В VIII-IX вв. на Востоке сильное развитие получила арабская культура. Мощным стимулом ее развития стало возникновение и распространение с VII в. религии ислама. К концу первой трети VIII в. Арабский халифат превышал по размерам Римскую
империю. В руках арабов находился торговый путь от Атлантики до Китая, и арабский язык стал господствующим от Гибралтара до Инда. В начале IX в., При халифе Аль-Мамуне, Багдад стал значительным научным центром со школами и библиотеками, с сотней книжных лавок, с научными сообществами.
Интерес к экспериментальному знания и естественнонаучных дисциплин сильно отличает арабских философов от их европейских современников. Здесь и географические знания, и новое градусное измерение с целью определения размеров земли, и успехи в математике, химии, медицине, и развитие астрономии и астрологии. Кстати, творения Птолемея сохранилось только благодаря арабам, и известное как «Альмагеста». В Х в. Аль-Зуфи изготовил звездный каталог, где указаны величина и положение звезд.
Начала философствования арабов - «калам», то есть словесное обсуждение и логическое подкрепление религиозных догматов Корана. Калам - своего рода исламская схоластика, возникшая в начале VIII в. Сторонников калама называли «мутакалимамы». Часть мутакалимив, которые допускали более свободное толкование религиозных догматов и определенный скептицизм по отношению к некоторым догматов ислама, рассматривалась ортодоксами как «мутазилиты», то есть те, кто отделился от традиционной веры.
Мутазилиты выступили против концепции напередвизначення, утверждая, что свобода человека неограниченно свободный, что человек - сам творец своих поступков, иначе ее ответственность перед Богом была бы несправедливой. Бог необходимо должен быть справедливым. Мутазилиты стремились очистить понятие Бога от антропоморфизма и в результате пришли к отрицанию множественности атрибутов Бога. Они говорили, что можно утверждать только одно: «Бог есть». В то же время они отвергали и идеи Аристотеля о неподвижный перводвигатель, о вечности мира и нерушимости его законов. Отвергая привычные догмы, мутазилиты настаивали на незыблемости своих догматов и отличились жестокостью в отношении тех, кто их не принимал.
Выдающимся представителем схидноарабськои культуры был Абу-Али Ибн-Сина, в европейской транскрипции известный как Авиценна (980-1037), который родился в поселке близ Бухары. Он был философом и поэтом, политиком и врачом, написал более 100 книг. Главный его философский труд - «Книга выздоровления» в 18 частях, разделена на логику, физику, математику и метафизику.
Авиценне целом близки философские идеи Аристотеля, хотя в ряде его мелких работ видны элементы мистицизма, неоплатонизма и религиозные представления исламистов. Материальный мир для Авиценны вечный и сотворен, хотя эти материалистические и атеистические положения он затушевывает рядом оговорок и хитросплетений. Он признает существование Бога. Мир есть лишь относительно необходимым, принадлежа к категории возможного. Мир как вечная продолжительность во времени обусловлен вечным Богом, который существует вне времени.
Божественная деятельность, согласно Авиценны, есть мышление Бога о себе самом. И эта самосознание Бога служит первоисточником всего бытия. Первым и единственно непосредственным творением божества является першорозум. Провидение Божье непосредственно не распространяется на мир вещей, меняется и множественный. Душа человека для Авиценны - существенная форма тела, нематериальна и бессмертна. Посмертное жизни он признает только в духовном плане, воскресение тел отрицает.
Интересное решение Авиценной проблемы универсалий. Универсальное, согласно его учению, существует трояко: 1) кстати в божественном уме, 2) в вещи, поскольку общее суть единичной вещи, 3) после Кстати, в человеческом разуме, который абстрагирует универсальное из отдельных вещей. Такое построение основано на двух предпосылках: а) божественный разум предшествует вещам, а человек за ними следует б) принципу индивидуализации является материя, принципу общности - ум. Авиценна считает, что общее в вещах является реальным только для ума, поскольку он мыслит универсальное вне материальной оболочкой единичных вещей, в которой оно воплощается.
Аль-Газали (1059-1111) - родился в Хорасане, был учителем философии в Багдаде. Он - ярый противник аристотелизма, поскольку стремился объединить догмы ислама с элементами мистического неоплатонизму. Конечное заключение его философии - восхваление смерти и уничтожения как пути к воссоединению с вечным Богом. Особенно вооружился Аль-Газали против принципа вечности мира, против учения об объективной закономерности сущего и против отрицания индивидуального бессмертия.
Газали утверждал, что истину можно постичь путем логических выводов. Только мистическая интуиция, озарение души Богом ведет к совершенному познанию и к растворению человеческого духа в божественном. К середине XII в. религиозная реакция достигает апогея и научно-философская деятельность на востоке арабских владений затихает. Нередки случаи конфискации и публичного сожжения научных и философских книг.
В то же самое время арабская культура достигла своего расцвета в Испании. Кордова и Андалузия - огромные города с мощеными улицами, водопроводом и роскошными дворцами. Там живут и действуют Ибн Баджа (Авемпаце), Ибн-Туфейль (Абубацер) - известны как талантливые врачи и мыслители. Но более всего прославил себя Аверроэс (Ибн-Рошд) (11261198).
Аверроэс - наиболее последовательный из арабских перипатетиков. Учение Аристотеля он рассматривал как высшую истину, как предел человеческого понимания. Несмотря на безмерную уважение к Аристотелю, Аверроэс самостоятельно переделал его учение в духе материализма. Согласно учению Аверроэса, материальный мир не имеет начала и бесконечный во времени, но ограничен в пространстве. Бог не является создателем мира, но «совечен» природе. Движение вечный и непрерывный и он нуждается универсального и вечного субстрата, которым является материя. Всякое движение, изменение, возникновение и разрушение находятся в возможности в материи. Сама материя общая «возможность быть».
Бог Аверроэса - это мыслящая самое себя мысль. Божественная мысль распространяется только на общий ход мирового процесса, но не в частности. В принципиальном для схоластики вопросе о соотношении веры и знания Аверроэс был одним из авторов учения о «двойственной истине». Речь шла о том, что в конечном счете философия и религия должны приводить к одной и той же истины. Если религия предназначена для толпы, то философия - удел немногих и постигает истину в адекватной форме путем чистого умоспоглядання. Для масс надо оставить веру, поскольку она «накладывает узду на людей из народа», - утверждал Аверроэс.
Человеческая душа, по мнению Аверроэса, только уровнем, а не по существу отличается от животной души. Душа - способность тела, которая связана с мозгом.
Исследователи истории философии отмечают, что свободная философская мысль в мусульманском мире в XIII в. прекратилась. Большинство произведений арабских философов пришли к нам в марокканских списках или еврейских переводах.
Средневековая еврейская философия развивалась в основном в том же направлении, что и арабский. В Х в. центр еврейской культуры оказался в Испании. В Кордове жило несколько тысяч богатых еврейских семей. Евреи занимали высокие государственные посты, а иногда еврейские ученые возглавляли и академию кордовских. Основные направления еврейской философии - кабала, неоплатонизм, аристотелизм.
Соломон-бен-Гебироля или Авицеброн (1020-1070)-представитель еврейских неоплатоников, поэт. Авицеброн пытался совместить принцип творения мира Богом из ничего с пантеистической идеей эманации. Бог с помощью своей воли (слова, логоса) создает бытие из ничего. Результатом этого единого акта творения является космический разум, включает универсальную материю и форму. Весь последующий мир образуется путем эманации: мировая душа В отдельные души О природа. Неопределенность в вопросе творения заключается еще и в неясном толковании понятия «Божественная воля». Воля - это не сам Бог, о котором мы ничего не можем утверждать. Воля - это Бог такой, каким он оказывается в действии.
Интересное толкование Авицеброн сущности материи как универсального носителя возможностей. Ведь форма для своего проявления требует материи как субстрата. Но при этом универсальная материя выступает как телесная и духовная материя, определяясь как «форма телесности» и «форма духовности». Только Бог свободен от материи, ибо находится «по ту сторону» материи и формы. Исходя из своего платонизма, Авицеброн считал, что природный мир отражает мир интеллигибельный, выше, что и является причиной деятельности и движения. Познание же высших духовных категорий возможно только интуитивным путем, в экстатическом состоянии.
Авраам-бен-Давид из Толедо (ум. 1180) - представитель еврейского перипатетизма. Бен-Давид пытался обосновать религиозную веру учением Стагирита, доказывая, что философия согласуется со Священным Писанием. Даже в псалмах он находил намеки на учение Аристотеля о категориях. Глубоко разработал Бен-Давид учение о свободе человеческой воли.
Моисей-бен-Маймун, более известный как Маймонид (вм. 1204). Он - последовательный сторонник аристотелизма. Маймонид поставил цель-доказать совместимость иудаизма с философией Аристотеля, поэтому он много догматов толкует в аллегорическом смысле. Много внимания Маймонид уделил критике мутакалимив, доводя объективный характер природы и закона причинности. Но он не согласен с Аристотелем в вопросе вечности и нестворености мира, считая, что здесь священное писание верно свидетельствует о творении мира Богом. Религиозные догмы, касающиеся воскресения тел, Маймонид считал недоказанными рациональными аргументами. Историческую заслугу его видят в систематическом изучении трудов Аристотеля и широком использовании его наследия в еврейской философии.