С одной стороны, они способствуют более свободному размещению как населения
, так и производства. Влияние расстояния и транспортных затрат на себестоимость продукции резко снижается. Например, стоимость пересылки электронного письма соседу по дому или коллеге в Австралию одинакова и зависит только от размера документа. По данным западных экспертов, около 70% пользователей Интернета пользуются им дома.
С другой стороны, под влиянием телекоммуникационных сетей происходит концентрация человеческой деятельности в ограниченном числе центров. Причина — значительная стоимость новейших систем связи и обслуживающего оборудования. Следовательно, размещение таких центров обусловливает география телекоммуникационных сетей. Во-первых, это крупные города (Москва, Санкт-Петербург) с наиболее развитой инфраструктурой и выходом во всемирное информационное пространство, как через спутники, так и по оптико-волоконным линиям.
Во-вторых, это центры вдоль оптико-волоконных линий, составляющих «хребет» телекоммуникаций страны (в России наиболее протяженные из них Москва — Хабаровск, Москва — Caнкт Петербург, Москва — Новороссийск; есть несколько оптико-олоконных выходов в Западную Европу и Японию, в том числе и по подводным кабелям, проложенным по дну Черного, Балтийского и Японского морей). Одна из причин концентрации телекоммуникационных мощностей — необходимость обеспечивать надежность и безопасность функционирования этой сложной, а значит, хрупкой системы, что также требует концентрации финансовых ресурсов и большого числа специалистов. Необходим контроль за не имеющими границ сетями как для предотвращения передачи за рубеж государственных секретов, так и проникновения в страну военных вирусов, которые в состоянии не только парализовать экономическую жизнь страны, но и вызвать угрозу техногенных катастроф. Телекоммуникации все теснее вовлекаются в информационные войны, которые ведутся не только в политике, но и в экономике.
С развитием телекоммуникаций возникает и новый вид «груза» — это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион. Важен не только размер такого «грузопотока», который специалисты обычно называют «трафиком», но и его структура. Например, из России «утекает» немало научной информации и сведений об исследовательской деятельности, а поступают, наоборот, в основном материалы познавательного или развлекательного характера. Здесь напрашивается сравнение с внешнеторговым балансом страны: в импорте велика доля готовых потребительских товаров, а в экспорте — ценной информации, которую мы пока не можем достаточно эффективно использовать внутри России.
Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение. Сегодня мы находимся в преддверии Интернета уже нового поколения. Лидером в его разработке являются США. Мало стать пользователем информационного пространства, необходимо активно участвовать в его создании. Во-первых, создавать ценную и интересную для других информацию, а во-вторых, технически контролировать часть телекоммуникаций и не зависеть от иностранных государств и компаний.