Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Философия в Древней Индии тесно связана с господствующими там религиозными представлениями. Древнейший из известных религиозно-философских эпосов Индии - Веды (знания). Считают, что Веды были записаны около пяти тысяч

лет назад, а потому их рассматривают как науку всех наук о сущности первоначала, о происхождении вселенной, о господствующие в мире законы, о причинах, отличающих людей друг от друга и другое.

 

Человеческая форма жизни дана нам не для тяжелой и бессмысленной работы, подобно скоту, учат Веды, а чтобы достичь высшего совершенства жизни. К сожалению, в завершение эпохи Кали-юги люди вынуждены будут надрываться на работе ради куска хлеба. С каждым годом работать будет труднее, а плата за труд будет меньше. Это потому, что без духовного движения человечество останавливается в своем развитии. Душа движет тело, а полное жизни тело движет миром. Наше непонимание в том, что мы заботимся о теле, не зная о духе, который движет им.

 

Бхагавад-гита - книга, наиболее доступна для знакомства с принципами ведической культуры. Она учит, что лодка человеческого тела должна двигаться к духовной цели, но он содержится:

 

1) приверженность материального тела;

 

2) приверженность к родственникам, возникающая телесных отношений;

 

3) привязанность к месту рождения и материальной собственности: дома, мебели, движимого и недвижимого имущества, деловых бумаг и т.д.;

 

4) приверженность материалистической науки, которая всегда несовершенна из-за отсутствия духовного света;

 

5) приверженность религиозных церемоний и священных обрядов, введенные без понимания Божественных законов. Веды учат, что только в наших интересах стремиться вырваться из этого жалкого, полного страданий мира. Но мало только прекратить материальную деятельность. Важно заняться духовной деятельностью, стремясь к вечной жизни, то есть духовного существованию в Брахмане, Абсолюте, в царстве Бога. Поэтому любое знание, не способствует спасению от страданий, ведическая философия считает бессмысленным.

 

Веды разделяют людей, несмотря на их мировоззрение, на четыре класса. Карми - трудятся ради материальной выгоды, ради наслаждения результатами своего труда. Джняни - пытаются размышлять над проблемами рождения, смерти, старости и болезней, пытаются стать бессмертными, слившись с бытием Бога. Йоги - пытаются развить в себе мистические силы, чтобы демонстрировать чудеса. Бхакти - преданные, стремятся лишь только служить Богу из любви к Нему, как мать служит своему ребенку.

 

Ведическая гносеология признает три пути познания. Пратьякша - чувственное познание, требующее исправления извне. Например, Солнце видимое нами и Солнце действительно - огромное и раскаленное. Анумана - вывода теорий из фактов, также не может привести к познанию того, что лежит за пределами логично постижимо: нематериальные объекты не могут быть опознаны в эксперименте. Шабда - это знание, которое мы услышали от высшего авторитета, от знатока ведической литературы. Учиться надо у того, кто имеет совершенное знание, в гуру - духовного учителя, который также является ачарья - тот, кто учит своим примером. Ибо только человек, который стал совершенной, имеет право учить другого. Гуру должен быть свами, хозяином своих чувств и вести жизнь в отречении от материальных благ. А ученик - шишья имеет полностью отдать себя служению учителю, а гуру - его спаситель, одаривает его совершенством вечности, блаженства и знания.

 

Три аспекта Абсолютной Истины выделяют в ведической литературе: Бхагавана, Параматму и Брахмана. На самом деле все аспекты суть одно, рассматриваемое под разными углами зрения.

 

1) Брахман - это имперсональный, всепроникающий аспект Абсолютной Истины.

 

2) Параматма - Верховная душа, а атма - душа индивидуальна.

 

3) Бхагаван - это теистической видение Абсолютной Истины как Верховной Личности, обладающего безграничными красотой, знанием, силой, славой, богатством и отречением. Бхагаван - это Верховное Существо, Бог, высшее проявление Абсолюта.

 

Имперсональный Брахман проявляет только один аспект Абсолюта ТВ (вечность). Брахман относится к Бхагавану так, как солнечный свет к Солнцу. Параматма проявляет два аспекта Абсолюта ТВ и чит (знания). Только Бхагаван полностью проявляет все три аспекта: ТВ, чит, ананда (блаженство).

 

Джива - важное понятие индуизма: "Джива" означает "жить, быть, оставаться в живых". Джива где-то тождественна живому существу, или души, она вечна, ничтожно мала, ее не воспринимают материальные чувства, она отделена от тела, хотя и находится внутри всех тел людей, животных, птиц и растений. Индивидуальное сознание - это признак того, что в теле присутствует джива. Когда она покидает тело, сознание так же покидает его, и тело разрушается.

 

Майя - это материальная иллюзия, буквально то, чего нет. Под влиянием майи человек считает, что может быть счастлив в этом изменяющемся меняющемся материальном мире. Майя - иллюзорная энергия Бога, руководимая им. Майя так сильна, что сколько бы страданий не выпало на долю человека, она будет думать, что счастлива. Природа материального мира такова, что чем больше выгоды джива старается извлечь из своего положения, тем больше она запутывается в сетях майи. Таким образом, джива становится подвластной закона кармы, закона причинно-следственной связи.

 

Карма. Наука и философия признают важность закона причинности, потому что всякое действие или событие, по крайней мере, материального характера, имеет соответствующие причины. В ведической философии понятие кармы имеет важное значение, поскольку подвластна карме джива оставляет старые и вселяется в новые тела, подобно человеку, снимает старые и надевает новые одежды. Джива не может освободиться от кармы, просто отказавшись от деятельности. Человек должен учиться действовать, не создавая кармы. Искусство карма-йоги в том, чтобы вся деятельность человека была бы пожертвованием Богу, потому что именно это спасает от кармы, от рабства в материальном мире.

 

Самсара - еще одно из понятий Вед, означает "повторение рождений и смертей", выражает идею переселения душ. В зависимости от своей кармы, в будущей жизни можно родиться в семье благородной, богатой, а можно родиться калекой, а то и среди насекомых. Существует 8.400.000 видов жизни и душа, упавшей может родиться в каждом из них. После ряда рождений джива, наконец, достигает человеческой формы, в которой имеет возможность самореализации - окончательного освобождения из круговорота рождений и смертей. Поэтому только человек рождается свободным: у нее есть выбор подняться в Царство Небесное, или падать в пропасть животного, низкого.

 

Гунны, буквально, "веревки". Существует три гуны материальной природы: благость или добродетель (саттва), страсть (раджас) и невежество (тамас). Они связывают живую существо как крепкие веревки. Джива получает различные тела соответственно гуннам, в которых она действовала в прошлом, а каждое тело, в свою очередь, заставляет ее действовать в соответствии господствующим в нем гуннам.

 

Человек, который находится под влиянием саттвы - гунны благости (философ, врач, поэт) живет с чувством значимости найденного и используемого ею знания, и поэтому она счастлива. Познание материального мира делает его жизнь еще более приятным. Привязанный к этому приятному ощущению веревкой мирской добродетели, такой человек может не задумываться над духовным совершенствованием. Но ей и не дано достичь освобождения, пока он трудится только для улучшения своего благосостояния (хотя она может и в дальнейшем получать тела в гуне добродетели). Но каким бы ни было материальное благополучие такого человека, ей не избежать четырех видов страданий - рождения, смерти, старости и болезней.

 

Раджас - гуна страсти, побуждает к бесконечным желаний и наслаждений. Здесь джива требует секса, и осуществляя свои желания, погружается в пропасть материальной жизни. Постепенно это восходящее желание дживы превращается в тонкие желание денег, семейных радостей, славы и поклонения других перед ней. Джива заставляет тело тяжело работать, чтобы приобрести и сохранить все приобретенное, поэтому материалистические достижения цивилизации вызванные раджас-гуной.

 

Тамас - гуна невежества, невежества наделяет живое существо ленью, чрезмерной сонливостью и, главное, унынием и зависимостью от различного рода одурманивающих средств. Безумие - результат господствующего влияния ее.

 

На джива преимущественно влияет определенное сочетание гун. Иногда раджас может преобладать над тамасом, иногда саттва - над раджасом или тамас над раджасом т.п.. Веды учат добиваться роста саттвы, света знания.

 

Пуруша и пракрити. Понятие пуруша относится к Бхагавану и означает верховного властителя и того, кто наслаждается. Пуруша - это причина всех причин и источник всех энергий. Пракрити означает подвластную природу. Живые существа (дживы) и материальная энергия (майя) - это, соответственно, выше и ниже формы пракрити. Понятие пуруша относится к мужскому началу (тот, кто наслаждается), а пракрити - к женскому (и, что дает наслаждение). Конечно, в итоге наслаждаются оба.

 

Учение о варнашрама-дхарму, как следует из Вед, существует с незапамятных времен. Сам Бхагаван на основе трех гун материальной природы создал четыре класса человеческого общества. Поэтому, чтобы удовлетворить Бога, человек должен находиться в системе четырех варн и четырех ашрамов.

 

Варны. Возникновение варн связывают с существованием Пуруши, Всемирной человека. Брахманом стали уста Пуруши, руки - кшатрии, бедра - вайшьи, из ног возник шудра. Принадлежность к одной из варн, по мнению авторов Вед, определяется индивидуальными природными качествами человека. Это уже позже в Индии принадлежность к касте начали выводить из социального происхождения.

 

Брахманы - учителя, духовные наставники и жрецы, наиболее духовно и интеллектуально совершенные люди. В своих поступках они руководствуются добродетелью. им свойственно контролировать ум и чувства, терпимость, простота, чистота, знание, правдивость, преданность и вера в Божественную природу Вед. Брахман знает, понимает и способен объяснить любой раздел Вед, а как жрец он осуществляет ведические ритуалы и имеет право принимать пожертвования. Брахман - это не кудесник и не волшебник, а человек безупречного поведения, обладающий истинным духовным знанием, а потому простому человеку она кажется способной творить чудеса. Цвет варны-белый.

 

Кшатрий - военно-административная знать, управляемая гуннами благости и страсти. Качества кшатрия, как воина и администратора: героизм, сила, решительность, ловкость, отвага в бою, благородство и умение управлять другими. Кшатрий защищали слабых, беспомощных и делали пожертвования. Кшатрий может давать милостыню, но не имеет права принимать ее. Он имеет право изучать шастры, но не имеет права учить науке Вед. Его обязанность-отстаивать справедливость. Цвет касты - красный.

 

Вайшья - фермеры и торговцы, движимые в своих поступках гуннами страсти и невежества. их занятия: земледелие, защита коров и торговля. Согласно Ведам корова связана с Верховной Личностью Бога и Его играми. Корова также одна из семи матерей человечества, поэтому убивать коров-варварство. Как царь защищает своих подданных, так вайшья защищают коров. Вайшья прежде всего является землевладельцами, которые выращивают зерно, овощи на фермах и пасут стада коров. Ведическое общество не было индустриально развитым и урбанизированным. Веды учат, что можно жить счастливо, имея немного земли, выращивая на ней зерно и удерживая коров. Для вайшья богатство составляли не деньги, а коровы, зерно, молоко и коровье масло (ги). Вайшья были богатыми людьми, они обеспечивали экономический расцвет общества, занимались торговлей, организовывали труд наемных рабочих, знали цену драгоценных металлов и камней. В соответствии со своей дхармой они должны раздавать пищу всем живым существам в своем округе. Цвет касты - желтый.

 

Шудры - низшая каста. Это рабочие, находятся исключительно под влиянием гуны невежества, полностью лишены инициативы. Единственный их обязанность - повиноваться высшим варнам. Цвет касты - черный.

 

Веды определяют варны как природные класса людей. В основе деления на варны лежат законы вселенной, которых надо соблюдать, чтобы в обществе были гармония и порядок. Страна, в которой оказывается смешивания варн, быстро погибает вместе со всеми своими жителями, потому что в неравном браке выше сводится к низшему. Природный обязанность женщины-сохранение особенностей касты и расы. Для этого он наделен инстинктом и эмоциональностью. В "Бхагавад-гите" Кришна утверждает, что человек не обречена: «Те, кто нашел себе убежище во Мне, даже если они низкого происхождения (женщины, вайшья, а также шудры), могут достичь высшей цели».

 

Упанишады - это написанные в IX-VI вв. до н.э. трактаты, поучения и комментарии к Ведам. Здесь появляются новые идеи, элементы естественнонаучного и социального знания, а знание трансформируется в образы чувственно более доступны. Генерализуються божества Брахман и Атман очень похожи, хотя Брахман больше относится к объективному аспекта бытия, Атман - к субъективному, по душе. Брахман возник первым из богов, он творец всего, хранитель мира, он всесторонне мощный. Стоит почитать Атман как целое, проявляется в частях. С Атмана возник пространство, из пространства - ветер, из ветра - огонь, из огня - вода, из воды-земля, из земли - травы, из трав - пища, из пищи - люди. Создав все миры, Брахман-Атман сворачивает их в ничто конце своего века. Колесо жизни подобное колесу тележки, катящейся. Весь мир охвачен дхармой (закон, долг). Дальше уже Вишну, властью полученной от Всевышнего, постоянно создает все новые и новые миры, "вдыхает и выдыхает вселенную".

 

Гносеология Упанишад получается из знания высшего и низшего. Ниже-это знание произношения слов, обрядов, грамматики, метрики, науки о светила. Высшее знание постигает неизменное, вечное, что находится в Атмане. Атман познается по следам его, находящихся во всех вещах. Кто пробудился и нашел Атмана в себе, найдет вечное блаженство. Познание высшего возможно только с помощью авторитетного учителя.

 

Этика Упанишад - это сумма правил поведения человека, способствуют познанию Атмана. Умный предпочитает благу, а не приятном. Какие желания человека, такова и его воля. От воли зависят действия человека, а от его деяний - ее судьба. Дары Атмана - подвижничество, милостыня, честность, ненасилие, правдивость. Необходимо также соблюдать обязанности перед богами и предками, уважать мать и отца как бога, уважать учителя и гостя как Бога. Деяния совершать только безупречные, не пренебрегать величием, благополучием и обучением. Отсюда и определение брахмана, как совершенного человека, которая достигла высшей цели. Брахман постиг Атман, он свободен от привязанностей, страстей; наделен спокойствием; свободный от зависти, жажды, надежды, ослепление; находится в мыслях, не затронутых обманом и высокомерием.



Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии