Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В развитии и размещении производительных сил страны важную роль играют промышленные узлы, которые во многих промышленных районах являются важнейшими формами территориальной организации промышленного производства.

В индустриально развитых районах формирование крупных промышленных узлов часто рассматривается как наиболее быстрый и экономически выгодный путь решения важных народнохозяйственных задач. В новых промышленных районах создания промышленных узлов позволяет эффективно привлечь к производству значительные сырьевые и топливно-энергетические ресурсы.

В условиях научно-технической революции значение промышленных узлов как эффективной формы территориальной организации производительных сил еще более усиливается, поскольку их формирование позволяет осуществлять концентрированный и опережающее развитие прогрессивных отраслей промышленности, оперативно внедрять в производство последние достижения науки и техники.

Создание крупных промышленных узлов требует значительных капитальных вложений в течение длительного времени, однако после завершения их строительства достигается значительный народнохозяйственный эффект и быстро окупаются вложенные средства.

Сосредоточены в крупных узлах специализированные производства, как правило, межрайонного значения отличаются повышенной фонде - и Электровооруженность, что позволяет достичь высокой производительности труда и снизить себестоимость продукции.

Важными становятся вопросы оптимизации состава и мощности предприятий промышленных узлов, комплексного сочетания развития промышленности и отраслей сферы услуг, привлечения необходимого количества строителей и рабочих промышленности, обеспечения минимальных сроков сооружения объектов и максимального сокращения затрат на их создание. Следовательно, дальнейшее совершенствование планирования формирования промышленных узлов в одной из актуальных проблем развития производительных сил страны.

Как отмечает В.Н. Красовский, узловое размещения промышленных объектов резко сокращает все расходы, а именно: за счет кооперирования предприятий - до 55%, при создании совместных коммуникаций - почти 30%, в результате компактного размещения объектов на территории - на 10%, за счет других факторов - до 5%.

Промышленные узлы с экономико-географической точки зрения являются составляющими промышленного районирования территории. Развитие промышленных узлов отличается большой сложностью, которые ставит перед наукой ряд задач теоретического и методического характера. Эти задачи решают экономико-географы, экономисты, специалисты из районного планирования, инженеры-технологи и др.. В связи с этим важно выяснить сущность понятия "промышленный узел", методические подходы к определению территории и состав промышленного узла, методика анализа структуры его промышленного комплекса и производственных связей предприятий, оценить основные факторы развития и определить направления специализации.

Существенное теоретическое и практическое значение имеет научное определение термина "промышленный узел". Несмотря на то, что в литературе встречаются самые разные толкования этого понятия, абсолютное большинство ученых считает, что главным признаком промышленного узла являются производственные связи между предприятиями, расположенными на территории города или нескольких городских поселений.

Промышленный узел - это комплексное образование, благодаря которому обеспечивается эффективность территориальной организации производства. Обязательным условием такого образования является взаимосвязано сочетание предприятий на основе совместного использования природных, трудовых ресурсов, местной материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктур.

Предприятия промышленного узла, по мнению ученых и практиков, должны быть максимально связаны между собой технико-экономическом, в том числе в технологическом, аспектах. Одно предприятие может перерабатывать сырье и полуфабрикаты другой, использовать отходы производства, выпускать оборудование, части машин, детали для предприятий узла и др..

В основу выявление и обоснование промышленных узлов может быть возложено много признаков. Основные из них достаточно полно освещены в работах А.Т. Хрущева. Автор считает, что к ним относятся: степень комплексности и особенности специализации производственно-территориального сочетания; единство транспортно-географического положения связанных между собой предприятий; общность инфраструктуры, включая все виды производственного обслуживания (строительную базу, транспортные и энергетические сооружения, подсобные и вспомогательные производства, водоснабжения и др..) общность системы расселения людей (населенных мест) экономическую эффективность территориальной организации производства1.

Итак, промышленный узел - это локализованное производственно-территориальное сочетание комплексного характера, где при взаимной приближения предприятия объединены между собой тесными производственными и производственно-технологическими связями, общим транспортно-географическим положением, системами инфраструктуры и населенных мест с целью наиболее эффективного использования материальных и трудовых ресурсов.

Понятие "промышленный узел" существенно отличается от понятий "промышленный центр" и "промышленный пункт". Последние являются ниже иерархическими ступенями промышленного районирования, они входят в состав промышленных узлов. Поэтому промышленный узел может включать, как правильно утверждает многие исследователи, два, три и более поселений, расположенных на расстоянии, которая доступна для ежедневных трудовых поездок населення1. В сочетании прежде исследуются закономерности, особенности формирования промышленного комплекса, взаимодействие всех его составляющих производств с населением и природой. Важно также отметить, что промышленные узлы - это та основа, на которой формируются и развиваются системы населенных мест.

Одним из нерешенных задач при изучении промышленных узлов является установление (делимитация) территории, объединяющей весь промышленный комплекс узла.

В связи с различным пониманием учеными термина "промышленный узел" установления его границ остается дискуссионным вопросом. При этом следует вызвать, что в некоторых исследованиях такие черты довольно часто бывают условными, т.е. до определенной степени нереальными. Большинство ученых считает, что границы узла формируются под действием нескольких групп факторов, к которым относятся: экономические, природно-географические и административно-организационные. Все они, безусловно, должны быть учтены в процессе выявления территории узла и его границ. Однако такой широкий комплексный подход оправдывается лишь при одном условии, - когда будет акцентировано внимание на существенных признаках формирования промышленных узлов. Важнейшая из них - производственная, в основе которой лежит взаимосвязь предприятий промышленного комплекса с системой производственного обслуживания. Поэтому на первом этапе выявления границ промышленного узла методика предполагает анализ производственных связей между различными отраслями и установления его ядра, а уже потом уточнения границ и зачисления в его состав остальной территории, тяготеющей к ядра на основе единства производства, расселения и транспорта. При этом следует руководствоваться известным положением о том, что промышленный узел должно ограничиваться рубежом, за пределами которого теряются преимущества не только компактного размещения предприятий, но и расселения трудящих1.


Анализ производственных связей между предприятиями позволяет определить конфигурацию производственного комплекса узла вместе с инфраструктурой на основе единства транспортно-географического положения всех предприятий. Эти связи имеют опосредованный характер и их можно рассматривать после окончательного уточнения размеров и границ узла.

В зону промышленных узлов относятся также резервные территории для промышленной застройки, территории перспективного освоения полезных ископаемых, водные бассейны местного значения и пригородные зоны сельскохозяйственной специализации, рекреационные зоны и зеленые массивы. Они образуют комплекс природных условий и ресурсов.

Некоторые исследователи (в частности В.Г. Давидович) считают, что величина территории и границы промышленных узлов определяются прежде зависимости от расселения и ежедневных пассажиропотоков, имеющих место в результате трудовых и культурно-бытовых поездок между населенными пунктами. Такой взгляд, по нашему мнению, не всегда обоснован. Промышленный узел - это определенная форма территориального сосредоточения промышленности, производственно-территориальное сочетание комплексного характера. Поэтому его территориальные границы нельзя ставить в прямую зависимость от расселения населения и трудовых связей, хотя эти признаки нужно обязательно учитывать.

Поскольку промышленный узел рассматривается как территориально-производственный комплекс локального характера, изучение последнего является главной задачей научного и прикладного направлений исследования. Анализ территориально-производственного комплекса узла начинается с изучения его структуры и связей.

Структура промышленного узла рассматривается преимущественно в двух аспектах - функционально-отраслевому (выявления состава, пропорций, тенденций и перспектив развития отдельных групп отраслей и их подгрупп) и территориальном (выявление сочетаний "сгустков" промышленности внутри промышленного узла и их взаимосвязей). В процессе анализа структуры оказываются также функции отдельных производств в территориальном делении и интеграции труда - внутренняя и внешняя (рис. 5.1). Зависимости от того, насколько отрасли принимают участие в обеспечении отдельными видами продукции других районов и формировании межрайонной функции узла, они могут принадлежать к группам межрайонного или внутрирайонных значение.

Исследование функционально-отраслевой структуры - это необходимый этап для выявления форм территориального сосредоточения промышленности на территории узла, его территориальной структуры, отражающей внутреннее строение и определенный состав промышленных сочетаний взаимосвязанных предприятий. Наиболее характерными элементами территориальной структуры узла являются промышленные центры и пункты. В зависимости от того, как размещаются промышленные объекты в узле, формируется его территориальная структура. Сложной она бывает в тех узлах, которые формируются на пересечении важных транспортных магистралей и объединяют в своем составе несколько крупных городов, менее сложной - в моноцентрические образованиях.

В ходе исследования территориальной структуры промышленного узла следует помнить, что все ее составляющие - результат действия объективных закономерностей территориального разделения труда и комплексности. Развитие каждого элемента нужно рассматривать в динамике и взаимосвязи с другими составляющими, а также с учетом перехода количественных изменений в качественные. Это означает, что отраслевые промышленные пункты постепенно могут "обрастать" предприятиями и переходить в более высокий ранг - отраслевые центры и узлы. Во всех промышленных узлах структурные элементы подчинены определенной иерархичности. Сфера влияния (границы) элемента определяется на основе изучения производственных и трудовых связей с учетом застройки резервных территорий и привлечения рабочей силы из ближайших поселений.

Среди исследователей нет единого мнения о том, что следует включать в территориальный состав узла. Очевидно, при окончательном решении этого вопроса нужно учитывать следующие критерии: расположение населенного пункта в зоне концентрации промышленности; транспортная доступность; отправления предприятиями узла сырья и готовой продукции, численность работающих, выезжающих на работу в другие населенные пункты узла; стабильность производственных связей; наличие резервной территории для перспективного развития промышленности. Для некоторых критериев в литературе приводятся конкретные величины: отправка добытого сырья и топлива на предприятия узла - не менее 50%; выезд на работу в другие населенные пункты узла - не менее 30% зайнятих1.


Исследования всех аспектов структуры промышленного узла может быть эффективным тогда, когда вивчаться внутренние и внешние связи его комплекса. Внутренние связи объединяются в несколько типов: сырьевые, топливно-энергетические, производственные, трудовые, коммуникационные. Внешние связи охватывают все указанные типы, кроме коммуникационных (связей промышленного "сервиса").

Детально исследовать связи в промышленных узлах следует с применением метода энергопроизводственных циклов. Методика изучения этого вопроса разработал М.Д. Шарыгин. Экономические связи делятся на три группы: внутришньоциклови экономико-технологические (связи внутренней структуры); мижциклови производственные (связи между структурами); внутрирайонные общеэкономические (общесистемные).

Одновременно с исследованием структуры и связей промышленного узла нужно определить уровень комплексного развития промышленности и экономическую эффективность всего сочетание промышленных предприятий.

Сейчас недостаточно внимания уделяется вопросам исследования уровня комплексного развития промышленности в узлах. Большой научный и практический интерес вызывает разработка системы показателей. Главные показатели можно объединить в несколько групп:

1) показатели общего индустриального развития промышленного узла (производство промышленной продукции на душу населения, доля групп А и Б, доля промышленно-производственного персонала в численности всего населения на 1000 человек, стоимость основных производственных фондов на душу населения);

2) показатели многоаспектности развития промышленного узла (количество отраслей основной специализации, отраслевой состав и структура промышленности);

3) показатели развития внутриузловых производственных связей (количество отраслей, взаимосвязанных в энергопроизводственных циклах, и "случайных" отраслей, доля производимой в узле продукции во всей потребленной внутри этого узла, доля внутренне узловых кооперированных поставок во всех кооперированных поставках).

Для каждой группы показателей должны быть приняты определенные критерии (эталоны), по которым можно было бы ориентироваться, исследуя любой промышленный узел.

Об эффективности развития промышленного узла, то ее также можно определить одним показателем. Однако важно обеспечить экономический эффект, который может быть дополнительно получен путем размещения предприятий на компактной территории и широкого развития взаимосвязей между предприятиями (последовательная и комплексная переработка сырья, переработка промышленных отходов).



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии