Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Выяснить суть красоты означает понять источники человеческого бытия. Над этой тайной человечество размышляет много веков. Все представления можно обобщить в таких моделях. Первая модель заключается в том, что прекрасное понимают как печать, или воплощение Бога (абсолютной идеи) в конкретных вещах или явлениях.

 

Вторая модель - понимание человеком как начала, источника прекрасного, которая наделяет эстетически нейтральную действительность богатством собственного духовного мира. В представлении сторонников такой позиции человек как проектирует, предоставляет явлениям действительности, их эстетическое измерение. В противоположность последователи третьей модели в понимании прекрасного видят естественное проявление качеств явлений действительности, близка к их природных особенностей - веса, размера и т.д.. Четвертую модель прекрасного составляют представления тех мыслителей, которые определяют его в соотношении особенностей жизни с человеком как мерой красоты.

Наконец, пятая модель понимания прекрасного возникает из представления, что прекрасное действительно воспроизводится в процессе встречи объективных качеств с субъективным восприятием человека. Но не любые объективно существующие качества действительности ведут к оценке их человеком как прекрасных, а лишь те, которые совпадают с представлением о совершенной вещь, явление, взаимодействие, отношение и т.д..

Итак, прекрасное - это высшая эстетическая ценность, которая совпадает с представлениями человека о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни. Прекрасное как категория эстетики имеет несколько особенностей: действительность имеет в себе объективную основу, фундамент прекрасного, отражающиеся в так называемых законах красоты: законах симметрии, меры, гармонии, ритма и т.д.. Но справедливо отметить, что идеальная симметрия иногда воспринимается человеком не как проявление совершенной жизни, а как проявление смерти, а иногда нарушение симметрии, ритма, гармонии - как проявление жизни, развивается и совершенствуется.

Прекрасное имеет конкретно-исторический характер. Представление о женской красоте в античную эпоху, Средневековье, а затем в XVII - XIX вв. и в XX в. существенно отличаются. Представление о прекрасном зависит от конкретных социальных условий жизни личности, социальной общности, т.е. от их образа жизни. Идеал прекрасного определяется особенностями национальной культуры. Учитывая это красивая, привлекательная девушка на Востоке сравнивается с луной, а у славян - с березкой. Понимание прекрасного зависит от уровня индивидуальной, личностной культуры, особенностями эстетического вкуса, обычаев и средств эстетического воспитания в семье, в близком окружении т.д.. Прекрасное должно специфическое проявление в различных сферах действительности. Имея в виду природу, отмечается, прежде всего, форма ее явлений. В человеке как прекрасное можно оценить ее внешний вид, поведение, внутренний мир, результаты ее деятельности. В обществе предметом эстетической оценки становится степень совершенства общественных отношений. Человечество выработало особый орган духовной жизни, особую его форму - искусство, - которая является специально отобранной и оформленной действительностью, где всегда прекрасной (т.е. совершенной) должна быть форма, но прекрасное может стать (и становится) предметом художественного сознания, что связано с содержанием художественного произведения. Древние греки нашли специальный термин - калокагатия, который означает совпадение в явлении действительности прекрасной формы и прекрасного содержания.

Безобразное - антипод, противоположность прекрасного. Эта категория связана с оценкой тех явлений, которые вызывают человеческое возмущение, недовольство вследствие дисгармонии, диспропорциональности, не упорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Однако, уродливое имеет с прекрасным диалектическая связь, которая выражается в некоторых аспектах - безобразное в негативной форме имеет представление о положительном эстетический идеал и отражает скрытую требование или желание возрождения его идеала; прекрасное и безобразное можно рассматривать как периоды развития одного и того же явления , процесса. Особенно откровенно эта связь наблюдается в природе. Вспомним слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество, как Солнце, рождает Гробак, пестуя лучами, что умерло. Считалось такое преобразование свойством природы и общества; наконец, прекрасное безобразное во взаимодействии. Еще Гераклит мудро заметил, что прекрасная из обезьян есть отвратительной по сравнению с человеком, а мудрая человек по сравнению с Богом кажется обезьяной - и по мудрости, и по красоте, и по всем. Различают внешнее проявление безобразного - гниение, болезнь, распад - и внутренний. Относительно человека - это нравственная деградация. Исследованию этой проблемы посвящена большая художественное наследие. Это «Живой труп» Л. Толстого, повесть А. П. Чехова «Ионыч», пьеса М. Кропивницкого «Мироед, или Паук», романы О. Уайльда «Портрет Дориана Грея», О. де Бальзака «Шагреневая кожа »и т.д..

Следовательно, если человек узнает воплощены в жизнь свои идеальные представления о действительности или то, что способствует ее совершенствованию, то он воспринимает такие явления как прекрасны; если встречаются с распадом жизни, с дисгармонией внешней или внутренней, то это оценивается как безобразное. Поэтому прекрасное - высокая положительная эстетическая ценность, а безобразное - отрицательная эстетическая ценность.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии