Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье значительного чиновника в Штутгарте. Он окончил богословский факультет Тюбингенского теологического института, но священником стать не захотел. Гегель при жизни

написал значительное количество фундаментальных философских трудов, ряд курсов его лекций было обработано и напечатано учениками.

Гегель был первым мыслителем, который рассматривал свое учение как закономерное продолжение и завершение всего предшествующего развития теоретической мысли. Философию его можно определить как систему диалектического объективного идеализма. Именно диалектика сделала его философию выдающимся явлением века. Гегель указал что философствование должно быть системным чтобы претендовать на научность. Философия только через проникновение в разумное может постичь наличное и действительное:

 

"Что разумно, то действительно;

 

и действительно, то разумно ".

 

Именно с этого убеждения философия исходит в своем рассмотрении, как духовного, так и естественного универсумов. Задача философии - постичь то, что есть, а то, что есть и есть ум. Гегель уверен, что каждый человек - дитя своего времени, а философия - это время, постигнут в уме. Философия не может выйти за пределы современного ей мира. Так же бессмысленно считать, что индивид способен перескочить через свою эпоху. Конечно, в теории можно построить воображаемый мир, который может существовать в мыслях индивида, но такой мир можно построить только в этом податливом материале. Как мысль о мире философия появляется только после того, как действительность закончила процесс своего формирования. Отсюда образ совы Минервы, которая начинает свой полет с наступлением темноты.

 

Философский материализм для Гегеля - это эмпиризм, для которого внешний и составляет истинное. Сама материя, по мнению Гегеля, - это лишь абстракция, которая не может быть непосредственно воспринята нами. Но он также не признает, что за понятием материи стоит объективная реальность. Материализм для него - учение несвободы, ибо свобода состоит в том, что мне не противостоит никакое абсолютно другое, но я завишу от содержания, которым являюсь я сам.

 

Гегель считал, что именно философия и является учением, которое должно освободить человека от бесконечного множества конечных целей и намерений, и сделать ее равнодушной к ним. Он считал, что философский метод столь же аналитический, насколько и синтетический. Метод следует признать не терпит ограничений, всеобщее, что является бесконечной силой, независимой от чего внешнего, далекого от ума. Поэтому наше понятие о любой предмет истинно лишь постольку, поскольку оно вполне подлежит метода.

 

Диалектика Гегеля отправляется от решения Кантом проблемы отношения познания к вещи в себе, от идей Фихте об активности субъекта, от Шеллинговои постановки вопроса о тождестве субъекта и объекта. Сам Гегель глубоко обосновал принцип тождества мышления и бытия. Он показал диалектическое (относительную) тождество бытия и мысли о бытии. Вместо понятия отражения объективного в субъективном, Гегель следует принципу преобразования одного в другое. Так материальное оказывается лишь «преобразованием», инобытием и поверхностным явлением духа. Дух признается Гегелем за первичное, а природа считается духом.

 

Диалектическое Гегель рассматривает как вообще принцип всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности, как душа всякого истинно научного метода. Диалектика есть имманентный переход одного определения в другое, в свою противоположность. Обыденное сознание обычно признает как определение вещей одно, а также и другое. Но основательный взгляд на вещи показывает, что конечное ограничено не только извне, но снимается с помощью своей собственной природы и само собой переходит в другое. Так, человек смертен, но это не означает, что существуют две обособленные свойства человека: быть живым и быть смертным. Истина как раз в том, что жизнь несет в себе зародыш смерти.

 

Все конечные вещи, то есть такие, которые имеют конец, меняются и проходят. Все то, что существует, в конце концов должно выйти за пределы своего непосредственного бытия и перейти в свою противоположность. А потому в диалектике Гегель видел универсальную непреодолимую власть, перед которой ничто не может устоять, сколь бы оно ни представляло себя крепким и обеспеченным. Диалектика проявляется во всех областях и образованиях мира природы и духа.

 

В своей философской системе Гегель значительную внимание уделяет диалектическому исследованию начала. Таким можно считать единство бытия и ничто. Гегель показал, что различие между бытием и ничто трудно определить, поэтому их различение возможно через становление, через нечто третье. Становление есть существованием бытие в той же мере, что и существование небытия, ничто.

 

Гегель считал, что бытие заключает в себе три ступени: качество, количество и меру. Качество - это в первую очередь тождественная с бытием определенность. Что-то перестает быть тем, что оно есть, если оно теряет свое качество. Количество, наоборот, - внешняя бытию, безразличная для него определенность. Так, дом остается тем, что он есть, независимо от величины его. Красное остается красным независимо от оттенков его. Мера - это единство первых двух, качественное количество. Все вещи имеют свою меру, свое завершенное бытие, количественную определенность. При увеличении или уменьшении до известного предела, вещи перестают быть тем, что они были. Здесь происходит переход количественных изменений в качественные. Например, в морали мера легкомыслия легко нарушается и переходит в совершенно другое - в преступление.

 

Отрицание Гегель рассматривал как отрицание диалектическое, как снятие, в котором что-то одновременно и отменяется и сохраняется. Поэтому остается возможность для дальнейшего отрицания, которое возвращается в начало, но на более высоком уровне. Например, прорастание ячменного зерна.

 

Противоречие Гегель рассматривал как корень всякого движения и жизненности, как закономерность, неотъемлемую от действительности. Поэтому тождество, различие, противоположность, противоречие - важнейшие категории гегелевской диалектики. Здесь господствует идея раздвоения единого на противоположности. Именно в такой последовательности возможно показать развертывания процесса развития и его источник.

 

Суть в видимости является лишь отношение с собой, но не непосредственное отношение, а рефлектоване. Рефлексию следует понимать как свечение одного понятия в другом, диалектически связанном с первым понятием, как диалектическое взаимопроникновение понятий, присущее каждому понятию сути, что имеет свое парное понятие. В таком случае а в видимости тождественность с собой. Тождество, как осознание самого себя, то, чем отличается человек от природы вообще, и от животного в частности; животное не может понять себя как "я", то есть чистая единство себя в самом себе.

 

Тождество есть вместе с тем отношение, а именно отрицательное отношение с собой или различия (отличие) себя от самого себя. Различие в себе есть существенное различие положительного и отрицательного. Поскольку положительное и отрицательное самостоятельные, поскольку они не другое, то каждое из них светится видимостью в другом, и есть лишь постольку, поскольку есть другое. Отличие сути поэтому есть противопоставление. Каждое из разрозненных имеет свое определение только в своем отношении с другим, то есть каждое разрозненное, противоположное находится в тесной неразрывной связи со своим другим. Гегель приводит ряд доказательств. Обыденное сознание рассматривает разрозненные как равнодушны друг к другу. Говорят: я - человек, а вокруг меня - воздух, вода, животные и вообще - другое. Но философия имеет целью показать иное как то, что противостоит своему другому. Неорганическая природа - не просто что-то другое, чем органический мир. Неорганическая природа - необходимо другое органического мира. Так же природа не существует без духа, и дух - без природы. Гегель подчеркнул, что мы делаем большой шаг вперед, рассматривая действительное мышление как мышление о необходимом.

 

Противоположности в свою очередь находятся в состоянии беспокойства, стремятся к тому, чтобы положить себя как то, что они в себе. Отсюда они вступают в противодействие, стремятся преодолеть одна другую. Единство противоположностей предполагает их противодействие, борьбу. Этим определяется конечная природа вещей. Противоречие (противоречия) - вот что действительно движет миром. Гегель отметил, что противоречия обычно устраняют из вещей, из сущего и истинного вообще, утверждают, что нет ничего противоречивого. Но повседневный опыт показывает нам, что существует множество противоречивых вещей, противоречивых утверждений. Противоречие их не только внешняя, но и в них самих. Противоречивостью однако дело закончиться не может и она снимает себя через самого себя. Ближайшим результатом разрешения противоречия есть основа. Стороны противоречия погружаются в основу, тонут в ней, растворяются и тем самым взаимно отождествляются. Движение возвращается в "тождества" на более высоком уровне.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии