Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Как и все в мире, мышление имеет свое содержание и форму. Какому-либо выражению или любом ряду связанных между собой мыслей присуща, помимо уникального содержания, также и конкретная, своеобразная форма самого высказывания.

 

Рассмотрим три выражения: «Профессор Владимир Кирпичев - основатель Харьковского технологического института», «Николай Амосов - выдающийся ученый и хирург XX века» и «Харьков - столица Украины». Замечаем, что во всех высказываниях говорится о разных предметах: в первом - о профессора Владимира Кирпичева, во втором - о Николае Амосова и в третьем - о городе Харьков. Во всех трех высказываниях говорится и о различных свойствах предметов: об основателе Владимира Кирпичева, о выдающемся ученом и хирурга, о столице. Легко заметить, что во всех высказываниях содержание мыслей отличается друг от друга, т.е. содержательно разные. Однако, несмотря, что во всех высказываниях говорилось о разном, все же для всех них характерна одна общая общая особенность.

В первом, втором и третьем высказывании мысль отслеживает принадлежность предмета определенного свойства: свойство основателя института принадлежала Владимиру Кирпичеву, такой же есть свойство великого ученого и хирурга Николая Амосова и, наконец, свойство столичности принадлежала городу Харькову. Что тут есть принципиальное, общее, что объединяет все высказывания? Безусловно, единственным свойством является принадлежность, с помощью которой определялась суть высказываний. Итак, принадлежность конкретном случае показывает, что всем трем высказываниям присущ именно тот же способ связи мыслимых частей содержания, то есть логическая форма связи. Форма мысли - это ее структура, то есть то общее, которое присуще различным по содержанию мыслям.

Именно потому, что логические формы мышления проявляются общими и общими для мышления в самых различных областях знания, формы эти языки не отдельными науками, а особой наукой - логикой. Иногда ее называют формальная логика по той причине, что изучает логические формы мышления. И если бы не отличались науки друг от друга тематикой и предметом исследования, мышления, с помощью которого эти науки решают каждый свои конкретные проблемы или специфические задачи, всегда подчиняется законам и правилам логики. Знание законов, принципов и приемов логики и дает человеку возможность осознанно подходить к процессу мышления, способствует повышению ее культуры познания. Знание законов логики помогает также опровергать ложные положения, с которыми приходится встречаться в различных спорах, научных дискуссиях и даже в элементарной, повседневной полемике. Знание логических форм помогает человеку избегать неясности, непоследовательности и противоречия в рассуждениях, а также раскрывать ошибки и контролировать собственное мнение в процессе получения выводного знания, особенно в процессе логического доказательства или опровержения.

История науки чрезвычайно богата фактами, когда неверные результаты получались именно вследствие того, что ученые (математики) допускали логических ошибок в процессе доказательства того или иного теоретического положения. Достаточно сослаться на доказательство постулата Евклида о параллельных прямых. В чем заключалась ошибка математиков их усилия сосредоточены на том, чтобы доказать постулат о параллельных прямых, не прибегая к другим доказанных положений, в которых прямо или косвенно использовался такой постулат. Ход доказательства слишком простой. С «Начал» Евклида исключались те положения, в которых прямо или косвенно (т.е. через другие положения) использовался постулат о параллельных прямых, и на основе положений, оставшиеся пытались доказать. Безусловно, такие доказательства ложные, и часто ошибка - логическая - заключалась в том, что в той или иной части доказательства использовался посылка, равнозначен тому постулату, который требовалось доказать. Этот пример свидетельствует, что несоблюдение основных принципов логики приводит, как следствие, к неверным результатам в процесс и доказательства тех или иных положений.

В чем же состоит главная задача логики как науки? Доминирующей проблемой в логике задачи изучения форм мышления и выяснения правил, принципов и законов, которых мышление должно соблюдать в процессе применения форм. Логика изучает различные формы проявления мысли: понятие - мысли о классы предметов, при этом логика выясняет правила, которыми мышление руководствуется при определении понятий и при их классификации; суждения - мнения или утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо, при этом логика выясняет правила и принципы сопоставление мнений, когда ^ решаются вопросы о совместимости или несовместимости, выводы - мнимые переходы от одних суждений или суждений к другим в процессе доказательства или опровержения, логика классифицирует различные виды выводу, выясняет строение правильных выводов, изучает строение доказательств, классифицирует различные виды доказательств, исследует предпосылки и строение применяемых в науках методов научного мышления.

Правила и принципы связи мыслей в рассуждениях являются одними и теми же, независимо от того, будут ли это мысли о социальных явлениях, о физических или механические процессы или о природных явлениях. Как пример, проанализируем два таких простых соображений.

Первое. Каждая озерная рыба бывает или карпом, или карасем, или линем, или вьюном. Данная озерная рыба - линь. Следовательно, данная рыба не является ни карпом, ни карасем, ни вьюном.

Другое соображение: В тригонометрических функций принадлежат или синус или косинус, или тангенс или котангенс. Данная тригонометрическая функция синусом. Следовательно, данная тригонометрическая функция не является ни косинусом, ни тангенсом, ни котангенс.

По этим соображениям видно, что содержание явно разным, однако их логическая структура подобна.

Логическую структуру можно отразить формулой:

А есть или В, или С, или D, или Е.

А есть D.

Следовательно, А не есть ни В, ни С, ни Е.

В формуле под символами А, В, С, D и Е имеются в виду не конкретные предметы и не конкретные мысли о них, а вообще мыслей, лишены своей конкретности. Логическая форма в таком случае зафиксировала то общее, что является основой связей между мыслями в рассуждениях, в которых отразились реальное взаимодействие вещей. Примеры со всей ясностью и очевидностью доказывают, что одни и те же логические формы и одни и те же логические действия или операции встречаются в самые разнообразные науках, которые охватывают самый разный смысл. В каждой из мыслительных форм мышления отражается действительность в разных понятиях, суждениях и множества типов выводов. Все мышления вообще и их конкретные виды и составляют в каждом конкретном случае предмет логики. Логическая форма и составляет собственно предмет изучения логики как теоретической науки о корректные формы мышления человека.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии