Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Одной из главных проблем решению человеческой загадочности является вопрос о происхождении человека. Попытки ответить, как возник человек, охватывает сфера антропогенеза.



Антропогенез происходит от греч, «антропос» - «человек» и «генезис» - «происхождение», что значит учение о происхождении человека. Следует заметить, что версии о происхождении человека не проясняют ее сущности, однако дают интересные варианты толкования человека как рода.

 По сей день ученые не пришли к единому варианту понимания возникновения человека. Существуют разные взгляды на проблему антропогенеза. Наиболее известные версии - это религиозная (теологическая), научная (эволюционная) и космическая (уфологической-инопланетная).

Согласно религиозной версии, человек создан Богом и занимает исключительное место в мире. В Библии (священной книге христиан), в Ветхом Завете описано акт сотворения человека - Адама - с начальным сосуществованием Подобия Божией и пыли, земли, что повлияло на человеческую сущность и дальнейшую судьбу человечества.

Суть споров, которыми пропитана религиозная версия, заключается в вопросе отклонения в творении Бога: почему человек, создан Богом по Его образу и подобию, совершил грех? Почему человек, зная, какой должна и должно быть, не смогла такой стать? Появление вселенского зла связана с первым поступком человека, или оно появилось к ее созданию?

Вселенская событие первого грехопадения протолюдей (первых людей), которые нарушили первый же Завет (договор) со своим Творцом, про-течение веков вызвала много размышлений о природе человека. И, кстати, не только в религиозных мыслителей. Судите сами. Почему, скажем, всемогущий Творец, создавая человека, не лишил ее способностей к измене? Не смог, не захотел? Какой бы был человек вполне запрограммирована на безусловное выполнение установок кого-то более сильного и авторитетного? Была бы она образу и подобию Бога - Творца? Или вызвало бы она его интерес к себе? Размышления над этими и другими вопросами приводят к выводу, что человек является определяющим свободным существом. Она может подвергать все сомнению, все отрицать. Но при этом не забывать об ответственности за свое свободное решение, за свой выбор, за свои собственные творения.

Поэтому религиозная версия происхождения человека как уникальной духовного существа просто не может быть обойденным философскими антропологами, потому что в ней предельно обостренно поставленные вопросы, касающиеся сокровенных глубин человеческой сущности.

Но религиозные версии антропогенеза не игнорируют и природных основ происхождения человека.

Согласно естественнонаучных версий антропогенеза, человек возник из животного, а точнее, человеческого предка, подобного современной человекообразной обезьяны. Натуралистическая концепция трактовки происхождения человека связана с именем Ч. Дарвина и теорией эволюции. Главным аргументом мысли, что человек является результатом естественного отбора, является генетическое совпадение человека и шимпанзе и археологические достижения, доказывающие параллельность развития онтогенеза (индивидуального развития человека) и филогенеза (развития рода homo).

Считаем целесообразным изложить в этом разделе достаточно объемный описание основных ступеней антропогенеза с научной точки зрения. Молодым студентам не помешает знать о нем. И не только в связи с изучением философии, но и других гуманитарных, исторических, естественных наук. К тому же имеющиеся научные взгляды на антропогенез существенно повлияли на трудовые, символические и даже супранатуралистични гипотезы происхождения человека. В антропогенезе выделяют четыре стадии. Первая - стадия непосредственного антропоидных предка человека. Достаточно противоречивые суждения о нем основываются на находках остатков человекообразных существ, живших с эпохи миоцена (4-2 миллиона лет назад). Эти существа получили общее название презинджантропа (пралюди). их типичными представителями являются так называемые австралопитеки (южные обезьяны), кости, черепа и следы быта которых нашли в 1924 г. в Юго-Восточной и Центральной Африке. К поздним австралопитеков относят пралюдей, найденных в 1960 году в ущелье Олдувай, Танзания. их мозг уже достигал объема 600 кубических сантиметров. Калийаргоновий метод показал, что жили они около двух миллионов лет назад. Поразительно, что и в Олдувайський стоянке, и в других стоянках типа Олдувайськои культуры археологи нашли огромное количество (сотни тысяч) небольших каменных предметов из гальки, обработанной человеческими руками. Если это орудия труда, то почему следы использования замечены лишь на двух - трех процентах экземпляров? [35, 36-41]. Загадка Олдувайськои галечной культуры, представители которой якобы только и делали, что заготавливали орудия для сотен будущих поколений, привела к тому, что этих трудолюбивых пралюдей прозвали еще и Homo Habilis (Гомо хабилисы - человек умелый. А может хабилисы действительно транслировали в будущее какую-то важную информацию, викарбовуючы ее на гальку?

Вторая стадия антропогенеза называется стадией архантропов (древний человек). К архантропов принадлежат остатки представителей рода гомо, виду гомо эректус (человек выпрямлена, прямоходящий), найдены на о. Ява (питекантроп, или обезьяночеловек), близ Пекина (синантроп, или китайская человек), в Алжире (атлантроп) и т.д.. их мозг, достигал 900 - 1100 кубических сантиметров. Эпоха архантропов начинается за миллион лет до нашей эры и продолжается до его второй половины. Понятно, датировка является чрезвычайно условным.

Архантропов, как физическому типу человека, отвечает так называемая Шелльська культура, остатки которой были обнаружены в 1860-х годах у г. Шелль близ Парижа. Шелльськи находки оказались идентичными с находками из других стоянок архантропов.

Несмотря на такую идентичность, трудно что-то утверждать, что сотни тысяч сколотых галек хабилисы транслировали архантропов какой-то опыт работы с камнем. Об эволюционном непрерывность между этими физическими типами вообще невозможно говорить, если не поверить в нее искренне. Образовательные отношения гомо хабилис с архантропов навсегда останутся метафизической загадкой антропогенеза. Если, повторяю, не принять тезис о эволюционная связь между ними. Когда-то ее придерживается-вался Ч. Дарвин, Ф. Энгельс, позже - католический церковный иерарх и антрополог Тейяр де Шарден (участвовал в раскопках синантропа), православный священник и философ А. Мень и другие. Хотя названные мыслители имели иные мировоззренческие ориентации, в вопросах раннего антропогенеза все применяли эволюционную гипотезу.

Согласно этой гипотезе можно утверждать, что хабилисы таки передали архантропов не только сотни тысяч своих абсолютно нефункциональных галечных знаков - изделий. но и скрытые за ними навыки работы с камнем. Каменные рубила питекантропов являются более сложными в изготовлении, но они, так сказать, воплощают в себе старую принципиальную идею отщепление от камня лишних кусков с целью придания ему нужной формы. Если меченые сколами гальки олдувайських хабилисы явно демонстрируют отсутствие какой-либо утилитарной назначения, то рубило архантропов имеет функционально-прагматическую направленность. Наверное, назначение такого изделия закладывалось еще в процессе его изготовления. А это значит, что за "здесь и теперь" процесса отщепления лишних кусков камня присутствовала идеальная пространственно-временная перспектива применения будущего инструмента. Но каким образом случилось такое фундаментальное расслоение реальных и мнимых пространств - времен?

Третья стадия антропогенеза связана с появлением палеоантропов (древние люди), которые выходят на арену эволюции около 300 тысяч лет до нашей эры. их впервые обнаружили при раскопках в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа (ФРГ) в 1856 году. Поэтому этот физический человеческий тип зовут неандертальцами. Для ранних неандертальцев характерны достаточно высокий по тем временам рост (ок. 160 см), большой объем мозга (ок. 1600 куб. См), большая физическая сила, отсутствие членораздельной речи.

Палеоантропний типологии рода гомо соответствует и определенный тип материальной культуры. Впервые стоянки палеоантропов были открыты во Франции. Памятники, найденные при раскопках окраине города Амьен, называется Сент-Ашель, послужили образцами для идентификации находок в стоянках людей неандертальского типа, разбросанных в Европе, Азии, Африке. их культуру назвали ашельского. К последней примыкает культура стоянки Ле-Мустье, тоже во Франции. Ее называют мустьерской. Стоянки подобных культур находятся во многих регионах. В Средней Азии - знаменитая Тешик-Гаш [416], в Украине - Киик-Коба, Чокурча, Шайтан-Коба га другие в Крыму, Молодовська в Черновицкой области и т.д.. Знатоки вышеназванных палеоантропних культур основания удивляются тем новациям, которые в них произошли. Подавляющее большинство орудий, как и раньше, - из камня. Что сказать - эпоха древних камней, обрабатываемых палеоантропов (палеолит). Но посмотрите на них, на то большое количество вариантов знаряддевих форм, изготовленных из камней. Здесь и рубила, оббитые с одной и двух сторон, остроконечники для копий, стрел, колючих ножей. Есть изделия вроде топора, является скребла, массивные отщепы, нуклеусы т.д.. По аналогии с основанной хабилисы и тиражируемой питекантропами каменной индустрией неандертальцы строят также индустрию костяную Находки, например, в Молодово, донесли до нас костяную ярангу из бивней мамонтов, много мелких орудий - крючки для рыбы, гарпуны, наконечники стрел.

Удивление знатоков вызвало подтверждение сосуществования питекантропов с неандертальцами. Так, они сосуществовали во времени и пространстве, о чем свидетельствуют обглоданные кости гомо питекантропос в жилищах неандертальцев и остатки гомо неандерталес в пещерах питекантропов [416]. Но как в таких условиях могла происходить нормальная эволюционная передача родового опыта от старшей к младшей ветви рода гомо? А трансляция эта, несомненно, происходила. Крайней мере о ней должны утверждать те специалисты, которые придерживаются эволюционной гипотезы. Потому эволюция не предполагает прерывание постепенности.

Однако производство неандертальцев принципиально не вписывается в производственные схемы предшественников. Питекантропы Шелльськои культуры в принципе лишь воспроизводили неизвестно для чего созданы за 3 миллиона лет хабилисы операции тески камней. их каменные рубила были такими же примитивными и однообразными по исколоты (или просто замечены ударом другого камня) гальки. В отличие от питекантропов, неандертальцы будто порывают свои связи с предыдущими производственными традициями. Если питекантропы только навязывают камня внешнюю предметную форму, полученную из глубины веков, то неандертальцы, наоборот, извлекают из него все новые и новые варианты знаряддевих форм. Благодаря этому камень возникает вещью, которая может быть множеством различных предметов. Неандерталец уже умел вычленять из каменного обломка определенную предметную форму, которой не было в предыдущей производственной традиции. Без большого преувеличения можно утверждать, что именно на рассматриваемой стадии антропогенеза впервые прослеживаем феномен человеческого творчества.

Но любое творчество необходимо связана с духовными предпосылками, с творческим воображением. Имели неандертальцы творческое воображение, каким был их духовный мир? Это еще одна из загадок антропогенеза. Вроде есть все основания утверждать о наличии у неандертальцев и творческого воображения, и духовного мира. Так, они первыми начали хоронить своих родственников, заботясь об их дальнейшем пребывании в позажиттевому мире: вместе с умершими клали предметы обихода, пищу, оружие. Например, в гроте Тешик-Таш (Узбекистан) вместе с костями захороненного мальчика были найдены игрушки из рогов животного. В Шанидар (Ирак) в неандертальского могиле обнаружены остатки множества цветов, которыми когда-то было покрыто тело покойника.

Создание неандертальцами ритуалов, которые не имеют прямого утилитарно-биологического и материально-производственного смысла, ритуалов, не интегрированных в производственный процесс, свидетельствует их первые робкие попытки начать культуру, которая находилась за пределами культа производства. Т.е. они попытались создать культуру чисто духовную, культуру как самостоятельную и самоценное реальность, отделенную от ма-артериального производства. Именно неандертальцу относятся первые попытки создания орнаментальных рисунков, свидетельствуют о появлении зачатков производства духовного как продуцирование особых духовных ценностей.

Но, как известно, палеоантропы-неандерталец оказался тупиковой ветвью эволюции человеческого рода. Почему исчезли представители этой ветви? Ведь они демонстрировали такие возможности ... Физически сильные, хорошо вооруженные, с незаурядным интеллектом, способны к творчеству, они, казалось бы, были обречены на выживание и прогрессирования. И все же около 30 тысяч лет до нашей эры неандертальцы вдруг бесследно исчезают, освобождая место для гомо сапиенс (человек разумный).

Четвертая стадия антропогенеза связана с неоантропов, или человек разумный. Древнейшие остатки и следы деятельности гомо сапиенс археологи находят еще в слоях верхнего или позднего палеолита, соответствующие примерно 40 тысячам лет до нашей эры. Некоторое время (около 10 тысяч лет) сапиенс сосуществовали с неандертальцами. Или состоялась коммуникация между ними, происходила трансляция родового опыта неандертальцев сапиенс, как того требует эволюция? Материально-производственная культура сапиенса, несмотря на все ее новации, в основе своей оставалась каменной. Сапиенс унаследовали и чрезвычайно развили способности предшественников извлекать множество принципиальных новаций.

Во-первых, именно неоантропы-сапиенс изобрели миф как организован категориальный костяк духовной и материальной культуры. В основе мифа - идея одушевлености всего существующего (анимизм). Она стала мировоззренческой основой их творческого воображения: все есть одушевлено-родственным, всякое может становиться чем угодно. Скажем, определенный кусок камня вмещает в себя множество возможностей стать многими определенными вещами, которые не потеряют с ним духовного родства. И сапиенс активно с этими возможностями экспериментировали в своей практической деятельности.

Во-вторых, именно в культуре неоантропов прослеживаем раздвоение ранее целостного потока каменной индустрии на изготовление предметов утилитарного назначения, орудий труда и изготовление предметов, направленных на поддержание Того мифосемантичного скелета культуры, ее мировоззренческих устоев. Среди них важное место занимают предметы ритуала, предметы искусства. Благодаря им создается мир специфической духовности.

Верхний палеолит и неолит действительно сообщают о мощном духовно-эволюционный взрыв, благодаря которому траектория развития лю-дины разумной стремительно поднимается. Об этом свидетельствуют последствия его творческой деятельности - изобретение земледелия и скотоводства, появление шлифованных каменных орудий, тканей, глиняной посуды, крупных поселений типа трипольских поселений в Украине, Иерихона в Палестине, Чатал-Хююк в Малой Азии. Мозг человека также стремительно эволюционирует в эти времена. Причем, как свидетельствуют данные сравнительной антропометрии, развитие мозга прослеживается у всех народов сразу. Уже кроманьонцы и родственные им представители ориньякской культуры позднего палеолита (30 тыс. лет назад) ничем не уступали современному человеку. Как, кстати, и более ранние, те, которых относят к мустьерской культуры раннего палеолита (времена появления homo sapiens) в Азии, Африке и Европе, в частности, в Украине (Триполье, Запорожская обл, Молодово, Антоновка, Крым). Реконструкции М. М. Герасимова по черепам, найденным в гроте Мурзак-Коба (Крым), свидетельствуют, что это были стройные, красивые люди с прекрасно развитым черепом. их искусство (так называемая "ориньякской" скульптура и графика) свидетельствует, что духовный мир наших далеких предков был богатым и сложным, что они выделялись прекрасно художественной одаренностью, проникновенной интуицией, изящной симпатией, которые помогали им не только реализовать свое единство с миром природы, но и чувствовать высшую духовную основу этого единства. Пожалуй, только она давала этим людям духовные силы в противостоянии опасным и сильным неандертальцам и хищникам в доисторические времена. Ведь именно суггестия (внушение) могла, как утверждает Б. Ф. Поршнев, быть эффективным средством обуздания их агрессивности.

Как отмечают специалисты, именно на кроманьонцы биологическая эволюция человека, которую связывают с естественным отбором, остановилась.

В дальнейшем ее заменили эволюционные процессы развития материальной и духовной культуры. Совершенствуются средства труда. Каменные орудия меняются медными, затем бронзовыми. Растет производительность трудовой деятельности, распространяется обмен ее продуктами. Наряду с имеющимися родоплеменными сообществами образуются новые, построенные на политических и экономических основах. Происходят большие перемещения народов. Так, в течение VI-III тысячелетий до н.э. осуществлялось расселения афро-азиатских племен из Сахары по Северной Африке, а также по степных территориях Аравии, Сирии, Месопотамии, где осела семитомовна часть афразийской языковой семьи. С IV тысячелетия до н.э. на землях между Карпатами и Уралом расселяются племена индоевропейской языковой общности. Между IV и III тысячелетиями до н.э. были освоены земледельцами-скотоводами долины трех великих рек Африки и Азии: Нила, Евфрата, Инда. На рубеже IV тысячелетия до н.э. происходит переход от первоначальной общинности (варварства) к цивилизации. Появляется город.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии