Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Отношение культура / природа можно проследить по следующим уровням:

- Практическое отношение, выражающееся в труде;

Отношение культура / природа меняется также в контексте истории культуры и в каждом типе культуры.



Практическое отношение культуры и природы приводит к все более широкого преобразования натуры в культуру. В результате культура предстает как преображение натуры человеком, практически-духовное отношение, которое складывается в обыденном сознании людей и выражается в превращение ни силами фантазии окружающего мира в воображаемый идеальный мир мифологии, религии и искусства;

- Духовно-теоретическое отношение, формируется через познание законов природы в соответствующих естественных науках.

Во сферами проявления отношений природа / культура понимают

- Превращение «во вторую природу» окружающего материального мира вследствие соответствующих действий культуры;

- Столкновение и противоборство природы и культуры в самом человеке как естественный и одновременно культурной существу;

 - Создание человеческим воображением в ходе практически-духовного освоения реальности идеального мира, воплощается в образах мифологии и искусства согласно своим желаниям, интересам, а материальное производство становится одухотворенным, приобретает человеческого содержания, то есть становится культурным по своей сути. Плоды материального производства, становясь культурными явлениями, остаются материально-вещественными процессами и предметами и подлежат действию законов природы, с одной стороны, и одновременно становятся не подвластными этим законам своими сверхъестественными культурными характеристиками - с другой.

Итак, предметы материальной культуры остаются - природными именно потому, что материальные время проявляются и сверхъестественную мы, так одухотворены творческой мыслью человека, его эйдосом. Это двустороннее природно-культурная реальность характеризует не только «окультуривания» среды, но и природы человека как биологического существа. В отношениях человека с природой исторически сложившийся спектр отношений, на одной стороне которого формируется обожествление природы, поклонения ей, на другой - стремление навязать ей человеческую волю.

Встреча природных и культурных факторов в антропогенезе и продолжение их работы в онтогенезе, в индивидуальном развитии каждого конкретного человека, находит широкую вариативность в рамках индивидуального существования на разных этапах истории, в разных социокультурных системах.

В общем, в исторической типологии культуры можно проследить закономерный характер изменений в системе культура / природа, порождаемые внутренней логикой развития культуры:

- Первоначальный этап истории, когда человечество ощущает себя органичной частью природы, растворенное в ней органично и духовно;

- Второй этап, связанный с зарождением цивилизации и формированием двух противоположных позиций: натуралистической, выражающееся в поклонении культуры натуре, в пантеистическом отождествлении Бога с природой, в трактовке искусства как подражания природе, и сциентичнои, выражающееся завоеваниями европейского научно-технического прогресса в XVI-XXI вв.;

- Третий этап может сложиться в будущем на основе гармоничных отношений природы / культуры, которые будут характеризовать цивилизацию постиндустриального типа. Именно такое уравнивание может улучшить ситуацию с экологическим кризисом, спасти человечество как продукт культуры.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии