Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Мо-цзы (Мо Ди, ок. 480-400 до н. Э) - выдающийся мыслитель-материалист и сенсуалист. Высказал ряд глубоких догадок о происхождении государства, подчеркивал роль труда в жизни общества, подверг критике конфуцианскую веру в

незыблемость законов Поднебесной. Мо-цзы сказал: "У простого люда три бедствия: те, кто голодают, не имеют пищи, те, замерзающих, нет одежды, те, кто устали, не имеют отдыха. От этих трех бедствий народ страдает огромных страданий. Но если именно в такое время великие люди развлекаются звоном и барабанным боем, играют на лютнях и свирелях, а также устраивают военные смотры для показа оружия, то откуда же простой народ возьмет средства для получения пищи и одежды? Поэтому я думаю, что так не должно быть. Мой замысел заключается в том, чтобы уничтожить это ". Довольно резко критиковал он правителей и чиновников, обвиняя их в расточении народных денег и отсутствии человеколюбия. Мо-цзы отвергал консервативно-архаическую систему конфуцианцев, поскольку они не способствовали созданию новых полезных и красивых вещей, мешали движению общества вперед. Древние истинно мудрые правители осуществляя управление, определяли степень добродетели человека и уважали мудрость, поэтому поднимали время и людей из простолюдинов. Сейчас же это фактически прекратилось, а потому обществом часто правят недоумки-наследники.

 

Мо-цзы выступал и против конфуцианской веры в судьбу: «Разрушители справедливости в Поднебесной - это те, кто утверждает веру в судьбу ... Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что судьба - это все равно что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с нее шапку ... Счастье просить нельзя, несчастья нельзя избежать, если сам делал плохое, трудился не тщательно ».

 

Этические взгляды Мо-цзы опираются на учение о всеобщей любви, взаимной выгоде и справедливость. Человеколюбие непременно заключается в том, чтобы приносить пользу людям и преодолевать зло в государстве. Если мы будем следовать принципу всеобщей любви, то это принесет стране пользу. Но если мы будем следовать принципу ограниченной любви, то это приведет к большим несчастьям. «Ограниченная любовь ошибочна, общая любовь истинная». Высшей ценностью Учитель называл справедливость, ибо она приносит простолюдинам пользу. Кто делает добро, того следует прославлять; делающий зло, того должно наказывать.

 

Гносеология моистов. В теории познания они исходили из того, что знание требует способностей к нему, но способности еще не знание. Знание-результат столкновения с внешним миром, с узнаваемыми вещами. Чувственное знание появляется вследствие контакта органов чувств с объективно существующими предметами. Моисты подразделяли знания на виды. "Личное знание" - это непосредственный опыт, приобретаемый путем личных контактов с предметами. "Услышанное знания" - это знания, полученные косвенным путем от других. "Знания, полученные от суждений" характеризуются способностью давать названия тому, что ясно, и исправлять то, что неизвестно, подобно тому как футом измеряют неизвестную длину.

 

Моисты заметили ограниченность чувственного познания, а уже поздние моисты считали, что некоторые виды знаний вообще не могут быть непосредственно получены с помощью органов чувств. Для познания времени мало только чувствовать, потому что недостаточно знаний, полученных только с помощью пяти органов чувств, но нужно и осмысления в сердце и споры в сердце. Знания, полученные путем рассуждений - это результат споров в сердце, которые помогают избежать эмпиризма.

 

Моисты осознавали, что название предметов - это копия или отражение сущности предметов. Они подчеркивали необходимость соответствия названия и сущности: "Название и сущность - пары, они соединены". Это естественно, так как в познании мало знать только названия, но надо знать и сущность явлений. Моисты считали, что для истинного и ложного существует критерий. В дискуссии всегда есть победитель и побежденный. В дискуссии одни говорят истинное, другие - ошибочное, но побеждает тот, кто говорит правду. Критерием для определения победителя всегда соответствие приведенных аргументов истине.

 

Диалектика моистов заметна преимущественно в рассуждениях о противоположных понятия: тождество и различие, целое и часть, причина и следствие, польза и вред, ущерб и прибыль, древнее и Вселенная, недвижимость и непрерывность, полноту и неисчерпаемость и т.д.. Важная диалектическая мысль о том, что "тождественное и различное взаимно дополняют друг друга". Ведь в предыдущей китайской философии одна группа философов настаивала на важности тождества и не учитывала различия, а другая видела только различия. Для моистов существенно то, что в тождественном различный, а в разном тождественность. Уже измерение однородных предметов начинается для установления того, каких много и каких мало. Речь идет о количественных различиях при качественной тождественности предметов. Зерна проса - одинаковые, но между ними существуют количественные различия.

 

Моисты видят общие свойства в различных отдельных предметов. Если же, сравнивая разные вещи, мы не обнаруживаем в них общих свойств, то очевидное отсутствие "родовой тождества". Например, говорится: "Белый конь есть конь; ехать на белом коне, значит ехать на лошади. Вороной конь есть конь; ехать на вороном коне, значит ехать на коне". Итак, лошади разных мастей (отдельное) является конями имеют общие свойства, а потому все они лошади. В этом имеется диалектическое положение: отдельное - это общее.

 

Поздние моисты также обнаружили связь между причиной и следствием, утверждая: «Причина - достояние того, что впоследствии приводит к результатам". Причина - это действие, вызывает возникновение предмета, а результат - это следствие. Причины разделяли на малые и большие, учитывая результат: "Малая причина - это то, что существующие, не обязательно приводит к результату, но при ее отсутствии результат неизбежно будет не таким. Она - часть тела, как будто его начало. Большая причина - это то, что неизбежно вызывает результаты. При ее отсутствии неизбежно не бывает результатов. Появление ее тождественна появлении результата ".



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии