Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) родился в Лондоне, в семье лорда-хранителя печати Англии. Учился в Кембридже, где рано почувствовал недостатки господствующей там схоластической философии. На светском поприще достиг должности

великого канцлера. Но его обвинили в злоупотреблениях, потом - суд, отставка, недолгое тюремное заключение. Ф. Бэкон написал много философских трудов. Важнейшая из них - "Новый органон".

 

Бэкон считал, что войти истине в человеческий разум мешают идолы и ложные понятия. Идолы рода находятся в самой природе человека, в нашем уме, отражающий вещи превратно, примешивая свою природу. Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека, которые зависят от его воспитания, интересов, индивидуальных качеств и окружения. Идолы площади происходят от взаимной связанности людей. Привычные слова ориентированы на уровень восприятия толпы, эти слова насилуют разум, ведут к пустым спорам. Идолы театра вселились в души людей из разных догматов философии и ложных законов доказательства. Масса идей пришла в наш ум из вымышленных миров.

 

Ф. Бэкон отметил, что для отыскания истины существуют два пути. Один поднимается от ощущений и отдельностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих незыблемых основ, открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Второй путь выводит аксиомы из ощущений и отдельностей, поднимаясь постепенно к наиболее общим аксиомам. Это истинный путь, но неиспытанным. Лучший из всех доказательств есть опыт, если он опирается на эксперимент. Из многообразного опыта надо открыть истинные причины и аксиомы. Правильно открытые аксиомы хорошо вооружают практику.

 

Но Бэкон не переоценивает эмпирию, потому что эмпирики удовлетворяются только собранным. Рационалисты, подобно пауку, ткут ткань из себя. Пчела выбирает средний путь: материал извлекается из цветов, но располагает его по своему умению. Так и настоящая философия вытягивает по естественной истории и из механического опыта материал, а затем перерабатывает его в уме. В естествознании пока накоплено мало опыта, который способствует открытию причин и аксиом, и оно требует постановки экспериментов. Впрочем и сам метод упорядочения опыта Бэкон считает несовершенным. Нужна другая форма индукции лишена простого перечисления.

 

Классификация наук в философии Бэкона занимает важное место. Он философию разделяет на три части: теология, учение о природе, учение о человеке. Но им должна предшествовать общая наука или первая философия как мать всех других наук. Она должна содержать общие аксиомы наук и выше качества сущего.

 

Теология боговдохновенного и ее подразделения должны определять сами теологи. Хотя сам Бэкон видел в ней, по меньшей мере, учение о законности человеческого разума в божественных вопросах, и учение о степени единства в граде Божьем.

 

Учение о природе или естественная философия включала в себя начала теоретического, практического и математического знаний, которые входили физика, механика, чистая и смешанная математика, архитектура, теория музыки и т.д..

 

Учение о человеке предполагало очень обширную классификацию, с которой можно привести только самые главные рубрики: учение о человеческой личности, учение о связи души и тела, учение о теле, учение о душе, логику, этику и т.д..

 

Фрэнсис Бэкон подал широкую картину классификации наук, исходя из принципа взаимосвязи всех наук. Разделение наук не должен потерять их исконной единства. Все науки - это части, огромного живого дерева человеческого познания, корни которого питается всем человеческим опытом. Поэтому жизнеспособность и сила наук проявляется в их единстве.

 

Томас Гоббс (1588-1679) также развивал эмпирическую философию, опираясь на материалистические представления. Учился в Оксфордском университете. В своих трудах "Левиафан" и "Основы философии" категорически отрицал идеализм в учении о мире, познания и человека.

 

Объектом философии - тела, которые можно сложить и разложить, которые каким-то образом возникли и сравнимы с другими. Для Гоббса телом является все то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-либо частью пространства. То, что не возникло и не имеет свойств, не является предмет философии. Как учение о телах, философия исключает из себя теологию, или учение о боге, его природу и свойства. Бог бесконечен, вечен, непостижим, не рожден, а бесконечное не является предметом философии, потому что все, что мы знаем, происходит только из наших чувственных представлений или образов.

 

Ощущение Гоббс считал важным средством познания мира. Оно может быть только движением внутренних частей тела, которое испытывает. Движения эти происходят в органах чувств. Части тела, по которым осуществляется ощущения, называются органами чувств. Субъектом ощущения является сам чувствующий, живое существо. Поэтому точнее утверждать, что видит живое существо, чем, что видит глаз. Объект является то, что воспринимается с помощью ощущения. Более точно сказать, что мы видим Солнце, чем сказать, что мы видим свет. Свет, цвет, теплота - это не объекты, а лишь впечатление, образы воспринимаемых существ.

 

В философии Гоббс видел две основные части: философия природы изучает природные тела, а философия государства изучает государство как тело, созданное волей человека посредством договоров. Последняя же делится также на две части: этика учит о склонности и характер людей, а политика учит об обязанностях граждан. Философию природы делил на онтологию, или первую философию, познает общие предметы, тела и их свойства, на физику, или учение о явлениях природы, на логику, или учение о знаках мыслей, имен, слов. В целом он выстроил свою систему классификации наук.

 

Сущность понятия материи Гоббс раскрыл, руководствуясь материалистическими представлениями. Он писал, что материя - это только имя, полезное в применении, оно обозначает представление тела независимо от любой формы и от каких-либо свойств. Первую материю поэтому не следует считать самостоятельной вещью. Для Гоббса любая вещь есть или частью универсума, или агрегатом его частей. Наибольший объект познания - мир, рассматриваемый с Земли. Безмерное пространство, названный универсумом,-вместилище всех тел: твердых и видимых, как Земля и звезды; невидимых, как рассеянные в пространстве атомы и эфир, заполняющий пустоты пространства.

 

Труд Гоббса "Левиафан" оказала большое влияние на европейскую историю. «Люди равны от природы», - утверждал философ. Значительную физическую силу одного можно преодолеть тайными действиями нескольких более слабых, объеди-налысо против него. Умственные способности, если не считать искусств, которые требуют особых качеств и опыта, также примерно одинаковы. Необоснованный высокомерие по своей мудрости еще одна из качеств всех людей. «Через равенство возникает взаимное недоверие», потому что из равенства способностей возникает равенство надежд. Если двое хотят одного и того же вещи, то возникает соперничество и они становятся врагами. Недоверие ведет к войне, и желая обезопасить себя от нападения, человек принимает предупредительные меры: силой или хитростью держит в узде всех, кого может. Есть и такие, кто наслаждается созерцанием своей силы, увеличением власти над людьми. В природе человека есть три основные причины войны: соперничество, недоверие, притязания славы. «При отсутствии гражданского состояния всегда война всех против всех», - отметил Гоббс, а потому нужна общая власть, держащая всех в страхе.

 

В естественном состоянии неудобство войны всех против всех в том, что люди живут без всякой гарантии безопасности, кроме собственной физической силы и изобретательности. Здесь нет места трудолюбию, так как нет гарантии воспользоваться самом плодами своего труда. Здесь есть вечный страх, а потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобного жилья, знаний о природе, ремесел и т.д.. Состояние войны всех против всех ведет к тому, что при нем ничто не может выглядеть несправедливым. В естественном состоянии человек поставлен в затруднительное положение, она ищет пути к такому устройству жизни, в котором нет страха смерти.

 

Взаимный перенос или обмен правами - это договор, и он является средством достижения мира в обществе. Гоббс выстроил в "Левиафане" логически строгую картину естественных прав и законов, которые он считал вечными. А науку о природных законах он назвал истинной моральной философией, наукой о том, что такое добро и зло в поступках и в человеческом обществе. Гоббс считал, что цель государства - главным образом обеспечение безопасности. Государство - это общая власть, которая способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиненных ими друг другу. Государство может доставить людям ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в достатке.

 

Джон Локк (1632-1704) - английский философ-сенсуалист. Он концептуально оформил буржуазную доктрину либерализма, обосновывал принципы свободы совести и веротерпимости. Локк признавал основную посылку материализма об объективном существовании и познаваемости мира материальных объектов. Для него понятие материи ясно заключает в себе только идею плотной субстанции, везде одинаковая.

 

Локк явно различал идею материи и идею тела, хотя он и говорил, что там, где есть одно, там есть и другое. Он исследовал проблему мышления и сознания, стремясь понять связь материи и сознания. Любую организацию материальных частиц Локк понимал только как количественно-структурное усложнение, которое не ведет к качественным изменениям. Он скептически относился к идеям гилозоизму, но не принимал и идею сознания как продукта высокоорганизованной материи (мозга). Идею Бога, как творца, он признавал, но считал, что Бог мог дать материи способность осознавать и мыслить. Поэтому Локк заявил: «Представлять себе, как мышление существует без материи, не труднее чем представлять себе, как материя мыслит».

 

Ядро мировоззрения Локка составила гносеология сенсуализма. Свою цель он видел в исследовании происхождения, достоверности и объема человеческого познания, считая, что все человеческое знание происходит из индивидуального чувственного опыта. Отсюда его критика рационализма, хотя он отдавал должное роли разума в познании, как инициатора и организатора познавательной, а потому и чувственной деятельности.

 

Опыт для Локка - это все то, что влияет на сознание человека, что усвоено ею в течение жизни. Сознание человека в начале подобная пустой комнате. «Чувство сначала вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место (empty cabinet) и, по мере того как ум постепенно осваивается с некоторыми из них, они содержатся в памяти и получают имена. Затем, продвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен ». Локк дал критику учения о врожденных идеях и первоначальные знаки, будто отражены в уме человека с момента его рождения. Напротив, все идеи приходят от ощущения или рефлексии, утверждал Локк. Ум сначала, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей.

 

Основным методологическим принципом педагогики Локка было сочетание двух положений: о начальной равенство детей в плане отсутствия у них знаний, и о начальной неравенство детей в задатках и способностях. Возможно, это было обоснованием программы воспитания успешного делового человека и джентльмена, и таким образом Локк хотел косвенно приучить детей низших слоев к послушанию, усердия и благочестия. Локк был прав, когда опирался на свои положения педагогики, ведь неравенство в задатках и способностях людей природная и социальная. Все начинается в утробе матери, где состояние плода явно отличается от жизни растения, считал Локк. Этот пренатальный опыт, как и физическая конституции тела, задает начальную неравенство задатков, так он разный в семьях разного достатка. Сейчас есть много исследований, свидетельствующие, что чувства младенца отнюдь не белый лист бумаги. Какие-то знаки там уже отражены до рождения.

 

Проблему соотношения веры и разума Локк решал в пользу разума. Посвящения может раскрыть нам истины, но не столь вероятно, как это делает ум. Познание природного мира не требует посвящения, поскольку Бог поставил нас естественными и более верными средствами познания вещей.

 

Идеи либерализма важные в политической философии Джона Локка. В работе «Два трактата о правлении» он утверждал, что естественное состояние всех людей - состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью по мере их понимания себя в рамках закона природы. Естественным является и состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, - никто не имеет больше другого. Естественная свобода в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме законов природы. Свобода человека в обществе, в условиях существования системы правления, заключается в том, чтобы жить согласно постоянного закона, общего для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем, это - свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон.

 

Глубокий и всесторонний анализ положения человека в обществе, основан Локком, позволил ему все-таки заявить: «Каждый человек по природе свободен». Ведь в любом обществе ребенок не рождается подданным страны или правительства. Согласие человека жить в той или иной стране, во власти того или иного правительства, может быть выраженной или молчаливой.

 

Если человек подчиняется законам какой-либо страны, ведет спокойную жизнь и пользуется привилегиями и защитой этих законов, то это еще не делает ее членом данного общества. Ничто не может сделать человека подданным государства, членом сообщества, кроме ее фактического вступления в со-общество с помощью позитивного обязательства, обещания и договора. Локк отмечает три формы правления: демократию, олигархию и монархию.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии