Человечество всегда было заинтересовано в собственном развитии. Еще в эпоху собирательской экономики первобытные племена вводили запреты (табу), регулирующие воспроизводство населения.
С переходом от собирательства к земледелию, к созданию реальной основы для обеспечения продовольствием первые государственные образования стремились регулировать численность своего населения, иметь постоянно определенное число работников и воинов, способных носить оружие, Известно, что такая политика проводилась в Древнем Египте, Греции, Римской империи.
Древнегреческие ученые Платон (428 или 427—348 или 347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) считали опасным чрезмерное увеличение населения приемлемыми качестве борьбы с ним принудительное переселение части жителей в колонии (Платон); повышение брачного возраста, запрещение мужчинам иметь детей до 37, женщинам - до 18 лет (Аристотель). По их мнению, малочисленность граждан представляет собой залог социальной гармонии, а многочисленность способствует росту преступлений из-за бедности и необеспеченности землей, поэтому можно избавляться от больных новорожденных и нежелательных детей.
По подсчетам историка К.Ю. Белоха, последние три века до н.э. население Римского государства (собственно Италии) оставалось стабильным, а в конце I в. до н.э. и начале I в. даже небольшими темпами росло. Однако к середине I в. стали появляться негативно. падает рождаемость, уменьшается число браков, увеличивается количество разводов, становится распространенным явлением безбрачие и нежелание иметь детей. Опасаясь депопуляции римские императоры, например Август (27 до н.э.—14), Адриан (117-138), Антоний Пий (138-161), Марк Аврелий (161-180) идр. начали проводить активную демографическую политику. Таким образом, древние мыслители и главы государств пытались регулировать рост населения, основываясь на господстве государственной власти над личностью.
Рабство послужило первой ступенью развития аграрного общества. Наступивший феодализм резко изменил отношение человечества к своему развитию. Из века в век величие и могущество феодальных государств зависело от числа подданных. Основной рабочей силой были крестьяне. Большие семьи поощрялись, как и ранние браки и высокая рождаемость, поскольку все это влияло на уровень благосостояния аристократки и государства.
Французские просветители считали проблемы населения важнейшими общественными задачами. Ш. Монтескье (1689-1755) в работе «О духе законов» писал, что Европа нуждается в законах, способствующих размножению населения. В то же время он считал необходимым учитывать наличие средств пропитания.
Вольтер (1694-1778) считал обязанностью каждого мудрого правителя проявлять заботу о населении страны.
Развитию демографических взглядов, их теоретическому оформлению мешала скудность данных, их пестрота, несопоставимость по времени, территории и содержанию. В XVII в. существовавшие ранее отдельные методы статистического измерения объединяются в одну науку -статистику. Ее возникновению способствовали следующие условия1:
• широкое развитие первичного учета, накопление массовых описательных данных, пригодных для статистического анализа;
, • наличие слоев общества, способных формировать науку вообще и статистику в частности;
• потребности различных видов практической деятельности (политической, экономической, социальной, административной и др.) в достоверной информации;
• потребности в аналогичной информации наук, изучающих общество;
• достаточно высокое развитие фундаментальных наук (философии, математики, права), позволивших осознать необходимость статистики как орудия социального познания, раскрыть ее специфику, определить основные методологические принципы;
• изменение человеческого сознания, видения мира, формирование новых представлений о государстве и обществе. У истоков статистики как науки стояли две научные школы: госу-дарствоведения и политических арифметиков. Обе возникли одновременно и работали в значительной степени над элементами демографического анализа.
Представители первой школы предметом изучения считали государство, особенности ею территории и населения. Первые государ-ствовсды обходились без цифр, их последователи выделили в статистическом исследовании три этапа (наблюдение, сводка и группировка. анализ), рассчитали первые относительные величины и предприняли попытку построения таблиц смертности. Историки статистики к школе государствоведения относят ученых Г. Конринга (1606—1661); Г. Ахен-валя ( 1719-1772), впервые введшего в науку термин «статистика» и пробудившего интерес общества к этому предмету; А. Шлецера (1735— 1809); П. Анхерсена (1700-1765); А. Кроме (1753-1833); А. Бюшинга (1724-1793) и др.
Именно Г. Ахенваль дал рекомендации по структуре и архитектонике государств: земля (географическое положение); поверхность; климат; воды; продукты минерального сырья, животного и растительного мира; люди - физические, умственные, нравственные качества обитателей государства; государственное устройство, управление, экономика. Школа просуществовала ! 50 лет и осталась в истории XVHI в.
Школа политических арифметиков известна двумя основоположниками, определившими два основных направления: демографическое -Д. Граунт (1620-1674) и Э. Галлей (1656-1742) и статистико-экономическое - В. Пегги, глава школы (1623-1687).
Первой работой, заявившей миру о возникновении политической арифметики, стала книга Д. Граупта «Естественные и политические наблюдения, упомянутые в прилагаемом перечне и сделанные на основе бюллетеней смертности Джоном Граунтом, гражданином Лондона в отношении к правительству, религии, занятиям, росту, воздуху, болезням и различным изменениям названного города». Работа вышла в свет 25 января 1662 г. и положила начало рождению статистики. За 1662—1676 гг. книга выдержала пять изданий. Граунта избрали членом Королевского общества (Британской академии наук), а в 1664-1665 гг. он стал членом совета Общества.