Будда - один из выдающихся мыслителей в истории человечества. Он родился в городе Капилавасту (нынешний Непал) в семье царя Шуддходана из рода Шакья, откуда и его прозвище Шакья-Муни. Принц Сиддхартха Гаутама (563-483 до н.э.)
при рождении потерял свою мать. Астрологи предсказали, что он станет монахом-аскетом, если увидит искалеченного, старого, покойника и монаха-аскета. Отец попытался предотвратить совершение пророчества. В роскоши и великолепии принц жил, женился и имел сына. Но однажды все предрекаемое сбылось. Теневые стороны жизни, которые открылись Гаутама, смутили его. В 29 лет он удалился от мира, стал отшельником, изучал Веды и утолял свою плоть. В какой-то момент на него снизошло просветление, он постиг правду жизни и стал пробужденным - Буддой.
Итак, Будда - это человек, который проснулся от сна условностей жизни: «Проснись и попробуй понять, каким преимуществом ты владеешь сейчас, в своем человеческом бытии». Будда был последовательным индивидуалистом и настоятельно требовал от своих сторонников, чтобы они ценили свой собственный опыт, а не только полагались на авторитеты. Он не учил своих учеников тому или ограничен мир или бесконечен, продолжает святой жить после смерти, нет, и тому подобное. Знание этих вещей не обязательно для постижения мира и просветления. Будда знал, что вопрос не следует отделять от того, кто его ставит. Содержание вопрос хорошо иллюстрирует степень духовного развития человека. Просветление требует не только интеллекта, но и наличии воли. Воля предпочитает познать себя в себе, освободившись от всех условностей, а тогда это уже интуиция. Влиял на людей Будда именно своей духовным величием и силой воли, достигала самых основ творения. Он настаивал на необходимости получения личного опыта, а как средства достижения освобождения рекомендовал аскетизм, медитацию и уединения.
Будда учил тому, что нужно для пробуждения. Отсюда и учение о четырех "благородных истинах". Первая истина - привязанность к существованию: рождение, болезни, старость, жажда наслаждений, смерть - все это страданиями. Страдания невозможно облегчить никаким количеством материальных утех, потому что материя и дух - две совершенно противоположные стихии. Вторая истина - источник страданий в желании новых рождений, сладостей, в жажде существования и жажде гибели. Страдания приходят неожиданно, как лесной пожар. Костер материальных проблем нельзя потушить с помощью прогресса науки. И ничто материальное не сможет защитить нас от страданий. Третья истина - есть знание о возможности преодоления страданий, о преодолении жажды жизни. Четвертая истина-это знание пути праведности ведет к преодолению страданий.
Так, главное в буддизме - это истина о страдании. Поймите, человек способен на то, чтобы пожертвовать многим: дорогими вещами, друзьями, близкими, наконец, свободой и жизнью ради каких-то идеалов. Но, человек жаждет страдания и не откажется от него. Страдания доставляют человеку наибольшее наслаждение. Именно о страданиях людей написано лучшие, полные вдохновения романы и поэмы! Пожертвуйте страданиями, обращается к нам Будда, и жизнь ваша станет другим, каким вы его сегодня даже не можете представить себе, в вашем, обусловленном страданиями положении.
Путь праведности, ведущий к преодолению страданий,-восьмеричный. 1) правильное видение - это осознание справедливости четырех благородных истин, 2) правильная мысль - это решимость начать превращать свою жизнь 3) правильное высказывание - воздержание от лжи, клеветы, бессмысленных разговоров с другими и с самим собой, 4) правильное действие - деятельность в соответствии с принципами добра и справедливости, 5) правильный образ жизни - привычка скромно жить только плодами своего труда, 6) правильное усилие - борьба с соблазнами жизни, 7) правильная внимание - понимание мимолетного характера всего материального существования, 8) правильное сосредоточение - возникновение зрения и знания, которые соответствуют волевому усилию для изменения своей жизни, достижению просветления своего сознания. На этой ступени достижима нирвана.
Нирвана - понятие трудное для объяснения. Объективной причины возникновения нирваны не существует. Но надо иметь в виду, что материальное тело состоит из пяти грубых элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. А тонкое тело состоит из трех: ума, разума и эго. Достичь освобождения, значит избавиться от всех этих материальных оболочек. В этом заключается и цель занятий йогой, и основной принцип учения Будды о нирване. Будда учил своих последователей тому, как с помощью медитации и йоги избавляться материальных воздействий. Путь к достижению нирваны можно объяснить, но ни воспринять органами чувств, ни объяснить ее невозможно в приемлемых для обычного человека понятиях и сравнениях. Нирвана означает окончание процесса материалистического жизни. Согласно философии буддизма, в конце материальной жизни - лишь пустота. Иногда философию Будды называют философией пустоты.
Трудности понимания буддизма начинаются уже с того, что этот путь - срединный. Один путь, следуя которым люди стремятся лишь утех и удовлетворения своих животных желаний, низок, груб и для обычных людей бесполезен. Другой путь - путь ведущий к умерщвлению плоти, полон страданий, и он так же бесполезен. Поэтому именно срединный путь дает видения и знания, которые помогают избежать крайностей, срединный путь ведет к умиротворению, к сверхзнаниями, к просветлению, к нирване.