Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

История исследования Африки полна интересных, иногда трагических событий. Еще в древности египтяне начали осваивать северную часть континента. Они знали побережья Средиземного моря от устья Нила до залива Сидра

(у берегов современной Ливии), проникали в пустыню Сахару. А вот об их морские плавания известно немного. Нередко можно прочитать, что в морском сообщении они зависели от других народов Восточного Средиземноморья, например финикийцев. Это не совсем так. Данные о морских плавание египтян появляются еще во времена Пятой династии (более 42 веков назад). Так, сведения о папирусные плоты взяты из изображений в гробницах сановных лиц. Здесь было обнаружено изображение плотов для рыбной ловли, а также сцены боя между командами двух плотов. Впоследствии египтяне начали ходить в южные моря. Об этом свидетельствуют товары, доставлялись в страну. Так, диорит мог быть привезен из Омана, мера (ароматическая смола) и редкие породы деревьев - из Пунта (современное Сомали), медь - с Синайского полуострова.

 

Наиболее известна военная экспедиция в Пунт времен египетской царицы Хатшепсут (Самая среди достойных). Около 1481 до н. е. из этой страны, расположенной в Восточной Африке, получили богатую дань. На стене храма в Дер-эль-Бахари было отчеканено надписи и изображения, повествующие об этой экспедиции. Одна из надписей говорит о том, что корабли были нагружены драгоценными лесом, кучами душистых смол, свежими благовонными деревьями, черным деревом, изделиями из слоновой кости, привезенными из страны Аму, душистым деревом, хезитським деревом ахем-скими благовониями, священной смолой, краской для глаз, собакообразных обезьянами, длиннохвостыми обезьянами, борзыми, шкурами леопардов и туземцами с их детьми.

 

Замечательными мореплавателями, а также новаторами в судостроении и навигации были древние финикийцы. Эти моряки по натуре и купцы по призванию жили в городах-государствах на восточном побережье Средиземного моря. Важнейшим из них считается Tip (современный Сур в Ливане).

 

Самое большое достижение финикийцев приходится на VI в. до н. е. Именно в этот период они совершили плавание вокруг Африки по заданию одного из египетских царей - Нехао (Нехо II). На правдивость этих сведений указывает тот факт, что во время движения в западном направлении в районе южной оконечности материка финикийские мореплаватели наблюдали Солнце справа, то есть на севере.

 

Рассказ Геродота сохранила для потомков удивительные подробности неслыханного плавания финикийцев, которое продолжалось три года. Плыли они вдоль берегов материка. Когда заканчивались припасы, в первую очередь зерно, они высаживались на берег, засевали землю, а через два-три месяца собирали урожай и двигались дальше.

 

Греки называли финикийцев своими учителями и во всем считали их первопроходцами. Однако результаты путешествий легендарных мореплавателей почти бесследно пропали для следующих поколений, и не в последнюю очередь это произошло из-за их скрытность. Порой лишь свидетельство древнегреческого историка Геродота дают нам возможность узнать о больших плавания финикийцев.

 

В 825 г. до н. е. финикийцы основали Карфаген (район современного г. Тунис). Охраняя торговую монополию, карфагеняне держали в тайне торговые пути, которые выходили за пределы Гибралтарского пролива. По словам древнегреческого мыслителя, «отца географии» Эратосфена, карфагеняне «сжигали в море корабли всех чужеземцев, которые проплывали мимо их страну в Сардинию или к Гера-Клов Столбов (Гибралтарский пролив)».

 

Науке известно и об очень дальние походы карфагенян, в том числе к берегам Гвинейского залива (Африка). Плавание к берегам этого залива совершил флотоводец Ганнон, который вел флотилию из шестидесяти судов с тысячами колонистов. Однажды ночью они увидели «землю, заполненную огнем; внутри же было ... огромный костер, что достигало, казалось, звезд »; днем, по словам карфагенян, потоки огня, вылетали из этого костра, текли прямо в море. Ученые считают, что это древнейший описание действующего вулкана Камерун, расположенного на берегу Гвинейского залива.

 

Для древних народов Европы Африка была негостеприимным материком. Пути к ее внутренних территорий препятствовала жаркая пустыня Сахара, западные берега были горскими, без удобных бухт, к тому же подхода кораблей к земле мешали встречные ветры. Впоследствии непреодолимым препятствием стала «стена» экваториальных лесов, опасные болезни и враждебное отношение местных жителей.

 

В средние века даже арабы, завоеватели Северной Африки, имели не очень четкие представления о континентальную часть Северо-Восточной Африки. По сообщениям безымянных (для истории) торговцев, посетивших эти края, там полноводной реке располагается богатый город Тимбукту. В середине XIV в. этот загадочный город посетил Ибн Баттута. Он подтвердил сведения о большой торговый центр Тимбукту и побывал на большой реке, расположенной дальше на юг от города.

 

Ситуация начала меняться в эпоху Великих Географических открытий. Накануне началась своеобразная революция в мореходном-м искусстве: строились парусные суда (каравеллы), улучшилось компас, состояли более совершенные морские карты - портоланы, усовершенствовалась астролябия (угломерный инструмент, с помощью которого исчислялись положение светил и широта).

 

Вскоре португальские мореплаватели начали осваивать берега Западной Африки, уторовуючы путь в Индийский океан.

 

Первой колонией португальцев в Африке стала Сеута. Знание этой крепостью способствовало встречи европейцев с Северной Африкой. Португальцы оказались на территории, издавна вела торговлю с южными странами, получая оттуда золото, слоновую кость, пряности и рабов.

 

Огромный вклад в подготовку и осуществление дальних морских плаваний сделал принц Генрих, получил почетное прозвище Мореплаватель. Как это ни странно, но сам он не участвовал в дальних морских экспедициях. Этот португальский принц рыцарь организовал мореходную школу с обсерваторией. Сюда Генрих Мореплаватель пригласил лучших географов, картографов, астрономов, специалистов по навигационных приборов, собрал сохранены карты и рукописи античных географов.

 

Сначала ему было трудно найти смельчаков, которые рискнули бы отправиться в «море мрака». Но Генрих упорно набирал команды и посылал своих капитанов в плавание на юг, вдоль африканских берегов. Буквально шаг за шагом португальцы пробирались к экватору. Первое разведывательное плавание началось в 1418 p., Но вскоре корабли повернули назад. Вдоль африканского побережья тянулась большая и, казалось, бесконечная Сахара. Невыносимая жара и видимое отсутствие жизни нагоняли на моряков ужас. Они думали, что плывут прямо в ад.

 

Португальцам удалось закрепиться только на Мадейре (архипелаг у северо-западных берегов Африки) и на Азорских островах. Они были необитаемы, но богаты лес и пресную воду, а самое главное, располагались на ближних подступах пока нехоженых путей. На Мадейру и другие острова Генрих получил право донатария (по сути полного полного обладателя).

 

Потребовалось шестнадцать лет, чтобы португальские корабли пересекли 26 июля 'с. ш. На этой широте в океан врезается низкий песчаный мыс под названием Бохадор. Вдоль него проходит сильное течение, что образует водовороты. Каждый раз, когда корабли приближались к этому месту, моряки требовали прекратить плавание, ведь, согласно легендам, здесь вода закипала, а белые люди становились чернокожими. Более того, на арабском карте южнее Бохадор была изображена рука дьявола, выдвигается из воды.

 

Все это создало в людях внутренний барьер, который удалось преодолеть лишь хитростью. Это сделал самый способный из воспитанников принца Генриха - капитан Жил Эаниш. В 1434 г. он отправился в очередное плавание, во время которого предпринял маневра, возможно, подсказанного принцем. От Канарских островов капитан смело поплыл в открытый океан настолько далеко, что земля исчезла из виду. К берегу Эаниш вернул южнее мыса. Таким образом ему удалось преодолеть психологический барьер и устранить главное препятствие для дальних морских плаваний. По преданию, в доказательство того, что жизнь возможна и дальше на юг от легендарного мыса, председатель экспедиции привез принцу Генриху букет высушенных цветов.

 

Через десять лет после того, как Ж. Эаниш обогнул мыс Бо-Хадора, другой португальский мореплаватель продвинулся уже на 400 миль дальше на юг. Здесь он смог раздобыть золото и рабов негров, тем самым положив начало португальской работорговли. В середине XV в. португальцы уже обогнули Зеленый Мыс и достигли атлантического побережья Африки между реками Сенегал и Гамбия. Это был густонаселенный район, богатый золотой песок, слоновую кость и пряности. После этого европейцы начали проникать вглубь материка в поисках золота и живого товара. Принц Генрих на словах выступал против работорговли, но на деле мирился с ней. В Западную Африку стали регулярно отправляться корабли. их команды охотились на невольников, обменивали на безделушки золотой песок, слоновую кость и пряности. Принц получал часть добычи.

 

В 60-70-х pp. XV в. португальские моряки достигли побережья Гвинейского залива и пересекли экватор. Вскоре на Португаль-ских картах появились новые красноречивые названия: «Перцовый берег», «Золотой берег», «Невольничий берег», «Берег слоновой кости».

 

Португальским мореплавателям понадобилось несколько десятилетий, чтобы пройти путь экспедиции Ганнона двухтысячелетней давности. Но европейцы имели более совершенные корабли и навигационное оборудование, чем древние карфагеняне! Можно предположить, что к концу Средневековья климат в этом регионе изменился к худшему в конце пустыни Сахары. Впрочем, причина здесь, по-видимому, все же преимущественно психологическая.

 

Значительные успехи в продвижении португальцев вдоль Африки связаны с временами короля Жуана II (на престоле с 1481 г.). В начале его правления были организованы две экспедиции мореплавателя Диего Кана (1481-1487). Известно, что во время первой экспедиции Кан прошел вдоль берега Африки почти 700 км и завершил открытие Гвинейского залива. В одном из районов португалец обратил внимание на то, что вода резко отличается по цвету от океанической, она оказалась опресненной. Мореплаватель сделал правильный вывод, что находится близ устья какой-то очень большой реки: так было открыто устье р Конго. Кан высадился на берег и установил там падран (увенчаны крестами каменные столбы), что было свидетельством присоединения открытых земель к владениям короля Португалии.

 

На падраны с одной стороны было отчеканено герб и имя порта-галльского короля, а с другой - имя мореплавателя и дата открытия земли. Эти знаки не только подтверждали первенство Португалии в открытии этих мест, но и служили ориентирами для мореплавателей, а также были символом христианства и призывом к обращения язычников в истинную веру.

 

На берегу капитан вел «немой торг» с местными жителями, потому что их язык не имел ничего общего с языками гвинейцев, которые служили португальцам переводчиками. Затем мореплаватель продолжил плавание на юг, поставив по крайней мере еще один падран на побережье современной Анголы (13 ° ЗО 'ю. Ш.). В Португалию Диего Кан вернулся в апреле 1484

 

Осенью 1484, по другой версии - в 1485 p., Мореплаватель вышел из Лиссабона во главе экспедиции из двух кораблей. На этот раз он продвинулся дальше на юг и достиг мыса Кросс (21 ° 50 'ю. Ш.), Расположенного на побережье пустыни Намиб. Здесь тоже было установлено падран. Есть сведения, что на обратном португальцы поднялись рекой Конго и приняли на борт как посла принца государства Конго. Дальнейшую судьбу Диего Кана не ясно: по одной версии, он умер в дороге, по другой - достиг родных берегов в августе 1487

 

Открытие мореплавателей того времени пристально скрывались. Вывоз из Португалии карт с новыми данными было запрещено, а за разглашение секретных сведений можно было лишиться головы. Такая практика была обычной в ту эпоху. Трудно сказать, сколько важных открытий по этой причине осталось неизвестными ни современникам, ни ученым более позднего времени.

 

Задача обогнуть с юга Африканский континент и найти путь в Индию было поставлено перед экспедицией Бартоломеу Диа-я (около 1450 - 1500 pp.). В августе 1487 p. в море вышли возглавляемые им две каравеллы и грузовой корабль с запасами продовольствия и необходимым снаряжением. Через четыре месяца Диаш достиг последнего из падраны, установленных Каном, и продолжил путь на юг. Чем дальше продвигались португальцы, тем про-лоднишимы становились дни, а море - более бурным. Вскоре разыгрался сильный шторм, который отверг корабли экспедиции далеко в открытый океан. Когда стихия утихла, Диаш приказал плыть на восток, чтобы снова подойти к африканскому берегу. Прошло несколько дней, а земля так и не появлялась. Тогда капитан взял курс на север, и вскоре на горизонте начали виднеться горы. Уставшие тяжелым плаванием, моряки требовали немедленно отправиться домой. Диашу удалось получить согласие команды на то, чтобы корабли шли вдоль берега еще два дня. Этот небольшого времени оказалось достаточно для достижения того места, где береговая линия поворачивала на север. Итак, европейцы оказались в Индийском океане.

 

В знак этого знаменательного события на берегу было установлено падран, и корабли двинулись обратно. Через некоторое время португальцы открыли мыс, который, по преданию, Диаш назвал мысом Бурь. Однако за ним закрепилось название, данное Жуаном II - мыс Доброй Надежды, надежды на то, что морской путь в Индию вскоре будет открыт.

 

В декабре 1488 экспедиция Диаша вернулась в родной Лиссабон. Известие о результатах поразила и несказанно обрадовала португальцев, ведь, согласно карт Птолемея, Африка простиралась далеко на юг, а Индийский океан представлял собой замкнутый водоем. Поэтому подтвердились самые смелые предположения отдельных ученых, которые считали, что в Индию можно добраться океаном, так называемым восточным путем.

 

После возвращения Диаша в Португалию король Жуан II щедро наградил мореплавателя, однако больше не поручал ему командование далекими экспедициями, которые обещали значительные прибыли. Одни объясняют это уступками морякам, взбунтовались при последнего плавания, другие - претензиями на слишком большую награду за сделанные открытия. Диаш надолго был отстранен от активного мореплавания, но не отстранен от подготовки новых плаваний, ведь он был очень опытным капитаном.

 

Жуан II назначил Диаса ответственным за снаряжение экспедиции, отправлялась в Индии. Ее должен был возглавить малоизвестный придворный Васко да Гама. Будучи противоположностью Диаса, да Гама считал главным конечный результат, которого он должен достичь угодно.

 

По приказу Мануэля I, сменивший умершего Жуана II, Васко да Гама отплыл в Индии в июле 1497 В путь отправились два тяжелые корабли, легкое быстроходное судно, а также транспортный корабль с запасами продуктов и снаряжением для ремонта. Они были оснащены самыми для своего времени навигационными приборами.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии