Политическая мысль зародилась в древние времена в странах Древнего Востока - Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Персии.
ЕГИПТЯНЕ считали, что ключ к проблемам функционирования государственной власти, справедливости, правосудия
находится в руках богини истины и порядка Маат. Творцом мира и всего живого на Земле, верховным царем и отцом других богов считали бога солнца, бога-фараона Ра, который властвовал над богами и людьми. Затем он передал царствование своим потомкам, тоже богам - Осирису, Исиде, Сету, Гору и другим. От них ушло более 340 фараонов-людей. Таким образом пропагандировалось божественное происхождение государственной власти, оправдывалась восточная деспотия, подчиненность "низших высшим".
Общество представлялось египтянам как пирамида, вершина которой - боги и фараоны, подножие - народ. Между ними - жрецы, знать, чиновники.
Вместе египетские мыслители призвали не злоупотреблять властью, укрощать корыстные стремления, уважать старцев, не грабить бедных, не обижать слабых и т.п..
Шумерские ранньополитична мнение, как и египетская, видела источник власти в верховном божестве, которое вместе с подчиненными богами определяет земные дела и человеческие судьбы. Это зафиксировано в надписях на глиняных табличках о реформах Уруинимгина (XXIV в. До н. Э), песнях и сказаниях о Гильгамеше (XXIII в. До н. Э), Шумерских законах (XXI в.), Законах Билаламы - правителя Эшнунны (XX в. в. н. э), Царских списках (XX-XIX вв. до н. э) и т.д..
Вавилоняне оставили одну из ценнейших памятников восточной политико-правовой мысли - Законы Хаммурапи (1792-1750 до н. Э). С 282 статей этого кодекса сохранилось 247, в которых зафиксировано стремление к воплощению вечной справедливости, к преодолению зла и беззакония. Право рассматривалось не как сакральная (священная), а светская сущность.
Заратустра (VIII в. До н. Э основатель зороастризма - мифологических представлений древних персов): в центре его учения борьба добра и зла. Государство должно быть земным воплощением небесного царства, монарх насаждать добро, бороться против зла в государстве. У власти должны быть найдоброчесниши люди. Призывал к взаимной любви, прощения, мира.
Будда (563-483 pp. До н. Э; сборник "Дигха Никайя"): Его учение сосредоточено на лице, которую необходимо избавить от постоянных страданий. Возражал теорию божественного происхождения каст и царской власти. Предлагал людям отказаться от желаний и страстей, сделать свою жизнь неподвластным влиянию среды.
Конфуций (551-479 pp. До н. Э) - яркий представитель стародавньокитайськои мысли. Взгляды Конфуция изложены в книге "Луньюй" ("Беседы и суждения"), составленной его учениками.
Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство выступает как большая семья. Власть правителя в государстве такова, как власть отца в семье, а отношения правящих и подданных напоминают семейные отношения, где младшие зависят от старших. Правитель (император) является "сыном неба", его власть имеет божественное происхождение. Конфуций выдвигал важное требование соблюдения в государственном управлении моральных принципов, был противником всякого насилия и считал, что обеспечение общественного порядка должно осуществляться не путем насилия, а путем совершенствования самого человека, соблюдения добродетели.
Добродетель в толковании Конфуция выступает как широкий комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбие, забота о людях, уважительное отношение к родителям, преданность правителю, чувство долга и т.п..
Регулирование политических отношений посредством требований добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов, что было с условлено их традиционно карательным значением.
Конфуций не возражал полностью значение законодательства, однако отводил ему вспомогательную роль, выдвигая на передний план в регулировании общественных отношений требования добропорядочности.
МО ЦЗЫ (479-400 pp. До н. Э), - основатель моизму, развивал идею естественного равенства всех людей и обосновывал договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности верховной власти народа.
Мо Цзы считал, что власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей. Мо Цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. В древности, считал он, не было управления и наказания, каждый имел свое понимание справедливости, и поэтому в отношениях между людьми царила вражда.
Идея единой для всех справедливости и единой законодательной власти была направлена в Мо Цзы против произвола чиновников, которые, устанавливая свои порядки, прибегали к насилию и жестоких наказаний. Важное место в его учении занимает требование учета интересов простого народа в управлении государством. Он решительно выступал за освобождение низов общества от гнета, страданий и нищеты. Бедность Мо Цзы считал источником беспорядков в государстве.
ШАН ЯН (390-338 pp. До н. Э) - выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы и суровые наказания (легизм).
Утверждал, что организация государственного управления должны основываться не на традиции и ритуале, а на основе единых, четко определенных законов - "фа" (отсюда китайское название этой школы - "фация"), которые опираются на строгие наказания.
Законы, а не личные желания или произвола правителей должны лежать в основе государственного управления. Концепция государственного управления Шан Яна проникнута враждебностью к простым людям, низкой оценкой их поступков и убеждений, уверенностью, что только с помощью жестоких законов народ можно держать в повиновении. Этот идеал «законницькои» государства отрицает законодательное установление каких-либо прав подданных и воспринимает закон лишь как средство государственного управления в интересах правителей.
Несомненно, политические идеи, которые были представлены загаданными выше великими мыслителями сход, интересны для нас. Они составляют часть политической культуры восточной цивилизации и имеют большое значение для истории развития всей человеческой истории. Вместе с тем, через различные исторические причины они почти не влияли на развитие европейской цивилизации. Значительно большее влияние на современную Европу имеет политическая мысль мыслителей Древней Греции и Рима.
Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерного для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, предполагающий выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникавших между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, которые возникли в то время, не потеряли своей актуальности до сих пор.
Весомый вклад в политическую теорию принадлежит древнегреческим мыслителям, прежде всего, творчеством «семи мудрецов» (кон. VII - нач. VI в. До н. Э). Произведенные ими формулы "добродетелям - свой, пророкам - чужой", "силой не делай ничего" (Клеобул) "соблюдай добродетели", "закон - это сочетание права и силы", "научившись подчинению, научишься управлению" (Солон), " Не грози свободным, не на то права »,« не желай невозможного "," познай самого себя "," слушайся законов больше, чем ораторов "," подчиняйся законам "(Хилон)» не красуйся внешностью, а любой прекрасный делами ", "учи и учись лучшему" (Фалес), "не делай того, что не нравится другому", "закон - воплощение наивысшего могущества", "владей своим" (Питтак), "бери убеждению, а не силой", "говори уместно" (Биант), "демократия лучше тирании», «не наказывай преступника, а поперджай преступление", "люби законы старые, а пищу свежую" (Периандр) и др.. - Призваны были стать моральной нормой общежития.
Солон (640-559 до н. Э) благодаря решительным реформам в государственном строительстве вошел в историю как родоначальник древнегреческой демократии. Частная собственность по его эпохи получила не только легитимный характер, но и стало решающим признаком при определении политических прав граждан, объем которых зависел от имущественного ценза, а не от происхождения.
ДЕМОКРИТ (470-366 до н. Э) - учение особенно повлияло на развитие политической идеологии: о справедливости в политике как соответствие природе, об обществе, государстве и законы как искусственные образования людей в результате естественного процесса, о политическом конформизме и моральную солидарность свободных граждан как необходимый компонент "хорошей" государства. Демокрит доказывал земное, а не божественное происхождение человека (земли и воды), общественное, а не небесное происхождение права. В контексте тех идей фигурировали учения Пифагора (580-500 до н. Э), Гераклита (530-470 до н. Э) и других древнегреческих мыслителей.
Софист - родоначальники рационалистических интерпретаций политического развития (Протагор (481-411 до н. Э), Горгий (483-375 до н. Э), Гиппий (460-400 до н. Э), Антифонт (V в. До н. э), Фрасимах (V в. до н. э) и др..
Заслуга софистов в очеловечивании общественно-политических явлений, учреждении светской теории политики, государства и права, перемещении человека с "периферийных позиций" в центр политической жизни, отношении к ней как к "меры всех вещей", естественного равенства людей, в том числе и рабов , в развитии демократических взглядов.
СОКРАТ (469-399 pp. До н. Э) - вел поиски рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических норм, нравственной природы государства и права, был принципиальным сторонником законности. Основу нормального функционирования государства, его благополучия он усматривал в незыблемости законов, подчинении им всех граждан. Соблюдение полисных законов Сократ связывал с единомыслие граждан, под которым понимал преданность и подчинение законам.
Он пытался сформулировать идеально-разумную сущность государства. Власть, основанная на воле народа и государственных законах, Сократ считал царством, а власть, основанную на произволе правителя и направленную протии народа - тиранией. Правление тех, кто соблюдает законы, он называл аристократией, правление богатых - плутократией, а правление всех - демократией. При этом мыслитель отрицательно относился к участию в управлении государством большинства народа (по его мнению, грубых и некомпетентных людей). Управлению государством Сократ уделял особое внимание, утверждая, что править должны компетентные лица.
Платон (427-347 pp. До н. Э) - свое политическое учение он изложил главным образом в трактатах-диалогах "Государство", "Политик" и "Законы". Учение Платона о государстве основывается на его философских взглядах.
Эту идеальную справедливое государство Платон строит по аналогии с человеческой душой. Трем началам человеческой души (разумному, волевому и чувственном) в государстве аналогичные три похожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три общественных состояния - правителей, воинов и производителей. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало делало только свое дело согласно установленной иерархии. Идеальное государство Платона - это справедливое, основанное на законах, правление лучших. Такое правление может быть или царской властью (если среди правителей выделяется кто-то один - достойный), или аристократией - властью нескольких лучших.
Из-за несовершенства человеческой натуры такое государство не может быть вечной и изменится другими, худшими формами правления - тимократия, олигархией, демократией или тиранией. Причем каждая из этих форм является хуже предыдущих.
Демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но такой, что не имеет надлежащего управления. Платон, как и другие древнегреческие мыслители, возражал вообще демократию как власть народа, а демократию как власть толпы - охлократию.
Каждую из форм государственности теряет именно то, что считается в ней высшим благом. В тимократии это военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода. Именно по демократии вырастает ее продолжение и противоположность - тирания, установление которой означает превращение чрезмерной свободы в чрезмерное рабство. Тирания - наихудшая форма государственного правления, при которой царят беззаконие, произвол и насилие. В диалоге "Политик" Платон высоко оценивает роль политики в жизни общества. Он считает политику царским искусством, требует знаний и умение управлять людьми. Если правители обладают таким искусством, то не имеет значения, правят ли они по законам или без них. В тех государствах, где нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 pp. До н. Э) - политические взгляды изложены главным образом в трудах "Политика" и "Афинская полития". Занимался проблемами происхождения, сущности и формы государства. Он считал, что государство возникло не в результате какого-то соглашения между людьми на основе их волеизъявления, а естественно-историческим путем - из семьи и поселений как всеобъемлющая и самая форма общения людей. Предопределяется этот процесс тем, что человек по своей природе политической существом, и завершение этой ее природы находит свое выражение именно в политическом общении, т.е. в государстве.
Форму государства Аристотель характеризовал как политическую систему, определяется верховной властью в государстве. Тремя правильными формами государства выступают монархия, аристократия и полития, а тремя неправильными - тирания, олигархия и демократия. Каждая из этих шести основных форм имеет свои виды, в зависимости от комбинации формообразующих признаков.
Наилучшей формой правления, по Аристотелю, является полития, в котором власть принадлежит большинству и осуществляется на общее благо. Худшей из неправильных форм государства является тирания, где власть осуществляется деспотическими методами одним лицом в личных интересах. Аристотель различает крайнюю демократию, в которой верховная власть принадлежит народу, а не закона, и умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Первую он резко осуждает, вторую поддерживает.
Полития воплощает в себе лучшие стороны олигархии и демократии (объединяет богатых и бедных, богатство и свободу), но свободна от их недостатков и крайностей. По Аристотелю, полития является средней форме государства, в котором во всем преобладает средний элемент. В обычаях это - умеренность, в имуществе - средний достаток, в правлении - средний слой. Этот средний слой является ценным относительно политики, поскольку он наиболее привержен к существующим порядкам, и благодаря ему в государстве можно смягчить противоречие между бедными и богатыми, которая является причиной государственных переворотов.
Полибий (210-128 до н. Э) - начал политическую историю как науку ("Всеобщая история"). Историю человечества он рассматривал как закономерный, необходимый процесс движения к новому по всеобщим мировым законом и разумом. История государственности - естественный процесс в рамках цикла: царство - тирания - аристократия - олигархия - демократия - охлократия. Полибий подробно анализирует сущность этих государственных форм, причины упадка одних и взлета других, определяя три главных (царство, аристократия, демократия), группируя их по противоположными признаками: царство - с тиранией, аристократию - с олигархией, демократию - с охлократией.
Рациональная форма государства - смешанное правление царя старейшин и народа (переплетение черт царства, аристократии и демократии). Эта идея содержит концепцию получений и противовесов: три власти не только поддерживают, но и препятствуют друг другу, наталкиваются на противодействие двух других властей, что обеспечивает государству стабильность. Это дает основания считать Полибия отцом не только политической истории, но и теории разделения властей.
Марк Туллий Цицерон (106-43 pp. До н. Э) был знаменитым римским оратором, юристом и государственным деятелем. Государство Цицерон определяет как дело, достояние (лат. res) народа (лат. populi). Отсюда происходит и ее название - республика (лат. respublica). Основную причину происхождения государства он видит во врожденной потребности людей жить вместе. Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государственного правления и их преобразований.
В зависимости от числа правящих он различал три простых формы правления: царскую власть (монархию), власть оптиматов (аристократию) и власть народа (демократию). Каждая из этих форм имеет свои преимущества: в царской власти это благоволение к подданным, у власти оптиматов - мудрость, у власти народа - свобода. Но каждому из них присущи и определенные недостатки. Так, царская власть и власть оптиматов ограничивают свободу народа и устраняют его от участия в управлении государством, а демократия означает уравниловку.
Цицерон считает, что при возможности выбора из простых форм правления предпочтение нужно отдать царской власти, а демократию следует поставить на последнее место. Но лучшей формой государства является смешанная форма, создаваемая путем равномерного смешения достоинств трех простых форм правления. Важнейшими достоинствами такого государства является ее прочность и правовое равенство граждан.
После крушения Римской республики, с началом новой эры, популярными стали идеи Сенеки (3-65 н. Н.э.), Эпиктета (50-140 н. Н.э.), Марка Аврелия (121-180 н. Э) и других римских стоиков , которые в условиях усиления авторитаризма, правового беспредела проповедовали политическую пассивность, индивидуализм, космополитизм, фатализм.