Образование человека не похоже на образование остальных живых существ. Бог создал человека из двух «компонентов»: с «праха земного», уже созданного к тому времени, и души, которую Бог вдохнул в человека и которой до этого не
существовало. Остальные живых существ относятся либо к материальному миру (животные), либо к духовной (ангелы), и только человек имеет двойственную природу. Поэтому человек - венец Божьего творения, его главная действенная лицо.
Зла как такового не существует, зло - это отсутствие добра, нежелание добра, жизни вопреки воле Всевышнего. Иудаизм делает акцент не на объяснении природы зла, а необходимость практического утверждения добра. О зле не сказано: борись с ним! Сказано: уклоняйся, избегай! Следует активно творить добро! Человек имеет свободу выбора. Иудаизм не признает судьбы, в которой заранее было запрограммировано моральные действия человека. Первые люди - Адам и Ева - нарушают запрет Бога и съедают плод с дерева познания добра и зла, после чего пытаются убежать от Бога. Создатель дает им возможность покаяться, однако они не используют ее. Адам не говорит: «Прости меня, я поступил так, как ты запретил мне. Я сожалею об этом. Этого больше не повторится ». Он произносит совсем другое: «Это виновата жена моя». И тут же добавляет: «Ведь это Ты дал ее мне». Таким образом Адам перекладывает ответственность сначала на жену, а затем, в конце концов, на самого Бога. Ева же заявляет: «Виноват змей». В этой и других историях говорится, что у человека всегда есть возможность покаяния.
В иудаизме покаяния состоит из определенной последовательности действий: 8 осознание греха, 8 принятия решения об исправлении; 8 извинения и возмещения убытков, 8 действия, обратные грехе. Семья в понимании евреев - не помеха, а необходимое условие служения Богу. Развод не поощряется, но и не запрещается. Мужчина и женщина равны перед Богом, но им предлагается выполнять различные религиозные заповеди, причем требования к женщине существенно мягче, чем к мужчине. Об уважении, которым окружена женщина в иудаизме, свидетельствует и то, что принадлежность ребенка к еврейству определяют не по отцу, а по матери. Иудаизм считает, что человек становится человеком в момент зачатия. Такое понимание делает аборт морально невозможным, потому что он равнозначен убийству.
Смерть - это разрушение целостности человека: ее естественную часть или тело ("прах земной"), предают земле, из которого она взята. Бессмертная Божественная душа нематериальна, поэтому не гниет, а возвращается к тому, кто дал ее человеку. В Торе немного говорится о загробной жизни, не сообщается, как выглядит загробный мир и как будет происходить воскрешение мертвых. Вообще иудаизм ориентирован на «это» жизни.