Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Политическая мысль зародилась в древние времена в странах Древнего Востока - Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Персии.

ЕГИПТЯНЕ считали, что ключ к проблемам функционирования государственной власти, справедливости, правосудия

находится в руках богини истины и порядка Маат. Творцом мира и всего живого на Земле, верховным царем и отцом других богов считали бога солнца, бога-фараона Ра, который властвовал над богами и людьми. Затем он передал царствование своим потомкам, тоже богам - Осирису, Исиде, Сету, Гору и другим. От них ушло более 340 фараонов-людей. Таким образом пропагандировалось божественное происхождение государственной власти, оправдывалась восточная деспотия, подчиненность "низших высшим".

Общество представлялось египтянам как пирамида, вершина которой - боги и фараоны, подножие - народ. Между ними - жрецы, знать, чиновники.

Вместе египетские мыслители призвали не злоупотреблять властью, укрощать корыстные стремления, уважать старцев, не грабить бедных, не обижать слабых и т.п..

Шумерские ранньополитична мнение, как и египетская, видела источник власти в верховном божестве, которое вместе с подчиненными богами определяет земные дела и человеческие судьбы. Это зафиксировано в надписях на глиняных табличках о реформах Уруинимгина (XXIV в. До н. Э), песнях и сказаниях о Гильгамеше (XXIII в. До н. Э), Шумерских законах (XXI в.), Законах Билаламы - правителя Эшнунны (XX в. в. н. э), Царских списках (XX-XIX вв. до н. э) и т.д..

Вавилоняне оставили одну из ценнейших памятников восточной политико-правовой мысли - Законы Хаммурапи (1792-1750 до н. Э). С 282 статей этого кодекса сохранилось 247, в которых зафиксировано стремление к воплощению вечной справедливости, к преодолению зла и беззакония. Право рассматривалось не как сакральная (священная), а светская сущность.

Заратустра (VIII в. До н. Э основатель зороастризма - мифологических представлений древних персов): в центре его учения борьба добра и зла. Государство должно быть земным воплощением небесного царства, монарх насаждать добро, бороться против зла в государстве. У власти должны быть найдоброчесниши люди. Призывал к взаимной любви, прощения, мира.

Будда (563-483 pp. До н. Э; сборник "Дигха Никайя"): Его учение сосредоточено на лице, которую необходимо избавить от постоянных страданий. Возражал теорию божественного происхождения каст и царской власти. Предлагал людям отказаться от желаний и страстей, сделать свою жизнь неподвластным влиянию среды.

Конфуций (551-479 pp. До н. Э) - яркий представитель стародавньокитайськои мысли. Взгляды Конфуция изложены в книге "Луньюй" ("Беседы и суждения"), составленной его учениками.

Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство выступает как большая семья. Власть правителя в государстве такова, как власть отца в семье, а отношения правящих и подданных напоминают семейные отношения, где младшие зависят от старших. Правитель (император) является "сыном неба", его власть имеет божественное происхождение. Конфуций выдвигал важное требование соблюдения в государственном управлении моральных принципов, был противником всякого насилия и считал, что обеспечение общественного порядка должно осуществляться не путем насилия, а путем совершенствования самого человека, соблюдения добродетели.

Добродетель в толковании Конфуция выступает как широкий комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбие, забота о людях, уважительное отношение к родителям, преданность правителю, чувство долга и т.п..

Регулирование политических отношений посредством требований добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов, что было с условлено их традиционно карательным значением.

Конфуций не возражал полностью значение законодательства, однако отводил ему вспомогательную роль, выдвигая на передний план в регулировании общественных отношений требования добропорядочности.

МО ЦЗЫ (479-400 pp. До н. Э), - основатель моизму, развивал идею естественного равенства всех людей и обосновывал договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности верховной власти народа.

Мо Цзы считал, что власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей. Мо Цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. В древности, считал он, не было управления и наказания, каждый имел свое понимание справедливости, и поэтому в отношениях между людьми царила вражда.

Идея единой для всех справедливости и единой законодательной власти была направлена в Мо Цзы против произвола чиновников, которые, устанавливая свои порядки, прибегали к насилию и жестоких наказаний. Важное место в его учении занимает требование учета интересов простого народа в управлении государством. Он решительно выступал за освобождение низов общества от гнета, страданий и нищеты. Бедность Мо Цзы считал источником беспорядков в государстве.

ШАН ЯН (390-338 pp. До н. Э) - выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы и суровые наказания (легизм).

Утверждал, что организация государственного управления должны основываться не на традиции и ритуале, а на основе единых, четко определенных законов - "фа" (отсюда китайское название этой школы - "фация"), которые опираются на строгие наказания.

Законы, а не личные желания или произвола правителей должны лежать в основе государственного управления. Концепция государственного управления Шан Яна проникнута враждебностью к простым людям, низкой оценкой их поступков и убеждений, уверенностью, что только с помощью жестоких законов народ можно держать в повиновении. Этот идеал «законницькои» государства отрицает законодательное установление каких-либо прав подданных и воспринимает закон лишь как средство государственного управления в интересах правителей.

Несомненно, политические идеи, которые были представлены загаданными выше великими мыслителями сход, интересны для нас. Они составляют часть политической культуры восточной цивилизации и имеют большое значение для истории развития всей человеческой истории. Вместе с тем, через различные исторические причины они почти не влияли на развитие европейской цивилизации. Значительно большее влияние на современную Европу имеет политическая мысль мыслителей Древней Греции и Рима.

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерного для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, предполагающий выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникавших между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, которые возникли в то время, не потеряли своей актуальности до сих пор.

Весомый вклад в политическую теорию принадлежит древнегреческим мыслителям, прежде всего, творчеством «семи мудрецов» (кон. VII - нач. VI в. До н. Э). Произведенные ими формулы "добродетелям - свой, пророкам - чужой", "силой не делай ничего" (Клеобул) "соблюдай добродетели", "закон - это сочетание права и силы", "научившись подчинению, научишься управлению" (Солон), " Не грози свободным, не на то права »,« не желай невозможного "," познай самого себя "," слушайся законов больше, чем ораторов "," подчиняйся законам "(Хилон)» не красуйся внешностью, а любой прекрасный делами ", "учи и учись лучшему" (Фалес), "не делай того, что не нравится другому", "закон - воплощение наивысшего могущества", "владей своим" (Питтак), "бери убеждению, а не силой", "говори уместно" (Биант), "демократия лучше тирании», «не наказывай преступника, а поперджай преступление", "люби законы старые, а пищу свежую" (Периандр) и др.. - Призваны были стать моральной нормой общежития.

Солон (640-559 до н. Э) благодаря решительным реформам в государственном строительстве вошел в историю как родоначальник древнегреческой демократии. Частная собственность по его эпохи получила не только легитимный характер, но и стало решающим признаком при определении политических прав граждан, объем которых зависел от имущественного ценза, а не от происхождения.

ДЕМОКРИТ (470-366 до н. Э) - учение особенно повлияло на развитие политической идеологии: о справедливости в политике как соответствие природе, об обществе, государстве и законы как искусственные образования людей в результате естественного процесса, о политическом конформизме и моральную солидарность свободных граждан как необходимый компонент "хорошей" государства. Демокрит доказывал земное, а не божественное происхождение человека (земли и воды), общественное, а не небесное происхождение права. В контексте тех идей фигурировали учения Пифагора (580-500 до н. Э), Гераклита (530-470 до н. Э) и других древнегреческих мыслителей.

Софист - родоначальники рационалистических интерпретаций политического развития (Протагор (481-411 до н. Э), Горгий (483-375 до н. Э), Гиппий (460-400 до н. Э), Антифонт (V в. До н. э), Фрасимах (V в. до н. э) и др..

Заслуга софистов в очеловечивании общественно-политических явлений, учреждении светской теории политики, государства и права, перемещении человека с "периферийных позиций" в центр политической жизни, отношении к ней как к "меры всех вещей", естественного равенства людей, в том числе и рабов , в развитии демократических взглядов.

СОКРАТ (469-399 pp. До н. Э) - вел поиски рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических норм, нравственной природы государства и права, был принципиальным сторонником законности. Основу нормального функционирования государства, его благополучия он усматривал в незыблемости законов, подчинении им всех граждан. Соблюдение полисных законов Сократ связывал с единомыслие граждан, под которым понимал преданность и подчинение законам.

Он пытался сформулировать идеально-разумную сущность государства. Власть, основанная на воле народа и государственных законах, Сократ считал царством, а власть, основанную на произволе правителя и направленную протии народа - тиранией. Правление тех, кто соблюдает законы, он называл аристократией, правление богатых - плутократией, а правление всех - демократией. При этом мыслитель отрицательно относился к участию в управлении государством большинства народа (по его мнению, грубых и некомпетентных людей). Управлению государством Сократ уделял особое внимание, утверждая, что править должны компетентные лица.

Платон (427-347 pp. До н. Э) - свое политическое учение он изложил главным образом в трактатах-диалогах "Государство", "Политик" и "Законы". Учение Платона о государстве основывается на его философских взглядах.

Эту идеальную справедливое государство Платон строит по аналогии с человеческой душой. Трем началам человеческой души (разумному, волевому и чувственном) в государстве аналогичные три похожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три общественных состояния - правителей, воинов и производителей. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало делало только свое дело согласно установленной иерархии. Идеальное государство Платона - это справедливое, основанное на законах, правление лучших. Такое правление может быть или царской властью (если среди правителей выделяется кто-то один - достойный), или аристократией - властью нескольких лучших.

Из-за несовершенства человеческой натуры такое государство не может быть вечной и изменится другими, худшими формами правления - тимократия, олигархией, демократией или тиранией. Причем каждая из этих форм является хуже предыдущих.

Демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но такой, что не имеет надлежащего управления. Платон, как и другие древнегреческие мыслители, возражал вообще демократию как власть народа, а демократию как власть толпы - охлократию.

Каждую из форм государственности теряет именно то, что считается в ней высшим благом. В тимократии это военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода. Именно по демократии вырастает ее продолжение и противоположность - тирания, установление которой означает превращение чрезмерной свободы в чрезмерное рабство. Тирания - наихудшая форма государственного правления, при которой царят беззаконие, произвол и насилие. В диалоге "Политик" Платон высоко оценивает роль политики в жизни общества. Он считает политику царским искусством, требует знаний и умение управлять людьми. Если правители обладают таким искусством, то не имеет значения, правят ли они по законам или без них. В тех государствах, где нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 pp. До н. Э) - политические взгляды изложены главным образом в трудах "Политика" и "Афинская полития". Занимался проблемами происхождения, сущности и формы государства. Он считал, что государство возникло не в результате какого-то соглашения между людьми на основе их волеизъявления, а естественно-историческим путем - из семьи и поселений как всеобъемлющая и самая форма общения людей. Предопределяется этот процесс тем, что человек по своей природе политической существом, и завершение этой ее природы находит свое выражение именно в политическом общении, т.е. в государстве.

Форму государства Аристотель характеризовал как политическую систему, определяется верховной властью в государстве. Тремя правильными формами государства выступают монархия, аристократия и полития, а тремя неправильными - тирания, олигархия и демократия. Каждая из этих шести основных форм имеет свои виды, в зависимости от комбинации формообразующих признаков.

Наилучшей формой правления, по Аристотелю, является полития, в котором власть принадлежит большинству и осуществляется на общее благо. Худшей из неправильных форм государства является тирания, где власть осуществляется деспотическими методами одним лицом в личных интересах. Аристотель различает крайнюю демократию, в которой верховная власть принадлежит народу, а не закона, и умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Первую он резко осуждает, вторую поддерживает.

Полития воплощает в себе лучшие стороны олигархии и демократии (объединяет богатых и бедных, богатство и свободу), но свободна от их недостатков и крайностей. По Аристотелю, полития является средней форме государства, в котором во всем преобладает средний элемент. В обычаях это - умеренность, в имуществе - средний достаток, в правлении - средний слой. Этот средний слой является ценным относительно политики, поскольку он наиболее привержен к существующим порядкам, и благодаря ему в государстве можно смягчить противоречие между бедными и богатыми, которая является причиной государственных переворотов.

Полибий (210-128 до н. Э) - начал политическую историю как науку ("Всеобщая история"). Историю человечества он рассматривал как закономерный, необходимый процесс движения к новому по всеобщим мировым законом и разумом. История государственности - естественный процесс в рамках цикла: царство - тирания - аристократия - олигархия - демократия - охлократия. Полибий подробно анализирует сущность этих государственных форм, причины упадка одних и взлета других, определяя три главных (царство, аристократия, демократия), группируя их по противоположными признаками: царство - с тиранией, аристократию - с олигархией, демократию - с охлократией.

Рациональная форма государства - смешанное правление царя старейшин и народа (переплетение черт царства, аристократии и демократии). Эта идея содержит концепцию получений и противовесов: три власти не только поддерживают, но и препятствуют друг другу, наталкиваются на противодействие двух других властей, что обеспечивает государству стабильность. Это дает основания считать Полибия отцом не только политической истории, но и теории разделения властей.

Марк Туллий Цицерон (106-43 pp. До н. Э) был знаменитым римским оратором, юристом и государственным деятелем. Государство Цицерон определяет как дело, достояние (лат. res) народа (лат. populi). Отсюда происходит и ее название - республика (лат. respublica). Основную причину происхождения государства он видит во врожденной потребности людей жить вместе. Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного правления и их преобразований.

В зависимости от числа правящих он различал три простых формы правления: царскую власть (монархию), власть оптиматов (аристократию) и власть народа (демократию). Каждая из этих форм имеет свои преимущества: в царской власти это благоволение к подданным, у власти оптиматов - мудрость, у власти народа - свобода. Но каждому из них присущи и определенные недостатки. Так, царская власть и власть оптиматов ограничивают свободу народа и устраняют его от участия в управлении государством, а демократия означает уравниловку.

Цицерон считает, что при возможности выбора из простых форм правления предпочтение нужно отдать царской власти, а демократию следует поставить на последнее место. Но лучшей формой государства является смешанная форма, создаваемая путем равномерного смешения достоинств трех простых форм правления. Важнейшими достоинствами такого государства является ее прочность и правовое равенство граждан.

После крушения Римской республики, с началом новой эры, популярными стали идеи Сенеки (3-65 н. Н.э.), Эпиктета (50-140 н. Н.э.), Марка Аврелия (121-180 н. Э) и других римских стоиков , которые в условиях усиления авторитаризма, правового беспредела проповедовали политическую пассивность, индивидуализм, космополитизм, фатализм.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии