Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Особенностью Атлантического океана (это название впервые появилось на карте Мартина Вальдземюллера в 1507 г.) и его морей является то, что на их берегах возникло немало древнейших государств мира. Прежде всего это касается

Средиземноморья, стал родиной Древнего Египта и минойской цивилизации (центр - остров Крит), финикийских городов-государств и Древней Греции, Карфагена и Древнего Рима.

 

О египтян нередко можно прочитать, что в сфере морского сообщения они зависели от других народов Восточного Средиземноморья, например финикийцев. Это не совсем так. Известны детали конструкции египетских морских кораблей, созданных еще четыре с половиной тысячелетия назад. Техника их строительства основывалась на традициях создания речных судов. Чтобы они могли выдерживать серьезные морские переходы, их постоянно совершенствовали, в частности укрепляли корпус.

 

Судя по некоторым изображений и надписей на стенах усыпальниц, относящихся к середине III тыс. до. е., египтяне строили суда из стеблей папируса. Деревья в Египте не хватало, а папируса всегда было достаточно, и его использовали не только для письма. Стебли папируса не тонут в воде, поэтому из них сначала начали делать двухместные челноки для ловли рыбы и птиц, плоты и лодки для плавания Нилом, а затем корабли, пригодные для морских походов в Средиземном и Красном морях.

 

В Средиземном море египтяне решились появиться примерно за три тысячелетия до н. е., когда накопили опыт и навигационные знания. С этого времени конструкция судов стала быстро совершенствоваться, резко возросло количество их типов. В это время (между 3000 и 2778 до н. Э) египтяне построили первую известную нам верфь.

 

Одно из первых плаваний египтян Средиземным морем было осуществлено в начале XXVII в. до н. н.э., когда из финикийского города Би-бла (современный Ливан) сорок судов доставили в Египет древесину знаменитого ливанского кедра. Примерно через сто лет с дельты Нила была отправлена флотилия в Палестину и Сирию, которая привезла из этих стран вино и оливковое масло.

 

Замечательными мореплавателями, а также новаторами в судостроении и навигации были древние финикийцы. Эти моряки по своей природе и купцы по призванию жили в городах-государствах на восточном побережье Средиземного моря. Важнейшим из них считается Тир (современный Сур в Ливане). Конце XII - начале XI в. до н. е. Тир превратился в средиземноморскую морскую державу и начал осуществлять финикийскую колонизацию Средиземноморья, в том числе в современной Испании (современный г. Кадис), Африке (Утика, Ликс), Сицилии.

 

Свои торговые корабли финикийцы называли «морскими конями» - то ли потому, что их форштевне (брус по контуру носового заострения судна) чаще всего были украшены резной круто-гривой головой лошади, то по имени изобретателя этого типа судов - тирянина хиппи (это имя греч. «конь»). Многие ученые считают, что на своих несовершенных судах финикийцы выходили в открытое море, не удавалось большинства морских путешественников к ним и многие сотни лет после них.

 

Важнейшей целью плаваний финикийцев было добывание спиралевидных пурпурных раковин: из них получали сок для окраски тканей. Эти ракушки, согласно легенде, обнаружила собака Мелькарта (бога-покровителя Тира) во время прогулки по морскому берегу. Непревзойденный финикийский пурпур носили цари всего Средиземноморья. По одной из версий, он дал название и самому народу: «фойникс» гречески - «пурпурный». Другая гипотеза связывает имя финикийцев с Египтом: язык его жителей «Фенех» означает «кораблестроитель».

 

Длина финикийских маршрутов может показаться неправдоподобной. Несколько веков они «царствовали» на просторах Средиземного моря и выходили в Атлантический океан. Южнее Гибралтарского пролива финикийцы доходили до о-вов Зеленого Мыса и, вероятно, достигали современного Сьерра-Леоне. Высказываются предположения, что именно критские моряки первыми открыли Канарские и Азорские острова. По некоторым версиям, они даже достигали Британии.

 

Интересно, что финикийцы не пропускали чужих купцов за Гибралтарский пролив. Движение через нее контролировался специальными гарнизонами.

 

Многие специалисты считают, что в своих дальних плаваниях финикийцы достигали юго-запада Англии. Благодаря этому они были монополистами на такие товары, как олово, янтарь, некоторые разновидности дорогих мехов, поставляемых в страны Средиземноморья с Британских островов и стран Северной Европы.

 

Самое большое достижение финикийцев приходится на VI в. до н. е. Именно в этот период они совершили плавание вокруг Африки по заданию одного из египетских царей - Нехао (Нехо II). На правдивость этих сведений указывает тот факт, что во время движения в западном направлении в районе южной оконечности материка финикийские мореплаватели наблюдали Солнце справа, то есть на севере. Рассказ Геродота сохранила для потомков удивительные подробности беспрецедентного плавания финикийцев, длившееся три года. Плыли финикийцы вдоль берегов материка. Когда скинчалися запасы продуктов, прежде зерна, они высаживались на берег, засевали землю, а через два-три месяца собирали урожай и двигались дальше.

 

Греки называли финикийцев своими учителями и во всем считали их первопроходцами. Однако результаты путешествий легендарных мореплавателей почти бесследно пропали для следующих поколений, не в последнюю очередь из-за скрытность самых финикийцев. Только свидетельство древнегреческого историка Геродота дают нам возможность узнать их большие плавания.

 

Наиболее древней морской державой был Крит (современная Греция), которому подчинялись многочисленные острова Эгейского моря. Большую часть населения страны составляли «минойцы». Эта условная название, как и термин «минойская культура», происходит от имени героя древней мифологии - царя Миноса. Возможно, что значительное влияние на развитие этой цивилизации имели жители дельты Нила, которые переселились на остров около III тыс. до. е.

 

Могущество первой морской державы основывалась на силе флота. Археологические открытия последних десятилетий свидетельствуют в пользу того, что трехмачтовые суда критян плавали в Средиземном море более четырех тысяч лет назад. Сравнительно недавно ученые обнаружили останки древнего корабля с грузом амфор, пролежавшие под водой около четырех с половиной тысяч лет.

 

Большинство специалистов считает, что с конца ИИИ и к середине II тыс. до н. е. критяне бороздили просторы Средиземноморья от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта. Море было их родной стихией. Память об этом сохранилась в мифах о царе Мино-са и морское могущество его государства.

 

Главными предметами критского экспорта сначала было вино и оливковое масло, свидетельствует о развитом земледелии. В свою очередь на Крит доставляли лазурит из Египта или Ливии, бивни слонов для изготовления статуэток из Африки или Индии (через Малую Азию), благовония из Палестины и Африки, металлические части для кораблей с Финикии.

 

Торгуя и воюя, критяне основали колонии на Кипре и Родосе, распространили свое влияние на побережье полуострова Пелопоннес. Известно, что часть древних полисов Греции, в том числе Афины, платили критяне дань. В XVI-XV вв. до н. е. они сделали довольно важное открытие - обнаружили пролива, соединяющих Средиземное и Черное моря. Следовательно, они могли проходить через Дарданеллы и Босфор.

 

Около 1470 до н. е. критские здания неожиданно были разрушены, а флот, вероятно, уничтожен. Возможно, это произошло вследствие гигантской природной катастрофы, например землетрясения или извержения вулкана, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушений, обнаруженные при раскопках. Крит, оставшийся без защиты, был захвачен воинственными ахейцами. Впоследствии на остров обрушились новые волны переселенцев и завоевателей. К концу XV в. до н. е. упоминания о Крит исчезают и из египетских текстов.

 

В 825 г. до н. е. финикийцы основали Карфаген (район современного г. Тунис). Обустроив удобную и надежную базу, они хлынули в морские просторы. При этом действовали планомерно, создавая опорные пункты, необходимые для хранения товаров и укрытия от морской стихии. Постепенно карфагеняне стали хозяевами африканского побережья Средиземноморья до Гибралтарского пролива, которую они называли «столбами Мелькарта».

 

Самую роль в развитии Карфагена сыграло его чрезвычайно удобное географическое положение в южной части Средиземноморья. Город располагался в восточной части небольшого мыса, который с юга прикрывал цепь холмов. Благодаря этому карфагенянами не пришлось строить сложных оборонительных сооружений, а достаточно было укрепить узкую полосу земли вблизи города.

 

В 665 г. до н. е. корабли карфагенян начали ходить на север и запад. В западной части Средиземного моря, на берегах Питиус-ских островов (архипелаг Балеарские острова, в 200 км к востоку от Пиренейского полуострова) они основали колонию Ебесс. Достигнув южного берега Кельтики, создали торговую факторию, напоминавшей родной город, поскольку располагалась на гористом мысе, который врезался далеко в море.

 

Вскоре карфагенян заинтересовал самый большой остров в Средиземном море - Сицилия. Здесь они основали город-крепость Панорм: выбор удобное место - в низменной бухте, окруженной цепью скалистых гор. Постепенно карфагеняне заняли на Сицилии все мысы, а также прибрежные островки. Это позволяло им не только вести торговлю, но и контролировать значительные просторы Средиземного моря.

 

Чтобы еще больше укрепить свои позиции, на расположенных между Сици-Лией и Карфагеном островах были созданы два форта. Благодаря этому вся западная часть Средиземного моря оказалась под контролем Карфагена. Чтобы отбить у других кораблей желание заплывать сюда, они распространяли слухи о различных чудовищ, живущих в этих водах. В 535 г. до н. е. карфагеняне покорили и остров Сардинию.

 

Оберегая торговую монополию, карфагеняне держали в тайне торговые пути, которые выходили за пределы Гибралтарского пролива. По словам древнегреческого мыслителя Эратосфена, карфагеняне «жгли в море корабли всех чужеземцев, которые проплывали мимо их страну в Сардинию или к Геракла Столбов (Гибралтарского пролива) ...»

 

Науке известно и об очень дальние походы карфагенян, в том числе к берегам Гвинейского залива (Африка) и Оловянных островов (Великобритания). Плавание к берегам Гвинейского залива совершил флотоводец Ганнон, который вел флотилию из шестидесяти судов с тысячами колонистов. Однажды ночью они увидели «землю, заполненную огнем; внутри же было ... огромный костер, что достигало, казалось, звезд »; днем, по словам карфагенян, потоки огня, которые вытекали из этого костра, текли прямо в море. Ученые считают, что это древнейший описание действующего вулкана Камерун, расположенного на берегу Гвинейского залива.

 

Политика жесткого контроля над торговлей в Западном Средиземноморье привела к конфликту между Карфагеном и его наймогут-нишим врагом - Римом. Во время Второй Пунической войны римлянин Сципион Африканский-старший нанес поражение полководцу Анне-бала в битве под Замом (далее южнее Карфагена). В результате Карфаген потерял право на большой флот и все владения в Испании.

 

Постепенно критян, финикийцев и карфагенян на морских просторах изменили греки. Еще в давние времена они распадались на несколько ветвей, в частности ахейскую, дорийского, эолийском, ионийскую. Стремление к дальних морских экспедиций было свойственно не всем. Сначала «морским» народом стали жители побережья Пелопоннеса - греки-ахейцы. Им удалось завоевать Крит и его владения, в том числе острова Родос и Кипр. На острове Эвбее, в Аттике и других областях Греции ахейцы основали ряд поселений. Впоследствии некоторые из них выросли в города-государства (полисы).

 

Но лучшими мореплавателями Эллады все-таки стали ионийцы, населявших Аттику, часть о. Эвбея, о-ва Хиос, Самос, Наксос. Сначала они плавали в Средиземном, Мраморном и Черном морях. Как торговые корабли ионийцы использовали преимущественно парусные суда, как военные - длинные гребные.

 

Торговые суда греков в значительной мере зависели от ветра. Корабли без килей и с малой парусностью не могли ходить круто против ветра, их слишком сносило даже при галфвинд (курс парусного судна, при котором его продольная ось перпендикулярна направлению ветра). Беспомощность судов в плохих погодных условиях ограничивала время судоходства периодом хорошей погоды (обычно от середины марта до конца октября). В период с начала ноября до середины марта суда выходили из гаваней лишь в крайнем случае. При наличии таких несовершенных средств успехи древних греков, «перепахали» все Средиземное море, выходили в Атлантический океан и достигали Англии, следует признать поразительными. Со второй половины VII в. до н. е. греки двинулись в Понт Евксин-ский (Черное море). Особенно им понравилось Южное Причерноморье, но места для обустройства колоний были и на противоположном берегу. Больше всего их основали мореплаватели из города Милета, располагавшееся в Ионии (Малая Азия). Первые поселения обычно создавались на побережье, где были хорошие гавани, а вокруг простирались плодородные земли. Часть из таких поселений превратилась в города. Из них Пантикапей (Керчь), Ольвия (берег Днепровско-Бугского лимана), Херсонес (окраина г. Севастополь). В Крыму древнегреческие колонии существовали почти тысячелетия. До нашего времени сохранились руины Херсонеса Таврического с руинами стен и башен, кварталов и храмов, театра и мастерских.

 

В VII в. до н. е. греки посещали и Кавказское побережье Понта Эвксинского, где также основали ряд поселений. Через Боспор Киммерийский (Керченский пролив) они проходили в Меотиду (Азовское море) по ценной осетровой рыбой.

 

Одним из примеров путешествий более позднего периода является плавание древнегреческого астронома, математика и географа Питеас (Пи-фея). Он был уроженцем Массалии (современный Марсель), откуда в 320 г. до н. е. отток в Средиземное море и, опасаясь финикийцев, прошел через Геркулесовы столбы (Гибралтарский пролив). Обогнув Пиренейский полуостров, он оказался в большой Бискай-ской заливе. Затем плыл вдоль побережья страны кельтов и достиг пролива Ла-Манш. Там Питеас пристав к острову Великобритании, в то время известного грекам под названием Альбион (Albion - слово кельтского происхождения; по другой версии, слово происходит от лат. Albus - «белый», через меловые скалы близ Дувра). Здесь мореплаватель узнал, что к северу от Альбиона находится таинственная земля «Туле» (очевидно, остров Исландия). В переводе с местного наречия это название означает «край», «предел». Несмотря на огромные трудности дальнего плавания, Питеас прошел пролив (сейчас - Северная) между островами Великобритания и Ирландия и вышел в открытые пространства Атлантического океана. Возможно, он проплыл Оркнейские и Шетландские острова и, достигнув Фарерских островов, пошел дальше - до 61 ° с. ш. (Здесь максимальная продолжительность светлого времени суток составляла 17-19 часов).

 

Дальнейшему плаванию Питеас помешали сложные погодные условия - низкие температуры и штормовой ветер. Путешественник был вынужден повернуть на юг к берегам Скандинавского полуострова. Никто из древних греков и даже римлян не заходил настолько далеко на север. Впоследствии в своих записках мореплаватель назовет землю Туле «последней чертой».



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии