Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В VIII-IX вв. на Востоке сильное развитие получила арабская культура. Мощным стимулом ее развития стало возникновение и распространение с VII в. религии ислама. К концу первой трети VIII в. Арабский халифат превышал по размерам Римскую

империю. В руках арабов находился торговый путь от Атлантики до Китая, и арабский язык стал господствующим от Гибралтара до Инда. В начале IX в., При халифе Аль-Мамуне, Багдад стал значительным научным центром со школами и библиотеками, с сотней книжных лавок, с научными сообществами.

 

Интерес к экспериментальному знания и естественнонаучных дисциплин сильно отличает арабских философов от их европейских современников. Здесь и географические знания, и новое градусное измерение с целью определения размеров земли, и успехи в математике, химии, медицине, и развитие астрономии и астрологии. Кстати, творения Птолемея сохранилось только благодаря арабам, и известное как «Альмагеста». В Х в. Аль-Зуфи изготовил звездный каталог, где указаны величина и положение звезд.

 

Начала философствования арабов - «калам», то есть словесное обсуждение и логическое подкрепление религиозных догматов Корана. Калам - своего рода исламская схоластика, возникшая в начале VIII в. Сторонников калама называли «мутакалимамы». Часть мутакалимив, которые допускали более свободное толкование религиозных догматов и определенный скептицизм по отношению к некоторым догматов ислама, рассматривалась ортодоксами как «мутазилиты», то есть те, кто отделился от традиционной веры.

 

Мутазилиты выступили против концепции напередвизначення, утверждая, что свобода человека неограниченно свободный, что человек - сам творец своих поступков, иначе ее ответственность перед Богом была бы несправедливой. Бог необходимо должен быть справедливым. Мутазилиты стремились очистить понятие Бога от антропоморфизма и в результате пришли к отрицанию множественности атрибутов Бога. Они говорили, что можно утверждать только одно: «Бог есть». В то же время они отвергали и идеи Аристотеля о неподвижный перводвигатель, о вечности мира и нерушимости его законов. Отвергая привычные догмы, мутазилиты настаивали на незыблемости своих догматов и отличились жестокостью в отношении тех, кто их не принимал.

 

Выдающимся представителем схидноарабськои культуры был Абу-Али Ибн-Сина, в европейской транскрипции известный как Авиценна (980-1037), который родился в поселке близ Бухары. Он был философом и поэтом, политиком и врачом, написал более 100 книг. Главный его философский труд - «Книга выздоровления» в 18 частях, разделена на логику, физику, математику и метафизику.

 

Авиценне целом близки философские идеи Аристотеля, хотя в ряде его мелких работ видны элементы мистицизма, неоплатонизма и религиозные представления исламистов. Материальный мир для Авиценны вечный и сотворен, хотя эти материалистические и атеистические положения он затушевывает рядом оговорок и хитросплетений. Он признает существование Бога. Мир есть лишь относительно необходимым, принадлежа к категории возможного. Мир как вечная продолжительность во времени обусловлен вечным Богом, который существует вне времени.

 

Божественная деятельность, согласно Авиценны, есть мышление Бога о себе самом. И эта самосознание Бога служит первоисточником всего бытия. Первым и единственно непосредственным творением божества является першорозум. Провидение Божье непосредственно не распространяется на мир вещей, меняется и множественный. Душа человека для Авиценны - существенная форма тела, нематериальна и бессмертна. Посмертное жизни он признает только в духовном плане, воскресение тел отрицает.

 

Интересное решение Авиценной проблемы универсалий. Универсальное, согласно его учению, существует трояко: 1) кстати в божественном уме, 2) в вещи, поскольку общее суть единичной вещи, 3) после Кстати, в человеческом разуме, который абстрагирует универсальное из отдельных вещей. Такое построение основано на двух предпосылках: а) божественный разум предшествует вещам, а человек за ними следует б) принципу индивидуализации является материя, принципу общности - ум. Авиценна считает, что общее в вещах является реальным только для ума, поскольку он мыслит универсальное вне материальной оболочкой единичных вещей, в которой оно воплощается.

 

Аль-Газали (1059-1111) - родился в Хорасане, был учителем философии в Багдаде. Он - ярый противник аристотелизма, поскольку стремился объединить догмы ислама с элементами мистического неоплатонизму. Конечное заключение его философии - восхваление смерти и уничтожения как пути к воссоединению с вечным Богом. Особенно вооружился Аль-Газали против принципа вечности мира, против учения об объективной закономерности сущего и против отрицания индивидуального бессмертия.

 

Газали утверждал, что истину можно постичь путем логических выводов. Только мистическая интуиция, озарение души Богом ведет к совершенному познанию и к растворению человеческого духа в божественном. К середине XII в. религиозная реакция достигает апогея и научно-философская деятельность на востоке арабских владений затихает. Нередки случаи конфискации и публичного сожжения научных и философских книг.

 

В то же самое время арабская культура достигла своего расцвета в Испании. Кордова и Андалузия - огромные города с мощеными улицами, водопроводом и роскошными дворцами. Там живут и действуют Ибн Баджа (Авемпаце), Ибн-Туфейль (Абубацер) - известны как талантливые врачи и мыслители. Но более всего прославил себя Аверроэс (Ибн-Рошд) (11261198).

 

Аверроэс - наиболее последовательный из арабских перипатетиков. Учение Аристотеля он рассматривал как высшую истину, как предел человеческого понимания. Несмотря на безмерную уважение к Аристотелю, Аверроэс самостоятельно переделал его учение в духе материализма. Согласно учению Аверроэса, материальный мир не имеет начала и бесконечный во времени, но ограничен в пространстве. Бог не является создателем мира, но «совечен» природе. Движение вечный и непрерывный и он нуждается универсального и вечного субстрата, которым является материя. Всякое движение, изменение, возникновение и разрушение находятся в возможности в материи. Сама материя общая «возможность быть».

 

Бог Аверроэса - это мыслящая самое себя мысль. Божественная мысль распространяется только на общий ход мирового процесса, но не в частности. В принципиальном для схоластики вопросе о соотношении веры и знания Аверроэс был одним из авторов учения о «двойственной истине». Речь шла о том, что в конечном счете философия и религия должны приводить к одной и той же истины. Если религия предназначена для толпы, то философия - удел немногих и постигает истину в адекватной форме путем чистого умоспоглядання. Для масс надо оставить веру, поскольку она «накладывает узду на людей из народа», - утверждал Аверроэс.

 

Человеческая душа, по мнению Аверроэса, только уровнем, а не по существу отличается от животной души. Душа - способность тела, которая связана с мозгом.

 

Исследователи истории философии отмечают, что свободная философская мысль в мусульманском мире в XIII в. прекратилась. Большинство произведений арабских философов пришли к нам в марокканских списках или еврейских переводах.

 

Средневековая еврейская философия развивалась в основном в том же направлении, что и арабский. В Х в. центр еврейской культуры оказался в Испании. В Кордове жило несколько тысяч богатых еврейских семей. Евреи занимали высокие государственные посты, а иногда еврейские ученые возглавляли и академию кордовских. Основные направления еврейской философии - кабала, неоплатонизм, аристотелизм.

 

Соломон-бен-Гебироля или Авицеброн (1020-1070)-представитель еврейских неоплатоников, поэт. Авицеброн пытался совместить принцип творения мира Богом из ничего с пантеистической идеей эманации. Бог с помощью своей воли (слова, логоса) создает бытие из ничего. Результатом этого единого акта творения является космический разум, включает универсальную материю и форму. Весь последующий мир образуется путем эманации: мировая душа В отдельные души О природа. Неопределенность в вопросе творения заключается еще и в неясном толковании понятия «Божественная воля». Воля - это не сам Бог, о котором мы ничего не можем утверждать. Воля - это Бог такой, каким он оказывается в действии.

 

Интересное толкование Авицеброн сущности материи как универсального носителя возможностей. Ведь форма для своего проявления требует материи как субстрата. Но при этом универсальная материя выступает как телесная и духовная материя, определяясь как «форма телесности» и «форма духовности». Только Бог свободен от материи, ибо находится «по ту сторону» материи и формы. Исходя из своего платонизма, Авицеброн считал, что природный мир отражает мир интеллигибельный, выше, что и является причиной деятельности и движения. Познание же высших духовных категорий возможно только интуитивным путем, в экстатическом состоянии.

 

Авраам-бен-Давид из Толедо (ум. 1180) - представитель еврейского перипатетизма. Бен-Давид пытался обосновать религиозную веру учением Стагирита, доказывая, что философия согласуется со Священным Писанием. Даже в псалмах он находил намеки на учение Аристотеля о категориях. Глубоко разработал Бен-Давид учение о свободе человеческой воли.

 

Моисей-бен-Маймун, более известный как Маймонид (вм. 1204). Он - последовательный сторонник аристотелизма. Маймонид поставил цель-доказать совместимость иудаизма с философией Аристотеля, поэтому он много догматов толкует в аллегорическом смысле. Много внимания Маймонид уделил критике мутакалимив, доводя объективный характер природы и закона причинности. Но он не согласен с Аристотелем в вопросе вечности и нестворености мира, считая, что здесь священное писание верно свидетельствует о творении мира Богом. Религиозные догмы, касающиеся воскресения тел, Маймонид считал недоказанными рациональными аргументами. Историческую заслугу его видят в систематическом изучении трудов Аристотеля и широком использовании его наследия в еврейской философии.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии