Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Транспортные коммуникации является одним из ведущих факторов формирования и развития промышленных комплексов.

Они не только служат основой объединении отдельных поселений в единую целостную сложную взаимосвязанную систему, а также является одним из главных предпосылок развития процессов узловой концентрации, агломерирования и рост на этой основе экономической эффективности промышленного производства. Сейчас развитие коммуникаций начинает приобретать еще более важное значение, поскольку он стимулирует рост уровня информационной обеспеченности, научно-инновационной направленности, рыночно-коммерческой активности, международной ориентированности различных видов человеческой деятельности.

В классической экономической географии XX в. транспортным коммуникациям отводилась одна из ведущих ролей в формировании системы расселения и территориально-производственных комплексов. В частности, плотность путей сообщения и их пропускная способность определяли уровень пространственной доступности определенных ресурсов производства (природных, трудовых и др.)., А их конфигурация - особенности формирования опорного каркаса системы населенных пунктов, объединенных на основе сложных взаимосвязей. Известно также, что транспорт (преимущественно грузовой) создает своеобразный производственный эффект, поскольку продукция других предприятий, удаленных от определенной территории, поступает в промежуточных или конечных потребителей фактически так же, как изготовленная на месте (разумеется, с определенными транспортными затратами). Наконец, социальный эффект транспортных коммуникаций в классическом экономико-географическом понимании состоит в консолидации общества, нивелировании диспропорций социально-экономического развития, распространении передового опыта и инноваций, формировании эффективных методов регионального управления.

С развитием глобализирующегося общества и информационных технологий значение транспортных коммуникаций начинает переосмысливаться. Все больше ученых делают выводы о том, что

развитая сеть транспорта и связи формирует своеобразную свойство пространства - коммуникативность среды. Она заключается в создании специфических экономически выгодных условий для развития различных видов человеческой деятельности, возникающие на основе роста функциональной связанности, контактности, консолидации, модульности, эмерджентности, конгломеративности, взаимной проницаемости и дополнительности различных элементов социальных систем. В висококомуникативних точках пространства возникают и формируются сложные формы территориальной организации общества - узлы, агломерации, метрополитенского ареала, мегалополисы и др.. Для них характерны высокий уровень развития социальной среды, глубокая перетворенисть ландшафта, повышенные показатели эффективности различных видов человеческой деятельности и высокую степень их инновационности, пионерности, прогрессивности, репрезентативности, рыночной направленности, международной ориентированности, модульности. Это все определяет индекс коммуникативности поселений. Он также определяет характер развития промышленного комплекса территории, его интегрированность, связанность, открытость внешним факторам, уровень информатизации и модульности.


В Украине уровень коммуникативности отдельных поселений напрямую зависит от населения города и возрастает с увеличением его численности (рис. 3.4). Например, наивысший индекс коммуникативности имеют столица Украины г. Киев (10,8 балла), а также ряд крупных городов - ядер агломерирования (Одесса - 8,3, Львов - 6,6, Харьков - 6,9, Донецк - 5, Днепропетровск - 5) и узлов (Запорожье - 5,4, Мариуполь - 4, Луганск - 4, Кривой Рог - 3,3 и др.). Этому способствовали следующие факторы:

1) всесторонняя развитость сети различных видов транспортных коммуникаций;

2) высокие показатели плотности магистралей, интенсивности движения и пропускной способности;

3) интеграция указанных выше городов в европейские и евразийских транспортных коридоров (ЕМТК № С, ЕМТК № 5, ЕМТК № 9, Гданьск - Одесса, Дунайский водный, ТНАСЕСА). Благодаря высокой коммуникативности среду этих городов стало динамичное общественное развитие, активизировались рыночные и предпринимательские силы, происходил стремительный ход социальных процессов, формировались прогрессивные тенденции в промышленном комплексе, репрезентативность на международном уровне.

Основным фактором является удобное транспортно-географическое положение. Низкий уровень коммуникативности наблюдается в малых и средних городах Украины, которые не имеют развитой сети транспорта и связи. Среда таких городов, вследствие удаленности от потока информации и ограниченного доступа к основным ресурсам производства, менее склонно к активизации рыночных функций, предпринимательской, научно-инновационной деятельности, развития передовых высокорентабельных отраслей промышленного производства.

Однако в Украине формируется определенный класс малых и средних городов, которые сами по себе характеризуются невысокими показателями индекса коммуникативности, однако вследствие благоприятного географического положения для них повышенный уровень экономической эффективности производства. В основном это города, которые компактно расположены в периферийной зоне больших ядер системы расселения. За счет развития процессов агломерирования, рост скученности населения и концентрированности различных видов человеческой деятельности, на основе пересечения и взаимного наложения путей коммуникаций они подпадают под действие совокупного коммуникативного потенциала территории.

В целом развитие коммуникаций и связи тесно связан с показателями экономической эффективности производства, особенно в среде высокоразвитых промышленных агломераций Украины (Киевской, Харьковской, Днепропетровско-Днепродзержинской). Развитая сеть путей сообщения существенно способствует формированию дополнительного экономического эффекта развития производства этих территорий, повышению интенсивности рыночных преобразований и активизации предпринимательской инициативы, росту преимуществ размещения высокорентабельных отраслей хозяйства.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии