Отношение культура / природа можно проследить по следующим уровням:
- Практическое отношение, выражающееся в труде;
Отношение культура / природа меняется также в контексте истории культуры и в каждом типе культуры.
Практическое отношение культуры и природы приводит к все более широкого преобразования натуры в культуру. В результате культура предстает как преображение натуры человеком, практически-духовное отношение, которое складывается в обыденном сознании людей и выражается в превращение ни силами фантазии окружающего мира в воображаемый идеальный мир мифологии, религии и искусства;
- Духовно-теоретическое отношение, формируется через познание законов природы в соответствующих естественных науках.
Во сферами проявления отношений природа / культура понимают
- Превращение «во вторую природу» окружающего материального мира вследствие соответствующих действий культуры;
- Столкновение и противоборство природы и культуры в самом человеке как естественный и одновременно культурной существу;
- Создание человеческим воображением в ходе практически-духовного освоения реальности идеального мира, воплощается в образах мифологии и искусства согласно своим желаниям, интересам, а материальное производство становится одухотворенным, приобретает человеческого содержания, то есть становится культурным по своей сути. Плоды материального производства, становясь культурными явлениями, остаются материально-вещественными процессами и предметами и подлежат действию законов природы, с одной стороны, и одновременно становятся не подвластными этим законам своими сверхъестественными культурными характеристиками - с другой.
Итак, предметы материальной культуры остаются - природными именно потому, что материальные время проявляются и сверхъестественную мы, так одухотворены творческой мыслью человека, его эйдосом. Это двустороннее природно-культурная реальность характеризует не только «окультуривания» среды, но и природы человека как биологического существа. В отношениях человека с природой исторически сложившийся спектр отношений, на одной стороне которого формируется обожествление природы, поклонения ей, на другой - стремление навязать ей человеческую волю.
Встреча природных и культурных факторов в антропогенезе и продолжение их работы в онтогенезе, в индивидуальном развитии каждого конкретного человека, находит широкую вариативность в рамках индивидуального существования на разных этапах истории, в разных социокультурных системах.
В общем, в исторической типологии культуры можно проследить закономерный характер изменений в системе культура / природа, порождаемые внутренней логикой развития культуры:
- Первоначальный этап истории, когда человечество ощущает себя органичной частью природы, растворенное в ней органично и духовно;
- Второй этап, связанный с зарождением цивилизации и формированием двух противоположных позиций: натуралистической, выражающееся в поклонении культуры натуре, в пантеистическом отождествлении Бога с природой, в трактовке искусства как подражания природе, и сциентичнои, выражающееся завоеваниями европейского научно-технического прогресса в XVI-XXI вв.;
- Третий этап может сложиться в будущем на основе гармоничных отношений природы / культуры, которые будут характеризовать цивилизацию постиндустриального типа. Именно такое уравнивание может улучшить ситуацию с экологическим кризисом, спасти человечество как продукт культуры.