Судостроение в мире утратило свое прежнее значение. После нефтяного кризиса 70-х pp. XX в. производство танкеров значительно сократилось. Изменились и признанные лидеры в этой области. Великобритания
, с начала XIX в. и до Второй мировой войны давала более половины морских судов мира, теперь оказалась во втором десятке. Сейчас почти 40% морских судов мира дает Япония, еще 30% - Республика Корея, на третьем месте со значительным отрывом находится Германия - менее 5%. Судноскладальни заводы, использующие импортные комплектующие, возникшие в Сингапуре, Тайване, Бразилии, Аргентине.
В эпоху НТР большое значение приобрело авиаракетостроение. Бесспорными лидерами в этой области являются США, Франция и Китай. Роль железнодорожного машиностроения несколько уменьшается.
Точное машиностроение стало достоянием второй половины
XX в. Оно предоставило миру новейшую продукцию приборостроения, электротехники и особенно электроники. Точное машиностроение наукоемкое, поэтому тяготеет к крупным городам - научных центров. Если в 80-х pp. XX в. наибольшее количество бытовой техники производили Япония, СЕЛА, Германия и Франция, то теперь их потеснили азиатские новые индустриальные страны и Китай. В частности, мировым лидером в сборке телевизоров, радиоприемников, часов, стиральных и швейных машин сейчас Китай.
Итак, существует три главных машиностроительных регионах мира: Северная Америка (ЗО% мирового производства, здесь приоритетное развитие должны авиаракетостроение и точное машиностроение; главную роль играют СЕЛА), Западная Европа (дает почти ЗО%, в основном продукцию автомобилестроения, станкостроения и точного машиностроения; бесспорна первенство здесь принадлежит Германии) и Восточная и Юго-Восточная Азия (концентрирует более 20% мирового машиностроения, здесь преобладают электроника и судостроение; центром развития отрасли выступает Япония; возрастает роль новых индустриальных стран) (картосхема 4).