Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Вопрос о природе, сущность и развитие морали рассматривается по-разному: с позиций религиозной догматики, натурализма, с позиций материализма формулируются социально-исторические концепции. В религиозных концепциях мораль обосновывается как данная самим Богом, подчеркивается ее универсальный

, общечеловеческий характер, т.е. распространяется на всех людей без исключения и все равны перед ее требованиями, все должны их придерживаться. Религиозная этика наполняет мораль высоким духовным содержанием, защищает ее от упрощения, утилитарности. Религиозные концепции выносят источника морали за пределы общества и недооценивают значение лица в становлении морального сознания.

Еще в древности возникло натуралистическое объяснение требований морали: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.. Еще в античности Гераклит писал, что люди в массе своей не понимают единого закона логоса, начальной родства с ним и не следуют его требованиям. А это приводит к тому, что люди находятся в плену различных предрассудков. Концепции натурализма, морали в этике получают распространение в эпоху Возрождения (Джордано Бруно, Бернадино Телезио) и в период XVII - XVIII вв.: Теории естественной морали и права, разумного эгоизма, утилитаризма и др.. В XIX в. идеи натурализма формулируются Чарльзом Дарвином, Полем Лафаргом, Карлом Каутским, Гербертом Спенсером, Петром Кропоткиным, Зигмундом Фрейдом, Карлом Юнгом и другими социологами, которые рассматривали этику как фазу биологической эволюции мира в биологической природе человека. Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин считал, что постоянные упражнения совершенствовали стадный инстинкт. Это и привело к появлению у высших животных морального чувства. Значение морали заключается в обеспечении биологически целесообразной деятельности, а органический мир включается в сферу нравственных отношений. Суть морали видится, в конечном итоге, в инстинктах самосохранения и продолжения рода (вида).

Упрощается и искажается процесс возникновения и развития морали в теориях общественного договора. Более взвешенным и глубоким представляется социально-исторический подход к возникновению человека и морали. Аристотель, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие обосновывали социальную природу морали, ее источники искали в развитии общественной жизни. По мнению сторонников социально-исторического подхода, мораль является следствием материально-экономических отношений общества. ее возникновение связывается с необходимостью поддержания общественного (человеческого), в отличие от животного образа жизни, с потребностями координации, согласования индивидуальной по характеру деятельности в коллективную взаимодействие для выживания человека в суровых условиях жизни. Российский теоретик анархизма Петр Кропоткин рассматривал принцип общительности или закон взаимопомощи в животном мире как исходное начало появления нравственных норм, чувство долга, сострадания, уважения к соплеменника и даже самопожертвования. Взаимопомощь в процессе эволюции переходит в понятие справедливости, которое выступает основным содержанием этики. В современной этике подобной позиции придерживается Карл Лоренц, рассматривая моральные нормы как простое продолжение и усложнение животных инстинктов. Основные из них: борьба за сохранение и продолжение рода дает начало в человеческой практике добродетели, любви, заботе, жалости, ответственности, борьба за существование, охрану территории проживания проявляется в конкурентности и агрессивных началах человека. В результате человечество должно признаться, что природа натуральная, биологическая и нужно научиться укрощать агрессивность, попытаться снизить ее влияние на жизнь. Рациональный способ преодоления агрессивности - любовь, творчество и юмор, позволяющий ориентировать жизнедеятельность положительно.

Во многом к эволюционизма тяготеют и взгляды профессора Гуелфського университета (Канада) Макса Рьюз, который, отмечая, что некоторые ученые предлагают изъять этические проблемы по философии и биологизуваты их, пытается доказать, что мораль порождена биологией для того, чтобы обеспечить социальное существование людей. Конечно, без эволюционных процессов в биологии не возникла бы социальная форма движения материи и ее эволюция. Но общественная жизнь принципиально, качественно иная форма движения материи, не является суммой более низких форм. А функционирования сознания, в том числе и общественного, не сводится к биохимических процессов в мозге общественного человека, не исчерпывается ими. Разновидностью концепций натурализма по происхождении морали является социологизаторський подход в этике. Сторонники социологизации этики указывают на различие между человеческой культурой и животным миром, но подчеркивают общую основу возникновения - ген как элементарную информационную единицу, являющуюся средством (хранителем и передатчиком) информации, способом биологического и социального наследования на молекулярном уровне индивидуального и коллективного опыта живого. Известный английский писатель - генетик Роберт Докинз считает, что гены эгоистичны. Вся эволюция живого связана с борьбой за существование уже па молекулярном уровне и выживают не всегда сильные и достойные, а, как правило, хитрые, сумевшие приспособить унаследованный опыт для борьбы с ближними. Выживают в основном те, в которых выражается максимальная любовь к себе самому. Ген-эгоист даже допускает формы поведения, несколько связанные с альтруизмом и в этот момент выгоден. Где выгодно и нужно, ген-эгоист будет (и способен) любить другого. С таких позиций природа альтруизма - это лишь проекция эгоистического поведения.

Происхождение морали вытекает из природы человека как природного существа, его потребностей и интересов, неизменной биолого-психологической сущности индивида. Начало рекомендации антропологического направления провозглашенный еще в V в. до н. е. греческим философом Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Представители антропологического направления в этике Фома Аквинский, Дэвид Юм, французские материалисты, Людвиг Фейербах и другие. В современных условиях антропологическая этика освещается в трудах экзистенциалистов, неофрейдистов и другие.

В рамках антропологизма в этических учениях можно рассматривать и концепцию утилитаризма, ее основным понятием является польза индивида (выгода, личный интерес и т.п.). Источником морали является природа человека, а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка. В истории этики ее представляли софисты в V - IV вв. до н. е., философы Иеремия Бентам, Джон Стив Милль, учение прагматизма и др.. Откровенный индивидуализм и подчинение поведения личности принципу материальной пользы и эгоистического расчета, отрицание ведущей роли духовных интересов в деятельности человека делают утилитаризм непривлекательным для значительной части общественности, которая не воспринимает торгашеский подход в определении духовных ценностей. В современности откровенный утилитаризм встречается редко, претерпел существенные изменения.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии