переход от чувственного познания к рациональному познанию, то заметим, что чувственные данные фиксируются в словах и словосочетаниях. Именно в такой момент продолжается трансформация чувственных данных, т.е. их преобразование, которое можно назвать осознанием данных человеком. Получив определенный чувственный образ, человек сообщает в словесной форме подобным себе: «магнит», или «трансформатор», или «красивый закат», тем самым человек осознает свое восприятие, а это значит, что человек подводит конкретный предмет или явление, воспринимаемые ней, под общее знание о все подобные предметы и явления определенного класса. Следовательно, чувственные формы познания бы делегируют материал для мышления, которое активно перерабатывает полученный материал и трансформирует его в опыт человеческой деятельности.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно отражает действительность в мышлении. Мышление является осуществляемый в процессе практики целенаправленный, осознанный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. В таком процессе человек на основе чувственных данных раскрывает закономерные связи, которые фиксирует в формах: понятие, суждение, заключение, теория. Следует отметить, что понятие, мысль, вывод, теория являются особыми, необходимыми языковыми формами отражения человеческих знаний. Это объясняется тем, что именно с помощью языковых выражений, которые являются материальной оболочкой мысли, человек объективирует свое мнение. Однако главное в этом процессе заключается в том, что человек может с помощью языковых форм зафиксировать, сохранить и передать свои мысли другим людям для возможности взаимного понимания друг друга в обществе. Поэтому с необходимостью признается, что язык является основным средством формирования мнений, средством их выражения и передачи.

Речь может быть естественной (обычная, разговорная речь) или искусственной (специфический язык символов математики, физики, химии, речь нот, речь символической логики и т.п.). Здесь следует особо выделить, что мышление и язык является не чисто природными свойствами человека, а сложившейся на протяжении длительного исторического развития функцией предметно-практической деятельности социального субъекта, общества в процессе духовной деятельности и общения, идеальной их формой, тогда как чувственные образы постоянно несут на себе отпечаток субъективности по своему содержанию и существованием, мнения, будучи материализованными в словах, теряют эту субъективность по содержанию. Так, мнения какого-то Петренко, во многом, более принадлежат социума, чем ему самому, потому что он вобрал культуру среды, в которой продолжалось всю его жизнь и деятельность до современности. Если же Петренко употребил слово, например, минерал, то понятно, что речь идет об определенном представителя класса природных неорганических химических веществ, входящих в состав земной коры. Это знание не обременено никакими подробностями и частностями субъективного чувственного образа минерала.

Характерной особенностью мышления является и то, что мышление есть познание мира в абстракциях. Абстрагирование - это процесс избавления от случайного, несущественного, второстепенного и одновременное выделение необходимого, атрибутивного, общего, существенного. Общая идея аудитории - идея абстрактна, ведь действительно всегда видим ту или иную конкретную аудиторию: определенного размера, с характерной материально-пространственной организацией и уникальным интерьером. Абстрактная же идея при пускает лишь общие характерные особенности подобных социально-пространственных структур и организаций, предназначенных для реализации определенных функций. Получая из чувственного опыта знания о предметах и явлениях окружающей среды, обнаруживаем, что в одних свойствах предметы и явления подобны и даже тождественными, тогда как в других различаются, а порой и вообще выступают абсолютно противоположными. Часто не замечаем, как невольно сравниваем предметы и объединяем их в классы на основании каких-то определенных свойств, представляются существенными для практической деятельности или для развития какой-то теории. Различают абстракцию - просто как обычную (тривиальную) идею и суть - идею, которой присуща реальность. Понятие наднациональная суть, или справедливость, есть идеал, что реально существует в душе каждого без исключения человека. Абстрактное - это нечто изолированное и такое, что рассматривается отдельно как определенная целостность. Абстракции - сокращение, своеобразные информационные уплотнения, в которых охватываем, согласно их общими признаками, множество самых разнообразных чувственно воспринимаемых вещей, окружающих и которые попадают в формат потребностей и интересов людей.

В результате абстрагирования отдельных свойств предметов и явлений образуются понятия, есть общие знания о некоторые классы однородных предметов и явлений. Опыт абстрагирования позволяет сделать вывод, что мышление имеет обобщенный характер отражения действительности. Это означает, что на рациональном уровне познания всякое отдельное познание может осуществляться только исключительно на основе всеобщего, то есть уже выделенных существенных сторон конкретного класса предметов и явлений. Можно сказать что-либо о конкретной гидроэлектростанцию только на основании знания о общие характерные признаки всех видов электростанций вообще и всех гидроэлектростанций частности. Характерной особенностью мышления является также и то, что мышление - опосредованное познание. Это означает, что человек с помощью мышления получает возможность познавать то, что невозможно непосредственно воспринимать. Более того, человек может познавать и то, что никогда не попадал в непосредственное поле ее индивидуального восприятия. Львиную долю информации о мире вещей и явлений человек получает из банка данных и знаний с помощью выводов. Известно, что, во-первых, круг не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках, во-вторых, эллипс не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках, в-третьих, парабола не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках, а гипербола не может пересекаться прямой линией более чем в двух точках; в-четвертых, круг, эллипс, парабола и гипербола являются различными видами конических сечений. Сопоставляя эти знания, можем сделать вывод, что конические сечения не могут пересекаться прямой линией более чем в двух точках. Или другой пример. Если мы знаем, что данное вещество - натрий и спектр его раскаленной пары дает яркую желтую линию, то, наблюдая за спектром раскаленной пары неизвестного вещества, спектр которой не дает яркой желтой линии, приходим к выводу, что исследуемое вещество не является натрием.

Процесс познания на уровне мышления имеет еще одну особенность, которая проявляется в сознательной целеполагательный, креативной деятельности человека. Если на уровне чувственного познания помимо своего желания слышим какую-то приятную или неприятную мелодию, видим лучи восходящего солнца, или вдыхаем какой-либо запах, то на уровне мышления мы можем блокировать процесс познания. Иначе, можем в любой момент прекратить решения какого-либо вопроса или вообще, как говорится, не видеть проблему и даже не видеть смысла в ее постановке и вообще не думать о ней. Анализ позволяет сделать вывод, что характерными признаками рационального познания следует считать: абстрактность, неразрывность связи с языком и речью, обобщенность характера отражения, опосредованность, сознание направленной деятельности.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии