Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

История демографии Человечество всегда было заинтересовано в собственном развитии. Еще в эпоху собирательской экономики первобытные племена вводили запреты (табу), регулирующие воспроизводство населения.

 

С переходом от собирательства к земледелию, к созданию реальной основы для обеспечения продовольствием первые государственные образования стремились регулировать численность своего населения, иметь постоянно определенное число работников и воинов, способных носить оружие, Известно, что такая политика проводилась в Древнем Египте, Греции, Римской империи.

Древнегреческие ученые Платон (428 или 427—348 или 347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) считали опасным чрезмерное увеличение населения приемлемыми качестве борьбы с ним принудительное переселение части жителей в колонии (Платон); повышение брачного возраста, запрещение мужчинам иметь детей до 37, женщинам - до 18 лет (Аристотель). По их мнению, малочисленность граждан представляет собой залог социальной гармонии, а многочисленность способствует росту преступлений из-за бедности и необеспеченности землей, поэтому можно избавляться от больных новорожденных и нежелательных детей.

По подсчетам историка К.Ю. Белоха, последние три века до н.э. население Римского государства (собственно Италии) оставалось стабильным, а в конце I в. до н.э. и начале I в. даже небольшими темпами росло. Однако к середине I в. стали появляться негативно. падает рождаемость, уменьшается число браков, увеличивается количество разводов, становится распространенным явлением безбрачие и нежелание иметь детей. Опасаясь депопуляции римские императоры, например Август (27 до н.э.—14), Адриан (117-138), Антоний Пий (138-161), Марк Аврелий (161-180) идр. начали проводить активную демографическую политику. Таким образом, древние мыслители и главы государств пытались регулировать рост населения, основываясь на господстве государственной власти над личностью.

Рабство послужило первой ступенью развития аграрного общества. Наступивший феодализм резко изменил отношение человечества к своему развитию. Из века в век величие и могущество феодальных государств зависело от числа подданных. Основной рабочей силой были крестьяне. Большие семьи поощрялись, как и ранние браки и высокая рождаемость, поскольку все это влияло на уровень благосостояния аристократки и государства.

Французские просветители считали проблемы населения важнейшими общественными задачами. Ш. Монтескье (1689-1755) в работе «О духе законов» писал, что Европа нуждается в законах, способствующих размножению населения. В то же время он считал необходимым учитывать наличие средств пропитания.

Вольтер (1694-1778) считал обязанностью каждого мудрого правителя проявлять заботу о населении страны.

Развитию демографических взглядов, их теоретическому оформлению мешала скудность данных, их пестрота, несопоставимость по времени, территории и содержанию. В XVII в. существовавшие ранее отдельные методы статистического измерения объединяются в одну науку -статистику. Ее возникновению способствовали следующие условия1:

• широкое развитие первичного учета, накопление массовых описательных данных, пригодных для статистического анализа;

, • наличие слоев общества, способных формировать науку вообще и статистику в частности;

• потребности различных видов практической деятельности (политической, экономической, социальной, административной и др.) в достоверной информации;

• потребности в аналогичной информации наук, изучающих общество;

• достаточно высокое развитие фундаментальных наук (философии, математики, права), позволивших осознать необходимость статистики как орудия социального познания, раскрыть ее специфику, определить основные методологические принципы;

• изменение человеческого сознания, видения мира, формирование новых представлений о государстве и обществе. У истоков статистики как науки стояли две научные школы: госу-дарствоведения и политических арифметиков. Обе возникли одновременно и работали в значительной степени над элементами демографического анализа.

Представители первой школы предметом изучения считали государство, особенности ею территории и населения. Первые государ-ствовсды обходились без цифр, их последователи выделили в статистическом исследовании три этапа (наблюдение, сводка и группировка. анализ), рассчитали первые относительные величины и предприняли попытку построения таблиц смертности. Историки статистики к школе государствоведения относят ученых Г. Конринга (1606—1661); Г. Ахен-валя ( 1719-1772), впервые введшего в науку термин «статистика» и пробудившего интерес общества к этому предмету; А. Шлецера (1735— 1809); П. Анхерсена (1700-1765); А. Кроме (1753-1833); А. Бюшинга (1724-1793) и др.

Именно Г. Ахенваль дал рекомендации по структуре и архитектонике государств: земля (географическое положение); поверхность; климат; воды; продукты минерального сырья, животного и растительного мира; люди - физические, умственные, нравственные качества обитателей государства; государственное устройство, управление, экономика. Школа просуществовала ! 50 лет и осталась в истории XVHI в.

Школа политических арифметиков известна двумя основоположниками, определившими два основных направления: демографическое -Д. Граунт (1620-1674) и Э. Галлей (1656-1742) и статистико-экономическое - В. Пегги, глава школы (1623-1687).

Первой работой, заявившей миру о возникновении политической арифметики, стала книга Д. Граупта «Естественные и политические наблюдения, упомянутые в прилагаемом перечне и сделанные на основе бюллетеней смертности Джоном Граунтом, гражданином Лондона в отношении к правительству, религии, занятиям, росту, воздуху, болезням и различным изменениям названного города». Работа вышла в свет 25 января 1662 г. и положила начало рождению статистики. За 1662—1676 гг. книга выдержала пять изданий. Граунта избрали членом Королевского общества (Британской академии наук), а в 1664-1665 гг. он стал членом совета Общества.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии