Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

На основании письменных свидетельств о различных событиях нашей истории, где зафиксировано и особенности мировосприятия наших далеких предков, существуют достаточные основания исследовать нашу историю и как историю становления и развития отечественной религиозной философии.

 

 

Между славянским и западноевропейским мировоззрением издавна было существенное различие. И следующие после крещения Киевской Руси события это со всей очевидностью подтвердили. Ведь мировоззрение народа меняется очень медленно, даже если снаружи кажется, что новая жизнь слишком отличается от предыдущего. Для западного мировоззрения характерна вера в нерушимый рок, неотвратимую судьбу, отсюда и фаталистический вид античного язычества, и представление о предопределении, которое характерно для западного направления христианства, особенно глубоко проработан Аврелий Августин. Напротив, славяне, как отметил наблюдательный византийский мыслитель VI века Прокопий Кесарийский, судьбы не знают. Славяне не знают судьбы-рока, судьбы как неизбежного предопределения, судьбы как рокового стечения обстоятельств. Для славян существует рок-фортуна, судьба, с которой можно договориться, которую можно уговорить.

 

В «Повести временных лет» на примере жизни и судьбы князя Олега, умер в 912 г., видно именно это неприятие судьбы-рока, принципиальное отрицание возможности волхвувань, прорицаний. Волхвы предсказали ему, что умрет он от своего коня. Известно, что до самых волхвов князь Олег отнесся слишком жестоко. Впрочем, Олег велел ухаживать и кормить лошадь, но сам на него больше не сел. И смерть его все же наступила именно от его коня. Чтобы князь был толерантным к волхвам, и посидел бы с ними, и послушал их аргументацию, то ... В «Повести» приводятся и другие примеры предсказаний, волхвувань-чудес. Но автор уверен: «Это все попустительством Божиим и творением бесовским бывает, такими вещами соблазняется наша православная вера».

 

После крещения Руси в 988 г. князем Владимиром, развитие духовной жизни здесь получил значительный толчок, вследствие приобщения к уже привычному в то время в Европе христианскому мировоззрению. Уже в XI веке. митрополиты Иларион в «Слове о законе и благодати» и Георгий в «стязи-нии с латыни», игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский и другие мыслители активно пропагандировали среди паствы библейские истины, благодать учения Иисуса Христа, христианские моральные ценности, приоритет православной веры , идеи терпения, сострадания, любви, а также требование христианского подвига-аскетизма. Социально-нравственные идеи, глубокое прозрение основных проблем и проклятых вопросов отечественной жизни ярко продемонстрировал в своем «Слове» Даниил Заточник (ХИ-ХИ! в.).

 

Глубокое понимание философско-религиозной сущности христианства показал Климент Смолятич, киевский митрополит в 1147-1154 годах. Священное Писание было для него глубоко символичным. Содержание философствования он видел в том, чтобы следуя дух учения Христа, описанные евангелистами чудеса понимать аллегорически и духовно.

 

Так, пишет Климент, Господь наш воскресил дочь князя Иаира, которая была мертвой, накормил многих пятью хлебами и двумя рыбами и другое создал. Но дело в том, что хотя Господь все это обнаружил в божественных знамениях и чудесах, Он представил это и в притчах, а они нуждаются в понимании их символическое значение.

 

Кирилл Туровский (бл.1130-бл.1182) - выдающийся мыслитель и писатель Древней Руси, после смерти называемый «вторым Златоустом». Он писал о человеке, как центр Вселенной, как «венец творения». Основной метод Кирилла - метод символико-аллегорического толкования Священного Писания. Он призывает тщательно читать святые книги, с размышлениями вчитываться в сокровище вечной жизни: «Всякий книжник, познавший Царству Небесному, подобен домовитому желаний который из сокровищ своих раздает старое и новое». Поэтому каждый должен развивать в себе добрые наклонности и делать добрые дела.

 

После нашествия монголо-татарских орд на Русь, после падения Киева, всякая национальная научная мысль лишена была возможности развития. Борьба за выживание стала в центр бытия. Церковь, которая была когда-то оплотом философских и теологических исканий, практически находилась в состоянии упадка. Лишь около конца XIV-начала XV веков обнаруживаются следы тяги к знаниям и возможности для его получения. И это в то время, когда в славянском мире уже существовали Карлов университет в Праге (1348) и Краковская Академия (1364). Следует отметить, что Киевская Русь развивалась и вышла далеко за свои первоначальные границы. Новгород, Владимир, Москва, Смоленск и другие города привлекали к себе людей любознательных, умных, образованных, поклонников знания.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии